Концепции игровой культуры

Наиболее известная концепция игровой культуры изложена в работах нидерландского ученого, профессора Лейденского университета, Йохана Хёйзинга (1872-1945). Когда Германия оккупировала Голландию, он в свои 70лет попал в концлагерь, который из-за общественных выступлений ему заменили ссылкой, которую он, тем не менее, не пережил.

Основная работа – «Человек играющий» (homo ludens). Игра старше культуры и предшествует ей, творит ее. В концепции Хёйзинга ключевым понятием является агон – состязание по определенным правилам. По мнению ученого, вся история древних культур и традиционных обществ свидетельствует о том, что состязание присутствовало во всех формах культуры. Таким образом, культура первоначально разыгрывалась.

В древности даже военные действия представляли собой состязания по определенным правилам. В древности военные действия представляли собой поединок двух наиболее могучих представителей с каждой стороны.

По мере развития игровые формы культуры вытесняются. В культуре возникают понятия, нормы и обычаи, не связанные с игрой. Культура становится более серьезной. Политика и война утрачивают всякое соприкосновение с игрой. Нарушение норм международного права – яркий пример кризиса культуры. Подлинная культура не может существовать без игрового содержания.

17.11.2011

Лекция 6 «Структурно-функциональный подход к культурологии»

Структурно-функциональный подход сформировался в начале 20го века на базе позитивистской философии. Позитивисты считали, что наука может стать реальной силой в утверждении оптимальных принципов общественного устройства. В британской науке это направление было особенно актуальным. Поскольку были необходимы методы управления огромной колониальной империей. Один из основателей структурно-функционального подхода – английский ученый польского происхождения Бронислав Малиновский (1884 – 1942). Он родился в Кракове, но научную деятельность начал в экспедициях по изучению народов Гвинеи и Милонезии, а затем преподавал в Англии и США. 2 основные работы: «Магия, наука и религия» и «Научная теория культуры». Малиновский рассматривал культуру как интегрированное целое, т.е. как совокупность разных видов человеческой деятельности в области материального и духовного производства. В основе культуры лежат биологические потребности человека, в частности, он выделил «основные потребности»: воспроизводство, телесный комфорт, безопасность, здоровье и др. В культуре им соответствуют: безопасности – защита, здоровью – гигиена, и т.д. Процесс удовлетворения потребностей Малиновский обозначил термином «функция». Поэтому функция любого явления культуры – это процесс удовлетворения одной из человеческих потребностей. Одним из центральных понятий его концепции является «институт». Институт – это механизм удовлетворения потребностей. А сама культура – это совокупность институтов.

Основные потребности в своей производной форме составляют набор ценностей любой культуры. Вся жизнь общества протекает как процесс удовлетворения потребностей в рамках деятельности того или иного института. Эти институты составляют социальную организацию общества, и изменения в культуре происходят на уровне институтов. Таким образом, культурное изменение – это изменение механизма удовлетворения одной из потребностей.

Английский антрополог Альфред Редклифф-Браун (1881 – 1955) свою научную деятельность также начинал в экспедициях, а затем занимался преподаванием в США и в Англии. Основные работы: «Естественная наука об обществе» и «Социальная организация австралийских племен». Понятие культуры в работах этого ученого претерпевало изменения, но в целом культуру он рассматривал как систему, которая лежит в основе и биологических организмов, и человеческого общества. Любая система – отношения между ее элементами. Поэтому в обществе основная роль принадлежит социальной системе и связанным с ней социальным отношениям. Социальная структура общества определяется кругом «интересов»(потребностей), которые порождены биопсихологической природой человека. Поскольку биопсихологическая природа человека неизменна, во всех социальных структурах можно обнаружить универсальные черты. Поступки индивида мотивированы общественными нормами и обычаями, которые человек наследует от общества. Исходя из этого, поведенческая стратегия человека определена уже существующей системой общественных отношений. Общественные отношения бывают:

° Подобие – это деятельность людей, которые не связаны между собой.

° Взаимодействие – деятельность людей, связанных друг с другом.

Устойчиво повторяющееся взаимодействие означает согласованность интересов. А общность интересов создает социальные отношения.

Структурно-функциональный подход ориентирован на изучение общества в статичном состоянии, т.е. без учета его исторических изменений.

Культурно-эволюционна школа (Лесли Уайт)

Лесли Уайт, американский культуролог и антрополог (1900 – 1975).

Всю жизнь он посвятил «кабинетной» науке, занимался преподаванием. Основные работы: «Концепция культуры» и «Наука о культуре». Он опирался на труды Генри Моргана и Эдуарда Тайлора, которые были представителями эволюционного направления. По мнению эволюционистов, все человеческие культуры проходят универсальные стадии развития, которые вырастают одна из другой: дикость – варварство – цивилизация.

Уайт сохранил основное положение эволюционизма: одна форма вырастает из другой. Преемственность между формами Уайт распространил на понимание развития цивилизации. Он считал, что все они взаимосвязаны и одна вырастает из другой. Уайт также понимал культуру как интегрированную систему, в которой существует 3 подсистемы:

° Технологическая (средства производства, средства существования, средства нападения и защиты;

° Социальная (типы коллективного и индивидуального поведения)

° Идеологическая (политические идеи, верования и знания)

Среди этих трех подсистем Уайт выделял ведущую – технологическую. Человек изначально был вынужден приспосабливаться к природному окружению, а эта подсистема обеспечивала выживание. Именно к ней в конечном итоге восходит культура.

Уайт считал, что основной функцией культуры является извлечение энергии для удовлетворения насущных потребностей: пища, жилье, воспроизводство. И развитие культуры идет за счет увеличения количества энергии на душу населения. Существует Закон Уайта: Уровень развития культуры определяется объемом произведенной энергии и эффективностью ее использования. По сути дела, это повторение термодинамического принципа: накопление, хранение и преобразование энергии. Фундаментальным признаком, отличающим людей от животных, Уайт считал способность к символизации. Символ выступает в качестве основного признака общественной жизни. Символизированные предметы и явления во взаимосвязи друг с другом составляют культуру.

В своей итоговой работе «Концепция культурных систем» Уайт рассматривал проблемы становления глобальной системы культуры и высказывал аргументы по возможности прогнозирования культурного развития.

Точность ответа всегда задана точностью вопроса.

Для того чтобы задать вопрос, надо наполовину знать ответ.

01.12.2011

Лекция 7 «Концепция культуры Фридриха Ницше»

Фридрих Ницше (1844-1900)

Свой философский подход он определил как «переоценку всех ценностей». По его мнению мир существует бессмысленно и хаотично, он чужд человеку и для него непостижим. И только в искусстве мир получает смысл. Жизнь человека, как частный случай мирового бытия, наполнена страданиями, страхом и ужасом. Ницше смотрит на мир человека довольно мрачно. По его мнению человек – либо творец, либо сам материал для творчества. Ницше выделяет несколько типов людей:

1. Люди преимущественно духовные

2. Люди преимущественно мышечные (т.е. наделенные сильным темпераментом)

3. Люди посредственные (самый многочисленный тип)

Первый и второй тип составляют элиту, «высшую касту». Третий тип, который составляет большинство, не способен к творчеству. Только «высшая каста» обладает правом и привилегией воплощать на земле счастье, создавать красоту. Высокая культура возникает лишь там, где существуют две противоположные общественные касты: каста свободного труда и каста принудительного труда.

Когда создается культура, справедливое распределение счастья является несущественным вопросом, потому что те, кто не способен к творчеству, должны принести себя в жертву (пожертвовать своим счастьем добровольно).

Ницше был сторонником «здорового» аристократического искусства – «искусства большого стиля», которое предназначено для избранных – для «господ Земли». Не случайно идеология Третьего рейха многие цитаты Ницше взяла себе на вооружение.

Согласно теории Ницше культура развивается в ходе противоборства двух начал. Эти два начала он связал с именами двух греческих богов: Аполлон и Дионис. Аполлоновское начало он связывал с деятельностью теоретического разума, которое воплощает в жизнь уверенность. Дионисийское начало разрушительно по своей сути, оно разрушает традицию и мораль. Расцвет древнегреческой культуры был связан с дионисийским началом, которое расчистило дорогу для культурного творчество (смело все старые нормы). А упадок – с аполлоновским началом, которое стремилось установить мораль, но тем самым уничтожило первоначальный энергетический заряд. Мир истинного творчества не признает ни долга, ни ответственности, ни морали. Искусство находится по ту сторону добра и зла. Ницше считал, что нравственные принципы не могут быть навязаны обществом, религией или воспитанием. Человек сам определяет и судит себя.

Ницше более всего ценил человеческую уникальность, способность на самоопределение. «Из всего написанного я люблю только то, что написано собственной кровью» - истинно и верно только то, что человек выстрадал и выстоял самостоятельно.

Тот человек, который не доверяет природе, а доверяет морали, - раб, винтик в механизме. Тот, кто преодолевает слабости современной ему культуре, - сверхчеловек. Но для того чтобы стать сверхчеловеком, нужно пройти цикл превращений. Эти превращения он описал в своем произведении «Так сказал Заратустра». Согласно Ницше, человеческий дух сначала должен сделаться верблюдом, который покорно тащит груз человеческой культуры. Затем нужно стать львом. А затем – просто ребенком. Лев освобождается от поклажи – условностей. А ребенок – это символ начала, готовности к созиданию. Освобожденный от общественного влияния и морали стада, сверхчеловек несет ответственность только перед собой.

Ницше неоднократно подчеркивал, что между моралью и свободой он, конечно, выбирает свободу; поскольку мораль прикрывает духовную нищету и коллективизм. Разумеется, он не мог не оценивать ум и настроения своего времени, хотя он и пытался создать модель, которую можно было бы распространить на всю историю человечества. Современное мышление, по его мнению, заражено нигилизмом, который обесценил высшие идеалы. Нигилизм ведет к потери самого смысла существования. Именно благодаря нигилизму торжествует рациональное мышление, стадная мораль и социальное равенство, которое проповедуют социалисты. По словам Ницше, существует пассивный нигилизм и активный нигилизм. Активный нигилизм, отрицая старые ценности, утверждает новые, он утверждает волю к власти.

Философское наследие Ницше было не только предметом научной критики, но и стало ареной политической борьбы. Нацисты широко цитировали Ницше в своих пропагандистских заявлениях. Но одновременно с этим идеи Ницше оказали глубокое влияние на гуманистическую философию XX века.

«Счастье мужчины – я хочу. Счастье женщины – он хочет» Ницше

Наши рекомендации