Самостоятельная работа студентов. Для студентов заочной формы обучения
ЗАДАНИЕ
по дисциплине «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Для студентов заочной формы обучения
по направлениям: «Менеджмент», «Экономика»
срок обучения 4,5 года (на базе среднего общего (полного) образования);
по учебному плану 2011 г.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Контроль за успеваемостью студента на протяжении периода изучения по дисциплине строится на основе бально-рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков студента. При успешном овладении учебной дисциплиной студент получает определенное количество баллов.
Успешность изучения курса оценивается суммой набранных за все виды учебной работы баллов (из 100 возможных).
При определении общего количества баллов за изучение дисциплины «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» учитываются две составляющие: первая - баллы, начисляемые за работу студента в течение семестра (не более чем 70 баллов); вторая – баллы, начисляемые по результатам контроля – зачета, экзамена (до 30 баллов).
Формирование рейтинговой оценки по дисциплине (Рд)
Характеристика вида учебной работы | Балл(ы) за одно занятие, вид учебной работы | Общая сумма баллов за семестр (блок) |
1. Посещение учебных занятий | ||
Посещение лекции | ||
Посещение практических занятий | ||
2. Работа на учебных занятиях | ||
Работа на практических занятиях | До 6 | |
3. Самостоятельная работа | ||
Задание 1. Контрольная работа | До 50 | |
Сумма баллов по результатам текущей работы студента | ||
5 Промежуточная аттестация | ||
Зачет | ||
ИТОГО | ||
6. Премиальные баллы | ||
Доклады (сообщения) на научно-практических конференциях и другое. |
Дополнительные «премиальные» баллы за написание рефератов, участие в олимпиадах, научных студенческих конференциях и т.п. аннулируются, если результат на экзамене, зачете не превышает 25 баллов.
Результаты текущей успеваемости доводятся преподавателем до студентов заблаговременно. Студенты имеют право повысить результаты текущей успеваемости прохождением промежуточной аттестации по данной учебной дисциплине.
Студент допускается к экзамену набрав не менее 50 баллов по результатам текущего контроля.
Шкала оценок по дисциплине «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Набранные баллы | <50 | 51-60 | 61-67 | 68-84 | 85-93 | 94-100 |
Зачет\незачет | Незачет | Зачет | ||||
Оценка по шкале ECTS | F Fx | д | С | В | А |
Содержание тем дисциплины
Тема 1. Введение. Культурология как научная и учебная дисциплина и ее предмет Место культурологии среди других гуманитарных и социальных дисциплин. Объект, предмет, задачи. Структура культурологического знания. Методы культурологических исследований. Основные подходы к определению понятия «культура». Культура и цивилизация. Взаимосвязь областей культуры. |
Тема 2. Основные направления культурологической мысли Культурологические представления различных эпох. Парадигмы изучения культуры. Модели социо-культурной динамики. Концепции культурологической типологии Н.Данилевского, О.Шпенглера, П.Сорокина, А.Тойнби. Синергетический подход в исследованиях социокультурных процессов. |
Тема 3. Социальное бытие культуры и его формы Виды, структура, функции культуры. Доминирующая культура, субкультура, контркультура и антикультура. Феномен молодежной культуры. Элитарная, массовая и народная культуры. Массовая культура и массовое искусство как глобальная проблема XXI века. |
Тема 4. Типология культуры Принципы классификации культур. Современные подходы в типологии культуры. Критерии и основания типологии. Этнические и национальные культуры. Религиозные типы культуры. Исторический подход к типологии культуры. Формы культуры. Отрасли культуры. Исторические типы культуры. Восток и Запад как социокультурные миры. Многообразие культур как фактор цивилизационного прогресса. |
Тема 5. Феномен русской культуры Проблема русской культурной идентичности в контексте темы «Восток – Запад». Нравственно-аксиологическое содержание отечественной культуры. Типологические характеристики русской культуры. Особенности русского национального характера. Основные вехи эволюции отечественной культуры |
Тема 6. Современная социокультурная ситуация Глобальный кризис культуры XX века – смена типа культуры. Проблемы современной культурной ситуации как проявление кризиса традиционных культур и индустриальной цивилизации. Информационная цивилизация и культура. Постмодернизм и его перспективы. Альтернативные пути развития мировой культуры. Экология культуры. Место российской культуры в спектре мировой культуры. Социокультурная ситуация в России. Проблемы и перспективы развития отечественной культуры. |
Семинарские занятия
План семинарского занятия
«Социальное бытие культуры и его формы»
Время – 2 часа
Цель семинарского занятия: рассмотреть формы социального бытия культуры, место и соотношение феноменов субкультуры, контркультуры и антикультуры в целостной системе культуры, понятия элитарной, массовой и народной культуры.Вопросы для подготовки и обсуждения:
1) Виды, структура, функции культуры.
2) Доминирующая культура, субкультура, контркультура и антикультура. Понятия и соотношение.
3) Молодежные субкультуры, социальные истоки их формирования.
4) Элитарная, массовая и народная культуры.
Рекомендуемая литература для подготовки к семинару:
1. Багдасарьян Н. Культурология: учебник для вузов. Высшее образование. М.,2008.
2. Гуревич П. С. Культурология: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2011.
3. Дмитриева Т.С. Культурология. Конспект лекций. М.: АСТ, 2010
4. Кармин А.С. Культурология: Учебник. 5-е изд. СПб: Изд-во Лань, 2009.
5. Кравченко А. И. Культурология. Учебное пособие. М.: Академический проект, 2009.
6. Культурология. История мировой культуры: Электронный учебник/ Ф. О. Айсина [и др.]; ред. А. Н. Маркова. - 2-е изд., стер. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
7. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Высшее образование, 2007.
8. Культурология: учебное пособие для вузов/ Г. В. Драч, В. Е. Давидович, А. Н. Ерыгин. М.: Альфа; М.: ИНФРА-М, 2008.
9. Пуринова Г. К. Культурология: электронное учебное пособие. СПб: Изд-во СПбАУЭ, 2010.
10. СДО «Гиперметод». - http://hypermethod.spbame.ru/
11. Библиотека по культурологии.- http://www.countries.ru/library.htm
Самостоятельная работа студентов
Одним из видов СРС является написание творческой работы по заданной либо по согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 знаков), посвященное имиджевой проблеме. В творческой работе большое место должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики.
Доклад является результатом самостоятельной работы студентов и подводит итоги углубленного изучения специальной литературы. Тема доклада согласуется с преподавателем. Текст доклада должен содержать введение, содержательно-аналитическую часть, список использованной литературы и источников. Докладчики должны:
- сообщать новую информацию
- использовать технические средства
- знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации
- уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы
- четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.; содокладчик - 5 мин.; дискуссия - 10 мин
- иметь представление о композиционной структуре доклада.
К самостоятельной работе студента относится написаниереферата.Цель реферата – осмысление и четкое формулирование позиции автора (авторов) по тому или иному вопросу. До написания реферата по выбранной теме необходимо провести поиск и изучение литературы. Литература, используемая в контрольной работе, должна быть разнообразной и включать не менее пяти названий. После изучения литературы студент приступает к написанию работы. В ней требуется всесторонне раскрыть основные вопросы темы, показать их глубокое знание и понимание, проанализировать различные концепции и точки зрения, высказать свою позицию.
По структуре работы и удельному весу ее частей рекомендуется иметь (в страницах):
- титульный лист — 1;
- введение — 1–2;
- основную часть (с подразделением на главы, параграфы и разделы) — 8–12;
- заключение — 1;
- приложение 1-3(таблицы исходных данных, графики, диаграммы, картограммы и т.д.);
- список сокращений и обозначений — 1;
- список использованной литературы — 1.
Во введении следует сформулировать цели контрольной работы, дать небольшой критический обзор литературы по теме работы. В заключительной части целесообразно сделать общие выводы и дать рекомендации по проблемным вопросам рассматриваемой темы.
Общий объем работы составляет 10-15 страниц формата А 4, шрифт 14, полуторный интервал. Количество использованных источников и литературы при ее написании – не менее 10, включая Интернет-ресурсы и периодику. Сноски на использованные материалы обязательны и должны соответствовать существующим требованиям.
Задания сдаются специалисту деканата за один месяц до начала очередной сессии для проверки преподавателем и выставления рейтинговой оценки.
Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (зачету).