Научные дефиниции культуры. Науки о культуре.

Понятие « общение» и «коммуникация»: методологический аспект.

1. Термин «общение»:

Общение – процесс взаимодействие партнёров, в ходе которого формируются и развиваются различные виды отношений между ними, каждого партнёра к самому себе и к совместной деятельности.

Человек овладевает опытом опытом и знаниями предыдущих поколений только через общение с другими людьми и поколениями. Именно общение организует социум и позволяет человеку жить и развиваться в нём, координируя своё поведение с действиями и поведением других людей.

Связь процесса общения с другими науками:

Процесс общения привлекает внимание специалистов с из самых разных областей, таких как: философия, психология, социология, культурология, этнология, лингвистика и т.д. При этом каждая наука выделяет в этом процессе свой предмет изучения.

Современные исследования в отечественной науке:

1960-1970-у гг. психологи и лингвисты; Цель – раскрыть психологические и социальные характеристики общения, семантическую интерпретацию коммуникативных актов, правила и особенности речевого поведения коммуникантов.

В данных исследованиях процесс общения рассматривается как обмен мыслями и идеями при помщи языковых знаков.

1980-у гг. социологические науки; Цель - анализ социальной природы и сущности общения

В данных исследованиях процесс общения рассматривается как взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом и т. д.

1990-е гг. Бурный рост исследовательского интереса в связи с появлением современных электронных средств связи и социально-политические изменения в мире.

Однако до сих пор у исследователей ещё нет единого мнения о научном статусе теории коммуникации и теории общения, их субъектах и предметах.

Структура общения(по Г.М. Андреевой - социальный психолог)

1. коммуникативная (обмен информации между общающимися индивидами)

2. интерактивная (организация общения; обмен не только знаниями, но и действиями)

3. перцептивная ( процесс восприятия и познание друг друга партнёрами по общению и установления взаимопонимания)

Функции общения:

1. инструментальная (управление и передача информации)

2. интегративная ( объединение людей в процессе общения)

3. самовыражение (взаимопонимание людей)

4. трансляционная ( передача различных способов деятельности, оценок)

В зависимости от содержания общение выражается в той или иной манере общения (уважительная, шутливая. пренебрежительная, доброжелательная); Она в свою очередь определяется тоном (спокойный, властный), дистанцией.

2. Термин «Коммуникация»:

Коммуникация – это социально обусловленный процесс обмена информацией различного характера и содержания, передаваемой при помощи различных средств и имеющий своей целью достижение взаимопонимания.

3 варианта отношений участников коммуникации ( по А. В. Соколову):

1. субъект-субъектное – в виде диалога равноправных партнёров

2. субъект-объектное – ком. деятельность в форме управления, когда коммуникатор рассматривает реципиента как объект коммуникативного воздействия

3. объект-субъектное – ком. деятельность в форме подражания, когда реципиент целенаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца подражания

Методологический аспект

Появление термина «коммуникация» закономерно привело к возникновению проблем соотношения понятий. В результате продолжительных споров и обсуждений сложились следующие подходы к её разрешению.

1ый подход:

Отождествление понятий Основной аргумент: этимологическая и семантическая тождесвенность понятий. Термин «communication» - «делать общим», «связывать», «общаться». Слово «общение» также означает процесс обмена мыслями, информацией.

2ой подход:

Разделение понятий. «Общение» и «коммуникация» - пересекающиеся, но не тождественные понятия. Во-первых , «общение» имеет, как материальный, так и духовный характер, тогда, как «коммуникация» лишь является частью инф. процессе-передача сообщений. В- вторых, они различаются по самой связи: «общение» - субъектно-субъектное, а «коммуникация» - субъектно-объектная

3-ий подход:

Основан на понятии информационного обмена. Этой точки зрения придерживаются учёные, которые считают, что общение не исчерпывает все информационные процессы в обществе. Существование вербальных и невербальных процессов передачи инфы. Таким образом, коммуникация явл. более общим по отношению к общению.

Вывод

«Общение» и «коммуникация» - частично совпадают, но не тождественно равны. Общее – соотнесённость с процессами обмена и передачи инфы и связи с языком как средством передачи инфы. Отличное – различие объемов и содержания этих понятий.

Научные дефиниции культуры. Науки о культуре.

Культура - совокупность результатов человеческой жизнедеятельности во всех сферах деятельности. Обычаи, традиции, взгляд на мир, образ жизни некого речевого коллектива от семьи до нации. Критерием в оценки культуры явл. то, что культура – духовная творческая деятельность, носящая сакральный характер, связанная с поиском смысла. (энциклопедия культурологии).

Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. (БСЭ).

Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики определённых исторических эпох (например, античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура) (Исторический словарь)

Науки о кульутре.

Науки 20-ого в.

социологические, когда культура понимается как фактор органи-

зации общественной жизни, как совокупность идей, принци-

пов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную

жизнедеятельность людей,. Примером такого понимания может

быть следующее определение: «Культура — это то, что опреде-

ляет социальный аспект человеческой личности с точки зрения

усвоенного и приобретенного поведения. Культура динамична,

равно как и личность, принявшая данную культуру, и обе они

(как личность, так и культура) меняются под влиянием обстоя-

тельств и времени».

исторические, когда акцент делается на то, что культура

является продуктом истории общества и развивается путем пе-

редачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поко-

лению, например: «Культура есть результат совместной жизне-

деятельности, и основными составляющими культуры являют-

ся четко очерченная группа людей и определенная история их

существования. Культура определяет способы, с помощью ко-

торых различные общества стандартизируют и канонизируют

одобренные нормы поведения, а также методы, с помощью ко-

торых общество выражает неприятие несоответствующих мо-

делей поведения».

психологические, которые основываются на взаимосвязи культу-

ры с психологией поведения людей и видят в ней социально

обусловленные особенности человеческой психики, например:

«Культура — это образ жизни, тот контекст, в котором мы суще-

ствуем, думаем, чувствуем и общаемся друг с другом. Это тот

«клей», который соединяет в одно целое группу людей. Это про-

грамма, заложенная с раннего детства, которая управляет пове-

дением людей в обществе и помогает понять, что от них ожида-

ется и что случится, если эти ожидания не будут оправданы.

Культуру можно определить как идеи, обычаи, навыки, методы

и приемы, характеризующие данную группу людей в данный

период времени»

дидактические, рассматривающие культуру как совокупность

качеств, которые человек получает в процессе научения и кото-

рые не наследуются им генетически, например: «Культура со-

стоит из идеалов, ценностей и представлений о жизни, прису-

щих людям и определяющих их поведение. Культура воспиты-

вается и усваивается с детства и передается из поколения в

поколение».

антропологические, которые основной смысл культуры видят в

деятельности и понимают ее как «совокупность результатов де-

ятельности человеческого общества во всех сферах жизни и

всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составля-

ющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы

людей в определенный период времени»'. При таком подходе к

пониманию культуры в ней суммируются ценности, нормы и

системы символов какого-либо общества, которые отражаются

на мышлении, представлениях, восприятии и особенностях по-

ведения ее носителей.

нормативные, согласно которым содержание культуры состав-

ляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей. На-

пример, в словаре «Культурология. XX век» культура представ-

ляется как «совокупность искусственных порядков и объектов,

созданных людьми в дополнение к природным, заученным

формам человеческого поведения и деятельности, обретенных

знаний, образов самопознания и символических обозначений

окружающего мира»'. К этому же классу можно отнести опреде -

ление культуры как «системы знаний и норм для восприятия,

представления, оценки и действия. Это система социально

усвоенных моделей поведения, которая служит для взаимодей-

ствия людей с окружающим миром.

Современные науки о культуре:

В современной науке о культуре можно обнаружить еще до-

вольно большое количество определений, различающихся теми

или иными методологическими аспектами. Если сравнить их с

приведенными выше, то можно обнаружить наиболее общие ха-

рактеристики культуры, которые свойственным всем этим под-

ходам и определениям:

О культура — это универсальное явление человеческой жизни, по-

этому не существует ни одного человеческого сообщества или

социальной группы без присущей им культуры;

О культура — это продукт совместной жизнедеятельности людей;

культура находит свое выражение в ценностях, правилах, обы-

чаях, традициях;

О культура не наследуется генетически, а усваивается с помощью

научения;

О человечество не является единым социальным коллективом,

разные популяции людей создали разные этнические, региональ-

ные, социальные культуры;

О культура динамична, она способна к саморазвитию и самооб-

новлению, постоянному порождению новых форм и способов

удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирую-

щих культуру к меняющимся условиям своего бытия;

О культура является результатом коллективной жизнедеятельно-

сти людей, но ее носителями выступают отдельные личности;

О культура функционирует в качестве основания для самоиденти-

фикации общества и его членов, осознания ее носителями свое-

го группового и индивидуального Я, различения «своих» и «чу-

жих» во взаимодействии с другими культурами и народами.

Отмеченное разнообразие определений, интерпретаций,

смыслов и методологических подходов, вероятно, вполне зако-

номерно, поскольку обусловлено тем, что культура представляет

собой крайне сложное и многогранное явление, выражающее все

стороны человеческого бытия. По этой причине культуру изуча-

ют многие науки — семиотика, социология, история, антрополо-

гия, аксиология, лингвистика, этнология и др. Каждая из наук

выделяет в качестве предмета своего изучения одну из ее сто-

рон или частей, подходит к ее изучению со своими методами и

способами, формулируя собственное понимание и определение

культуры.

При этом, по нашему мнению, всем аспектам исследования

культуры и ее смысловым значениям присущ единый общий мето-

дологический недостаток: во всех науках культура анализируется

без учета сущности человека.

Наши рекомендации