Рельеф со сценой схождения Ганга.
Древняя Индия. Индуизм.
Искусство Индии – особенности:
- полнота и эмоциональное изобилие в средствах художественного выражения;
- чувственное богатство (и в пластике, и в цвете, и в музыке, и в танце);
- эмоциональная щедрость – не противоречит аскетическому содержанию (монашеская струя);
- могучая мифологическая фантазия – грандиозные по масштабу мифологические представления, оперируют огромными временными промежутками.
Огромное количество богов и мифологических персонажей, которые исчисляются 1000-ми (по легенде 3333333).
Культура долины Инда (современный Пакистан) 3 тысячелетие до н.э. – середина 2 тысячелетия до н.э. Археологические находки, которые были обнаружены случайно. В 1896 году строилась одна из первых железных дорог – политика колонизаторов (увеличить инфраструктуру, дать работу). Население наткнулось на остатки сооружений из обожжённого кирпича и печати (каменные, глинные, костяные, металлические). Много остатков было разобрано и использовано в качестве строительного материала для железной дороги. Печати находились тысячами, поэтому довольно много их попало к археологам. Два древних города – Мохенджо-Даро и Хараппа. Вся культура называется – Хараппской.
Материалы относительно сходны с Междуречьем. В Уре тоже есть индийские печатки, так и месопотамские – в Индии. Использовались для запечатывания тюков с товарами. Содержали имя владельца, написанное своеобразной клинописью, изображения животных и мифологических персонажей (письменность не расшифрована).
Города рационально построены по единому градостроительному замыслу – улицы пересекались под прямым углом. Материал – обожжённый кирпич, после оштукатуренный. Ориентация на внутренние дворы, внешние стены не имели украшений и окон. Проёмы, ниши со статуэтками и др. – только во внутренних дворах. Имеется довольно высокий уровень комфорта – следы роскошной жизни, много ювелирных украшений, много игрушек. Единая система водоотвода. Кладка – клиновидный и трапециевидный кирпич (как нужен бы был для арки и свода).
Есть общественные здания, здания для рабочих, занятых на производстве, общественные бассейны => культ воды. Бассейны имели ступени, по которым надо было спускаться в воду. Некое подобие канализации.
О характере веры знаем немного, потому что не сохранилось письменных источников (только короткие надписи на печатях, где как правило ‑ имя владельца). Но, вероятно, помимо культа воды, и зооморфных, и зооантропоморфных существ.
Ритуальные омовения – массовые. Стенки бассейна из водонепроницаемого кирпича, что позволяло дольше сохранять воду в бассейне. Под воду уходят ступени, т.к. индийцы традиционно не плавают, а погружаются. Эта традиция сохраняется.
Очень много печаток. Диаметр печаток в среднем 3,5х4,0 см. Выполнены из камня и других материалов.
Печать с изображением священного быка
Изображён священный бык перед алтарём. Внутри быка – сердце, он будто «просвечен рентгеном» («приём первобытного рентгена»). Уже существует гадательная практика по внутренностям жертвенных животных.
Печать с изображением Протошивы.
Изображение симметрично. Некое существо в окружении животных – самых сильных и крупных: носорог, буйвол, слон, тигр окружают персонажа (на персонаже тигровая шкура), головной убор персонажа украшен рогами. У него три лица: два профиля и фас. Первый факт встречи с трёхликим персонажем. Потом будет встречаться мультипликация конечностей. Он одет в тигровую шкуру, ассоциируется с богом Шивой, хотя он упоминается уже позже (Шива может выступать как владыка животных). Сидит на троне поджав ноги в йогической позе (асане), хотя йоги ещё не было. Практика ритуальных медитативных поз в это время уже была, хотя терминологии ещё нет.
Жрец из Моненждо-даро
Не полностью сохранившийся бюст. Возможно, имелся головной убор (низкий лоб). Плащ, перекинутый через левое плечо (правая свободна для священнодействий), и он украшен трилистником – традиционная одежда священника в Индии. Трилистник – небо-земля-человек, а жрец связывает это всё. Полузакрытые в состоянии медитации глаза. Глаза были инкрустированы перламутровыми пластинами. Медитация не пришла с ариями, она автохтонна.
В древнем искусстве мы уже видим важные для искусства Индии тенденции, но единого стиля ещё не было.
Города долины Инда погибли внезапно, были засыпаны песком, поэтому археологи работают с обширным материалом. Вероятно, виновата смена климата.
Культура долины Ганга. Середина 2 – середина 1 тысячелетия до н.э. Культура, которая связана с эпизодом пришествия ариев на полуостров Индостан. Художественная культура не оставила памятников. Арии были светлокожими и светловолосыми, кочевниками (а местное население уже занималось оседлым земледелием). Они проникали с севера и ассимилировали местное дравидийское население. Арии не создают больших архитектурных комплексов. Сооружали из дерева военные ставки и укреплённые города.
В это время складываются основные сюжеты, а также религиозные, космогонические, философские взгляды. Арии принесли с собой кастовую систему. Общество представляло собой родовые общины, которые возглавлялись жрецами. Жрецы доминировали над царями. Касты в Индии назывались варнами (каста – английское слово). Варна – это цвет. Брахманы (жрецы) – белый, кшатрии (войны) – красный, вайшьи (трудовое население) – жёлтый и зелёный, шудра (обслуживающий персонал) – тёмные цвета (чёрный, коричневый, синий, но они были так бедны, что не выбирали цвет одежды, а носили то, что есть). + Неприкасаемые (нельзя, чтобы даже тень от неприкасаемого падала на другого человека) – это внекастовые индусы. Очень живучая система, даже сейчас есть её пережитки. Касты были наследственными, переходить из одной в другую нельзя. Единственная перспектива – переродиться в представителя более высокой касты.
Очень важен принцип ненасилия – никакое живое существо нельзя убивать. Неприченение зла воздействует на карму – закон, который определяет будущее перерождение человека.
Арии создали Веды – священные книги, посвящённые богам. Есть описания магических лекарственных средств и т.д. Формируется санскрит – язык великой древнеиндийской литературы. Гимны Ригведы + великие эпосы (Махабхарата и Рамаяна). Веды: Ригведа (веда гимнов); Самаведа (веда напевов, священных мелодий); Яджурведа (веда жертвенных формул); Атхарваведа (веда заклинаний).
Формирование пантеона. Боги носят сложный и неоднозначный характер. Взаимодействие с образами природы.
Самые важные:
Индра (громовержец, ездит по небу на слоне с металлической палицей, он же царь богов, бог войны, разрушитель городов, очень популярен у ариев);
Агни (бог огня, также посредник между людьми и богами, огонь возносится к небу и несёт «информацию», ездит на огненной колеснице);
Варуна (бог неба и небесной воды, дождя, божества древние, поэтому их функции накладываются);
Сурья (бог солнца);
Ашвины (божества сумерек);
Абстрактные божества: Дити и Адити (Связанность – Несвязанность);
А также атмосферные, небесные, подводные божества. Божества змеи-наги, якши (растительный мир), апсеры (изначально русалки, потом стали небожительницами, прекрасные небесные девы, вступавшие в отношения с богами, услаждавшие их жизнь, от них целые классы полубогов). Они ещё не имеют внешней формы, лишь частично они обрисовываются в ведических текстах.
Существовала и другая троица. Олицетворяет не стихию, а этапы существования мира. Брахма (сотворитесь мира) – Вишну (охранитель мира, обеспечивает его существование внутри каждого цикла) – Шива (разрушитель мира). Цикл созидания, существования и разрушения мира – не одиночен, он происходит вновь и вновь. Один «день Брахмы» = 300 млн. лет. Идея цикличности, огромности мира. Идеи вечной изменяемости и повторяемости мира. Эта троица не отрицает, а дополняет существовавших богов. Брахма наименее почитаемое существо, т.к. он уже создал мир и от него уже ничего не зависит. Вишну несколько раз воплощался в людей – каждое воплощение называется аватарой. Почитается 10 важнейших аватар Вишну, в т.ч. Рама (герой эпоса «Рамаяна»), Будда, Кришна. Вишнуистский культ – жизнерадостный, позитивный. Шиваистский – разрушительные тенденции. Но он разрушает мир, чтобы он был создан снова. Шива – покровитель танцев, актёров, музыки. Шива также прародитель огромного сонма божеств. Пока нет изображений божеств в искусстве (до VII в.). Искусство представлено градостроительством, известным по источникам.
Регулярная планировка. Всё обнесено овальными или круглым забором. Каждая улица заканчивается воротами. Ночью город обходит стража (по часовой стрелке) и выкрикивает время, отсюда начало обряду поклонения храму (его обход). Возникают важнейшие геометрические символы: свастика и мандала.
Свастика – солярный символ (Солнце).
Мандала – квадрат внутри круга (как город). Квадрат – как земля, имеющая 4 стороны света. Круг ассоциировался с небосклоном. Квадрат – материя. Круг – время.
Дома были деревянными с лёгкими стенками. Крыши из растительного материала, стены – окрашенная нежными цветами штукатурка. Помещения – просторные, затенённые. Много тканей и занавесей.
Золотой век – при династии Гуптов (IV-V вв.)
Средневековье – расцвет индуистской храмовой архитектуры и пластики. Индуистскую архитектуру нельзя представить без храмов.
Внешний вид некоторых храмов напоминал колесницы богов, поэтому они назывались колесницами-ратхами.
В основе (плане) храма заложена мандала – условное изображение вселенной (обычно в форме круга). Храм – это вселенная в миниатюре.
В реформированной форме брахманизм получил название индуизм.
Один из крупнейших центров – Мамаллапурам (Махабалипурам) VII-VIII в.
Рельеф со сценой схождения Ганга.
Параллельно берегу идёт длинная скальная гряда из пород песчаника. Длина – более 9 метров. В центре рельефа – естественная расселина. В нижней части – фигуры нагов (змей). Во время праздника разрешалось прикасаться к скульптуре. Все живые существа (не только люди) с благодарностью устремились к руслу Ганга. Это горельеф. Очень хорошо передаётся полёт. Вся композиция ориентирована на центр. Животные в правой части не закончены.