Примерные темы курсовых работ по теории и истории культуры
1.Культурология как наука.
2. Современные трактовки предмета культурологии.
3. Возникновение культуры, многообразие культурологических подходов.
4. Культура и цивилизация: сравнительный анализ.
5. Концепция культуры А.Тойнби.
6. Искусство как феномен культуры.
7. Стили и направления в художественной культуре.
8. Концепция культуры Н.Я.Данилевского.
9. Культура и субкультура.
10. Культура и природа.
11. Экологические проблемы в РБ.
12. Игровая концепция культуры. Й.Хёйзинга и его труды.
13. Роль игры в развитии личности.
14. Проблема типологизации культуры.
15. Особенности типа культуры в Беларуси.
16. Язычество и христианство на Беларуси.
17. Культурологические идеи в творчестве Бахтина.
18. М.М.Бахтин: концепция карнавала.
19. Символы в контексте культуры.
20. Диалог культур и перспективы социокультурной глобализации.
21. Проблема реконструкции элементов белорусской символики.
22. Сочинение Й.Хёйзинги «Осень средневековья»: разработка культурологической проблематики.
23. Циклическая концепция Шпенглера.
24. Архетипы и их роль в культуре.
25. Культура древних княжеств на Беларуси.
26. Культура эпохи Просвещения на Беларуси.
27. Культура ХІХ века на Беларуси.
28. Культура Беларуси ХХ века.
29. Перспективы развития культуры на Беларуси в ХХІ веке.
30. Культурологический анализ эпохи европейского Возрождения.
31. Карл Ясперс об осевом времени.
32. Особенности культуры эпохи Возрождения в Беларуси.
33. Особенности культуры эпохи Просвещения в Беларуси.
34. Белорусская культура Средневековья.
35. Реформация и её роль в истории культуры.
36. Контрреформация и культура барокко.
37. Скорина и Лютер. Сравнительно-культурологический подход.
38. Информация и её роль в культуре в наши дни.
39. Футурология о судьбах культуры.
40. Социодинамика культуры.
41. Роль рекламы в массовой культуре.
42. Перспективы развития культуры в Республике Беларусь.
43.Линейно-эволюционистские концепции развития культуры (Г.Л.Морган, Э.Тайлор, Дж.Дж.Фрэзер и др.).
44. Циклические концепции развития культуры (Н.Данилевский, О.Шпенглер, П.Сорокин, А.Тойнби, П.Флоренский и др.).
45. Семиотические концепции культуры (Ю.Лотман, Р.Барт и др).
46. Психоаналитические концепции культуры (З.Фрейд, К.Юнг и др.).
47. Место белорусской культуры в европейском социокультурном пространстве.
48. Ценности, нормы и идеалы как смыслообразующие детерминанты культуры.
49. Проблемы общечеловеческих ценностей и их роль в культуре.
50. Влияние научно-технического прогресса на материальную и духовную культуру.
51. Современная информационная культура.
52. Языческое наследие в духовной культуре современной Беларуси: обычаи, обряды, суеверия.
53. Феномен популярности молодёжных культур в ХХ веке.
54. Молодёжные культуры Беларуси.
55. «Национальные образы мира» (эллинский, индийский, русский, болгарский и т.д.).
56. Пути и формы консолидации национальных культур в Беларуси.
57. Региональные и локальные культуры в Беларуси.
58. Наука и религия как символические модели мира.
59. Религиозное искусство.
60. Православный тип культуры.
61. Католическая культура.
62. Особенности межконфессиональных отношений в Беларуси.
63. История униатства в Беларуси.
64. Система нравственных ценностей как основа культуры.
65. Личные идеалы и идеалы культуры.
66. Формы взаимосвязи политической и правовой культуры.
67. Роль экономической культуры в жизни белорусского общества.
68. Проблема формирования политической культуры личности.
69. Нравственная сторона научной деятельности.
70. Профессиональная этика социального работника.
71. Психологические проблемы художественного творчества.
72. Роль средств массовой коммуникации в функционировании культуры общества.
73. Роль художественной культуры в утверждении национального самосознания.
74. Этнические основания искусства.
75. Влияние новых технологий на культуру.
76. Проблема свободы творчества художника.
77. Теория генезиса культуры.
78. Миф как явление культуры.
79. Миротворчество в культуре ХХ века.
80. Диалог культур (на примере взаимодействия культуры Индии и европейской культуры).
81. Библейские образы в искусстве.
82. Специфические свойства античной ментальности.
83. Роль зрелища в римской культуре.
84. Ломка стереотипов в восприятии средневековой культуры в современной культурологии.
85. Сенситивный тип культуры (П.Сорокин).
86. Роль зрелища в современной художественной культуре.
87. Постмодернизм в культуре ХХ века.
88. Культурологические проблемы в работах А.Тоффлера.
89. Социокультурные процессы на постсоветском пространстве.
90. Актуальные проблемы белорусской культуры.
91. Футурология о глобальном моделировании развития культуры ХХI века.
92. Культурологическое осмысление глобальных проблем современности.
93. Нравственный аспект хозяйственной (экономической) деятельности.
94. Проблема упадка европейской культуры как следствие нарушения равновесия между природой и культурой в философии ХХ века.
95. Кризис нравственных ценностей в СНГ в переходный период (1985-2000).
96. Нормативно-регулятивные механизмы культуры как отражение интересов личности и общества.
97. Образ человека в античной (средневековой, возрожденческой, техногенной и др.) культуре.
98. Роль языка в межличностной и межгрупповой коммуникации.
99. Роль белорусского языка в процессах национального возрождения.
100. Основные черты белорусской ментальности.
101. Роль национальной интеллигенции в возрождении национальной культуры.
102. Состояние традиционной народной культуры Беларуси в ХХI в.
103. Перспективы развития культурного наследия в Беларуси.
104.Антропологический кризис в культуре ХХ-ХХІ столетий.
105. Личность в культуре: от первобытности до современности.
106. Субкультура компьютерного андерграунда.
107. Молодёжные субкультуры современности (на выбор).
108. Культурогенез и ценности культуры.
109. Массовая культура: символ и имидж.
110. Феномен массовой культуры и личность «человека массы».
111. Китч как апофеоз массовой культуры.
112. Греция и Рим: культура «авторов» и культура «авторитетов».
113. Пути культуры: адаптация или деятельность?
114. Социокультурная динамика: традиции и инновации.
115. Пути культуры: от артефакта к тексту.
116. Феномены культуры: знак, символ. имя.
117. Совесть и стыд как явление культуры («культуры стыда» и «культуры вины»).
118. «Преходящее и вечное» как культурологические категории.
119. Женщина в современном обществе: к гендерной проблематике в культурологии.
120. Крестьянин и шляхтич как лики белорусской культуры прошлого.
121. Семиотическое пространство культуры.
122. Динамика понятия «смерть» в западноевропейской культуре.
123. Образ «дурака» и «шута» как носителя культурной инновации.
124. Роль интеллигенции в культуротворчестве.
125. Творчество как культуросозидающий фактор.
126. Детство как культурный феномен.
127. Эксцентричная позиция человека: между природой и культурой.
128. Понимание и интерпретация в герменевтике культуры.
129. Ценность и идеал как культурно-мотивирующие факторы.
130. Смыслы культуры.
131. Ментальность, мир эмоций и формы поведения средневекового общества Западной Европы.
132. Глобализация: панацея или проблема?
133. Столкновение цивилизаций и динамика развития современного общества.
134. Диалог культур как выход из цивилизационного кризиса.
135. Демократия как феномен европейской культуры.
136. Любовь как духовная ценность человечества.
137. Феномен «прекрасного»: социокультурная динамика.
138. Коммуникационный характер культуры.
139. Структура культурных революций.
140. Футурологический прогноз и перспективы культурного развития.
141. Цивилизация будущего: тенденции и перспективы.
142. Этничность и национализм как категории культурологии.
143. Аспекты мифа: прошлое и современность.
144. Восток и Запад: проблемы взаимовлияния.
145. Мировая культура: миф или реальность?
146. Категории средневековой культуры.
147. Культура Возрождения и личность «гуманиста».
148. Динамика понятия «гуманизм» в западноевропейской культуре.
149. Концепты «телесное» и «духовное»: историко-культурная динамика.
150. Феномен культурного пограничья и его роль в мировой культуре.
151. Античный идеал: трансформации Нового времени.
152. Классицизм и барокко как стили мировоззрения.
153. Модернизм и постмодерн как парадигмы современной культуры.
154. Язык и культура.
155. Стиль культуры и «картина мира».