Тема 10. культура и контркультура
В культурной эпохе можно выделить разные тенденции и зоны, разные культурные образования: эзотерическое[218] и профанное[219], элитарное и массовое, официальное и народное, языческое и христианское. Многосоставными и многослойными были культуры средневековья, Возрождения и другие. Любая культура демонстрирует сложный спектр субкультурных[220] элементов. Возникает вопрос: почему рождаются субкультуры, живут, затем прекращают существование, а ведущий строй культуры при этом сохраняется?
Культурологи считают, что вхождение в мир господствующей культуры – процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические трудности, что особенно явно находит проявление в устремлениях молодежи. Так рождаются определенные культурные циклы, обусловленные, в основном, сменой поколений. По мнению К.Мангейма, немецкого философа и социолога, ценностные искания неизбежны в силу возрастной адаптации. Проходит возраст брожений, и культура устремляется в свое основное русло[221].
В 1960 году в западной литературе появляется термин «контркультура», который принадлежит американскому социологу Т.Роззаку. Он попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в понятие «контркультуры». Писатель Джек Керуак первый сформулировал новые духовные ориентиры молодежи – «разбитого поколения».
В 40-е годы ХХ века в Калифорнии родилось битничество, а с ним понятия «новое видение» и «новое сознание». Битничество оформилось как идеалогическая агрессивная группировка, которая пыталась отыскать в теоретической литературе обоснование своим новым взглядам.
В 1953 г. Лоуренс Ферлингетти начинает издавать небольшой журнал «Сити лайтс», открывается книжный магазин, где продаются первые книги битников, в том числе роман Дж. Керуака «На дороге» и поэма Ал. Гинзберга «Вопль», где излагается «новое видение». В чем его смысл?
Это был поиск собственных субкультурных ориентаций, бунт против общепринятых норм. Возникает поэтизация и эстетизация мужского, мужественного, бунтарского характера. Дж. Тайтелл в книге «Нагие ангелы» отмечал, что молодые бунтари рассматривали себя как отверженных обществом, стремящихся к поиску новых мироощущений. Символическим явилось название романа Дж. Керуака «На дороге». Битники оказались на дороге, ведущей в никуда. Они стремились уйти от традиций цивилизации потребления, от благополучия буржуазного опыта, от ханжества «общей морали». А обратились к буддизму, практике психоделиков, рок-музыке.
Черты этого «нового видения» отразились в романе У.Берроуза «Голый завтрак», где воспроизводятся отрывки полуосознанных, бредовых наркотических видений – галлюцинаций, в которых перемешаны гротескные черты современного быта, приметы времени. В ткань повествования вплетены справки из истории гомосексуальных традиций, ритуалов, обычаев, описание фармакологических свойств наркотиков и физиологических подробностей их воздействия на человека.
После «разбитого поколения» и одновременно с ним в американской действительности появились тинейджеры – подростки от 13 до 19 лет, заявившие о своем праве на собственную субкультуру. В 60-у годы проявились несколько субкультурных феноменов. Среди них – рокеры, одетые в кожу мотоциклисты, наводящие страх на обывателей. Французский социолог Жозет Алиа отмечает, что сами рокеры считают себя «королями», властителями других авангардных групп. Английский социолог П.Уиллис подчеркивает, что рокеры оценивают мир с «жизнеутверждающей надежностью». Они культивируют «мужской дух», жестокость, прямоту межличностного общения, которое характеризуется «мужским» стилем поведения. Даже внешний вид их подчеркнуто агрессивен.
Стиль рокеров – грубый, шумный и уверенный, – перекликается со стилем рок-н-ролла. Их символы – Элвис Пресли и Бадди Холли. Последующую стилизацию рок-н-ролла они отвергают.
В 80-е годы сохранился сложный спектр экзотических субкультурных феноменов. Среди них – панки. Слово это, известное с ХVI в., переводилось как «уличная девка». Оксфордский словарь свидетельствует, что как прилагательное оно может быть переведено значениями «испорченный», «никчемный», «не обладающий никакими свойствами».
Появляются различные панк-группы, например, «Марионетки», исполнители которой облачаются в нацистскую форму.
С 1977 г. возникает новая субкультура, противостоящая панкам, – теды, объявившие себя охранителями социального порядка. Продолжается развитие рок-культуры в целом. Рок-группа демонстрирует специфическую систему ценностей, пользуясь для этого языком-сленгом, демонстрируя стиль и манеры поведения, образец внешнего вида, противопоставленные общепринятым нормам[222].
Специфической молодежной субкультурой является баба. Ее представители своим внешним видом стремятся символизировать Христа. В то же время они ориентированы на восточную культуру: облачаются в индийские одежды, украшают волосы цветами и т.п. Баба – наследники хиппи. Их образ жизни – прослушивание специфической музыки в состоянии наркотического дурмана. Баба не агрессивны, они проповедуют христианское смирение. Их идеал – Индия, там, считают баба, можно создать соответствующие общины. Их бог – тоже Христос («Христос – суперзвезда»), но с восточным оттенком.
Как видим, контркультура – это идейное течение и общественное движение «мятежных» социальных групп молодежи и студенчества. Идеология контркультуры носит преимущественно политически заостренный характер, направленный против «массового общества», «потребительского общества» и т.п. Отчетливо выражена в контр культуре антисциентистская[223] направленность, связанная с неприятием обожествления, фетишизации науки и техники, распространения антигуманного духа утилитаризма и научной рациональности. Особое внимание уделяется природе как источнику естественности и чистоты, как системе альтернативных ценностей контркультуры. Близость к природе рассматривается как противостояние «индустриальной пустыне», современному образу жизни.
Формирование контркультуры связывается со становлением новой чувственности, высвобождения подсознательных сил и влечений, религиозного обновления. Таким образом, контркультура проявляет себя в виде механизма культурных новаций и, следовательно, обладает огромным потенциалом обновления. Одной из отличительных особенностей контркультуры является мифологизация культуры Востока, которая якобы призвана сменить исчерпавшую себя западную культуру.
По словам профессора Калифорнийского университета Б.Бергера, в 60-е гг. XX в. на Западе возникла новая культура, которая, вобрав в себя древние традиции, сумела в себе раскрыть потенциал альтернативной культуры («Выживание контркультуры»).
В.Бергер полагает, что молодежные субкультуры «вплели» в ткань традиционной урбанистической культуры чуждые ей разноцветные нити, что привело к преображению культуры.
По мнению исследователей, процесс создания новой культуры будет продолжаться, залог тому – сегодняшний плюрализм духовных и ценностных ориентаций.
Контркультура представляет собой совокупность субкультур, поисков нового ценностного языка современной культуры.