Морфология. Орфография. Культура речи
I. Пояснительная записка
Нормативная основа
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 5 класса общеобразовательных школ.
Программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования[1], Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ[2] и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)[3] с учётом ООП ООО МБОУ «Себежская ООШ».
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2014.
Место курса «Русский (родной) язык» в базисном учебном (образовательном) плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 170 часов в 5 классе (5 часов в неделю).
II. Планируемые предметные результаты освоения предмета «Русский язык»
В 5 классе
Речевая деятельность
аудирование
Ученик научится:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно – учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение;
- владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и создавать простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающими видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности.
говорение
Ученик научится:
- доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
Ученик получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
письмо
Ученик научится:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
Ученик получит возможность научиться:
• тезисы выступления, конспекты.
Фонетика и орфоэпия
Ученик научится:
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
Ученик получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Графика
Ученик научится:
- правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфемика
Ученик научится:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Ученик получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Ученик научится:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
Ученик получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Морфология
Ученик научится:
- различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного стиля речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Орфография
Ученик научится:
- находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Ученик получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Синтаксис и пунктуация
Ученик научится:
- выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
III. Содержание программы курса «Русский язык»
КЛАСС
(170 часов)
Язык и общение (3 Ч + 1 Ч)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (124 Ч + 4 Ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
II. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.
III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по картине. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (31 Ч + 3 Ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Пунктуационный разбор простого предложения.
II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (13 Ч + 2 Ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи (11 Ч + 3 Ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (23 Ч + 4 Ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг, -рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (20 Ч + 4 Ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор слов.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное (12 Ч +2 Ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Полные и краткие прилагательные.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Морфологический разбор имён прилагательных.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.
Глагол (26 Ч + 4 Ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Не с глаголом.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.
Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.
Морфологический разбор глагола.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (7 Ч)
IV. Тематическое планирование
N п\п | Название раздела | Кол-во часов |
Язык и общение | РР – 1 ч. | |
Вспоминаем, повторяем, изучаем | РР – 4 ч. КР – 2 ч. | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | РР – 3 ч. КР – 2 ч. | |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | РР -2 ч. КР – 1 ч. | |
Лексика. Культура речи | РР – 3 ч. | |
Морфемика. Орфография. Культура речи | РР – 4 ч. КР – 1 ч. | |
Морфология. Орфография. Культура речи | ||
Имя существительное | РР – 4 ч. КР – 1 ч. | |
Имя прилагательное | РР – 2 ч. КР – 1 ч. | |
Глагол | РР – 4 ч. КР – 1 ч. | |
Повторение и систематизация изученного | КР – 1 ч. | |
РР – урок развития речи КР – контрольная работа, контрольный диктант |
V. Календарно-тематическое планирование
(170 ЧАСОВ)
№ п/п | Тема | Тип урока | Сроки прохождения темы | |
Плановые | Фактические | |||
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (3 Ч +1 Ч) | ||||
Язык и его роль в жизни человека | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Виды речевой деятельности | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Р.р. Стили речи | Урок отработки умений и рефлексии | |||
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (24 Ч + 4 Ч) | ||||
Звуки и буквы. Произношение и правописание. | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Орфограмма | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Правописание безударных гласных в корне слова | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Правописание согласных в корне слова | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Правописание непроизносимых согласных в корне слова | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Буквы и, у, а после шипящих | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Разделительные ъ и ь | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Раздельное написание предлогов с другими словами. | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Контрольный диктант (стартовая диагностика) | Урок развивающего контроля | |||
Р.р.Текст | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Части речи | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Глагол | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Правописание –тся и –ться в глаголах | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Личные окончания глаголов | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Рр. Тема текста | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Имя существительное. | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Имя существительное. | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Имя прилагательное. | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Р.р. Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Местоимение | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Р.р.Основная мысль текста | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Контрольный диктант | Урок развивающего контроля | |||
Работа над ошибками, допущенными в сочинении и диктанте | Урок-рефлексия | |||
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (31 Ч + 3Ч) | ||||
Синтаксис. Пунктуация | Урок открытия нового знания | |||
Словосочетание | Урок открытия нового знания | |||
Средства грамматической связи слов словосочетаниях | Урок открытия нового знания | |||
Разбор словосочетания | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Предложение | Урок открытия нового знания | |||
Р.р. Сжатое изложение (упр. 144) | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Виды предложения по цели высказывания | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Восклицательные предложения | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Р. р.Сочинение о памятном событии (упр. 157, 158) | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Сказуемое | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Тире между подлежащим и сказуемым | Урок открытия нового знания | |||
Распространённые предложения. Второстепенные члены предложения | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Дополнение | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Определение | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Обстоятельство | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Обобщение по теме «Члены предложения» | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Контрольная работа | Урок развивающего контроля | |||
Предложения с однородными членами. | Урок открытия нового знания | |||
Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Обобщающие слова при однородных членах предложения | Урок открытия нового знания | |||
Предложения с обращениями | Урок открытия нового знания | |||
Р.р. Письмо | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Простые и сложные предложения. | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Синтаксический разбор сложного предложения | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Прямая речь | Урок открытия нового знания | |||
Диалог | Урок открытия нового знания | |||
Обобщение материала по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Контрольный диктант | Урок развивающего контроля | |||
Работа над ошибками | Урок-рефлексия | |||
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (13 Ч + 2 Ч) | ||||
Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки | Урок открытия нового знания | |||
Изменение звуков в потоке речи. Согласные твёрдые и мягкие | Урок отработки умений и рефлексии | |||
61-62 | Р. р.Типы речи.Повествование. Обучающее изложение с элементами описания | Урок общеметодологической направленности | ||
Согласные звонкие и глухие | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Графика. Алфавит | Урок открытия нового знания | |||
Р.р. Описание предмета. Сочинение-описание предмета | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Обозначение мягкости согласных с помощью ь. | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Двойная роль букв е,ё,ю,я | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Орфоэпия | Урок открытия нового знания | |||
Фонетический разбор слова | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Описание картины. Обобщение и систематизация изученного по разделу «Фонетика» | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Контрольная работа | Урок развивающего контроля | |||
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (11 Ч + 3 Ч) | ||||
Слово и его лексическое значение | Урок открытия нового знания | |||
Слово и его лексическое значение | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Однозначные и многозначные слова | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Прямое и переносное значение слова | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Омонимы | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Синонимы | Урок отработки умений и рефлексии | |||
78-79 | Р.р.Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | Урок отработки умений и рефлексии | ||
Антонимы | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Повторение и обобщение по теме «Лексика» | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Р.р.Подробное изложение(по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег» упр. 375). | Урок отработки умений и рефлексии | |||
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (23 Ч+4 Ч) | ||||
Морфема. Изменение и образование слов | Урок открытия нового знания | |||
Окончание | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Основа слова | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Р. р.Сочинение по личным впечатлениям в форме письма (упр. 390) | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Корень слова | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Р.р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение (упр. 402) | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Суффикс | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Приставка | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Р.р.Выборочное изложение «Последний лист орешника» (упр. 420) | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Чередование звуков | Урок открытия нового знания | |||
Беглые гласные | Урок открытия нового знания | |||
Варианты морфем. Морфемный разбор слова | Урок открытия нового знания | |||
Правописание гласных и согласных в приставках | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Буквы з и с на конце приставок. | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Буквы з и с на конце приставок. | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Буквы о-а в корне -лаг- - -лож-. | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Буквы о-а в корне -раст- - -рос- | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Буквы ё-о после шипящих в корне | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Буквы и-ы после ц | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи». | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Контрольная диктант | Урок развивающего контроля | |||
Р.р.Сочинение – описание изображенного по картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»). | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Работа над ошибками | Урок-рефлексия | |||
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. | ||||
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (20 Ч + 4Ч) | ||||
Имя существительное как часть речи. | Урок открытия нового знания | |||
Имя существительное как часть речи. | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Р.р. Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение (упр. 484) | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Имена существительные собственные и нарицательные | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Род имён существительных | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | Урок открытия нового знания | |||
Р.р.Сжатое изложение (упр. 513) | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | Урок открытия нового знания | |||
Три склонения имён существительных | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Падеж имён существительных | Урок отработки умений и рефлексии | |||
117- 118 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | Урок отработки умений и рефлексии | ||
Р.р. Изложение с изменением лица (упр. 547) | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Множественное число имён существительных | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Морфологический разбор имени существительного | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Повторение изученного по теме «Имя существительное». | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Контрольный диктант | Урок развивающего контроля | |||
Р.р. Устное сочинение по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье» (упр. 563) | Урок отработки умений и рефлексии | |||
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (12 Ч +2 Ч) | ||||
Имя прилагательное как часть речи. | Урок открытия нового знания | |||
Имя прилагательное как часть речи. | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Правописание гласных в падежных окончания прилагательных | Урок открытия нового знания | |||
Правописание гласных в падежных окончания прилагательных | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Р.р. Описание животного. Изложение (упр. 585) | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Прилагательные полные и краткие | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Прилагательные полные и краткие | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Р.р. Описание животного по картине (упр. 598) | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Морфологический разбор имени прилагательного | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Контрольный диктант | Урок развивающего контроля | |||
Р.р. Сочинение-описание«Моё любимое животное» (упр. 587) | Урок отработки умений и рефлексии | |||
ГЛАГОЛ (26 Ч +4 Ч) | ||||
Глагол как часть речи. | Урок открытия нового знания | |||
Нес глаголами | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Р.р.Рассказ | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Неопределённая форма глагола | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Правописание –тсяи –ться | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Правописание –тсяи –ться | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Виды глагола | Урок открытия нового знания | |||
Буквы е – и в корнях с чередованиями | Урок открытия нового знания | |||
Буквы е – и в корнях с чередованиями | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Время глагола. Прошедшее время | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Настоящее время | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Будущее время | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Спряжение глаголов | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Урок открытия нового знания | |||
Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Морфологический разбор глагола. | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Р. р.Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт» упр. 688) | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа | Урок открытия нового знания | |||
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Употребление времён | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Р.р. Создание репортажа по данному началу (упр. 697) | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Повторение изученного по теме «Глагол». | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Р.р Сочинение-рассказ по рисунку О.В.Попович «Не взяли на рыбалку» (упр. 701) | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Подготовка к контрольной работе | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Контрольный диктант | Урок развивающего контроля | |||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (7 Ч) | ||||
Разделы науки о языке. | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Орфограммы в приставках и в корнях слов | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Связь орфограмм с различными разделами лингвистики | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Орфограммы в окончаниях слов Употребление букв ьи ъ. | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Знаки препинания в простом и сложном предложении | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Итоговый контрольный диктант | Урок развивающего контроля | |||
Итоговый урок. | Урок-рефлексия |