Практические занятия № 2-3
Филиал в г. Северодвинске Архангельской области
ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра русского языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине
Культура речи
Направление – Психолого-педагогическое образование
Профиль 050400.62 Психологическое и инклюзивное образование
Профиль 050400.62 Педагогическое образование
Составитель: к.ф. н., доц. С.А. Смирнова
Северодвинск
Практические занятия № 1
Тема. Специфика культуры речи как научной дисциплины. Компоненты (аспекты) культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический
План
1. Место русского языка среди родственных славянских языков. Происхождение русского литературного языка.
2. Русский национальный язык и формы его существования: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, социальные жаргоны, арго.
3. Русский литературный язык как высшая форма национального языка. Основные черты литературного языка. Хронологические рамки современного русского литературного языка (разные точки зрения).
4. Признаки языковой нормы (общеобязательность, общеупотребительность, консерватизм, устойчивость, социальная престижность, вариантность, вариативность и др.).
5. Теоретические предпосылки понимания и описания культуры речи. Аспекты (компоненты) культуры речи.
Литература
Введенская М.А., Павлова Л.Т., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – Ростов-на-Дону. – 2008.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник. – М., 2007.
Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. − М., 2010.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов вузов. – М., 2005.
Культура русской речи: учебник для вузов / под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. − М., 2009.
Русский язык и культура речи / под ред. В.Д. Черняк. – М., 2006.
Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М., 1998.
Практическая часть
1. Раскройте следующие понятия: национальный язык, литературный язык, современный язык, социальный диалект, территориальный диалект, разговорная речь, просторечие, арго, норма, кодификация, культура речи, компоненты (аспекты) культуры речи, речевой этикет.
2. Назовите основные черты литературного языка. Обозначьте хронологические рамки современного русского литературного языка, указав различные точки зрения.
3. Какие существуют формы русского языка и какие требования с точки зрения культуры речи к ним следует предъявлять?
4. Прочитайте текст. Какие формы русского языка здесь представлены? Докажите свою точку зрения.
− Две собаки, два волка в дом ко мне залезли, беда, маются девки – и Муза, и Ольга. Зато уж мала – Галька – в рубашке родилась. Три года живут с Евгешей – нахвалиться не могу. Ни разу слова поперечного не сказал, скорей я перетыку поставлю. А выпьет – его и не чутко. «Галька, где у нас мужик-то?» – «Не знаю, вышел куда-то». Я заворчу: дура, не знаешь где мужик. Пробросаешься! Схвачу какой ватник, побежу на улицу. А он на кухне – спит. У самой печки калачиком свернулся. На подстилочке, которая кóтынку постлана. Вот какой у меня зять-то.
Ну, одно худо: на ребят чура не знают. Три года живу с има – и три ребенка. Та как стреляет. Да вы, говорю, с ума сошли. А ежели, говорю, десять лет проживете? «А десять ребёнков будет», – смеются. Я говорю: меры каки примайте але хоть выходные дни заведите – по разным койкам спите. Опять смеются: «Нет, говорят, покуда теща жива, не будем выходных заводить. Везде людей не хватает, надо государству помогать».
Вот какой у них сказ. А разве я могу валандаться с ихними чурками? Здоровящих делают – по три с половиной да по четыре килограмма. Мне семьдесят три года, руки еще от работы в колхозе высохли – которым местом держать эдаки-то самовары? Да и Музу, и Ольгу когда надо проведать – не все у их жить. Те только тогда и вздохнут, когда я приеду да когда острастку ихним бандитам дам. (Ф. Абрамов. Про дела семейные)
5. Используя формулы речевого этикета, составьте диалоги на предложенные темы: разговор между преподавателем и студентом, беседа друзей, разговор пассажиров в автобусе. Отметьте, в каких случаях уместна только книжная речь, только разговорная, а в каких и та, и другая.
Практические занятия № 2-3
Тема. Орфоэпические и акцентологические нормы. Особенности русского ударения.
Типы интонации в русском языке
План
1. Нормативный аспект культуры речи.
2. Понятие орфоэпии, стилей произношения. Нормативность литературного произношения.
3. Основные орфоэпические правила современного русского литературного языка:
1) произношение безударных гласных;
2) произношение согласных;
3) произношение сочетаний согласных;
4) произношение звуков в некоторых грамматических формах;
5) произношение заимствованных слов
4. Ударение в русском языке. Акцентологические нормы современного русского литературного языка.
5. Интонация как дифференциатор смысла повествовательных, вопросительных и оценочных предложений.
6. Орфоэпические словари русского языка. Словари ударений.
Литература
Введенская М.А., Павлова Л.Т., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – Ростов-на-Дону. – 2008.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник. – М., 2007.
Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. − М., 2010.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов вузов. – М., 2005.
Культура русской речи: учебник для вузов / под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. − М., 2009.
Русский язык и культура речи / под ред. В.Д. Черняк. – М., 2006.
Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М., 1998.
Словари
1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. − М., 1984.
2. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. – М., 1994.
3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р.И. Аванесова. − М., любое издание.
Практическая часть
1. Раскройте следующие понятия: культура речи, нормативный компонент культуры речи, орфоэпия, орфоэпический вариант, виды орфоэпических вариантов, ударение, интонация.
2. Перепишите текст, вставьте буквы, раскройте скобки, объясните знаки препинания и орфографические правила.
В еще (не,и)коше(н, нн)ых полях за рощей н(е, и)ветерка н(е, и) росинки. И..сохшая трава которая (по)видимому (ни,е)когда особе(н, нн)о (не)была изб..лова(нн, н)а дождями задыхается от зноя почти (не)выносимого для живого существа. Раскале(н,нн)ый воздух едва(едва) колыш..т..ся над (не)моще(нн,н)ой дорогой и (не)большой но глуб..кой реч..нкой. Куда (не,и)посмотр..ш.. кругом со(н,нн)ое царство только стрекочут в траве (не)угомо(н,нн)ые кузнечики да (не)спеша тащат соломинки смышле(нн,н)ые муравьи. Задумчивая улыбка (не)нарушаемая присутствием человека лежит на всем на син..ве неба на лениво(ласковой) речке на глухих (ни)кем (не,и)рубле(н,нн)ых лесах простирающихся (в)дали каж..тся что эта улыбка так(же) таинстве(н,нн)а как и вся жизнь природы.
3. Охарактеризуйте несколько современных орфоэпических словарей по следующему плану: (а) для кого предназначен словарь; (б) каково содержание и объем словаря; (в) какие виды помет в нем используются.
4. Расставьте ударения в следующих словах. Укажите вариативные ударения. Отметьте нормативные ударения, допустимые, устаревшие, имеющие стилистическую окраску. При работе используйте словари, отражающие акцентологические нормы современного русского языка.
Газопровод, договор, досуг, знамение, ломоть, намерение, приданое, ходатайство, щавель, иконопись, феномен, генезис, каталог, квартал, премирование, ракурс, прикус, ровня, обеспечение, августовский, мизерный, окровавленный, заснеженный; втридорога, втридешева, донельзя, наголо, мастерски.
5. Определите, мягко или твердо произносятся согласные перед звуком [э] в следующих заимствованных словах. Укажите случаи вариантного произношения.
Бактерия, безе, деликатес, дельта, декан, депрессия, интеллект, интервью, кофе, кодекс, кредо, критерий, модель, проект, неологизм, нетто, орхидея, патент, пенсне, сессия, синтез, терапевт, термин, тест, энергия, эффект.
6. Произнесите фразы с разными интонациями.
(1) Здравствуйте! (Официальность, радость, угроза, упрек, доброжелательность, равнодушие, гнев, восторг). (2) Умница! Молодец! (благодарность, восторг, ирония, огорчение, гнев). (3) Я этого никогда не забуду! (признательность, обида, восхищение, гнев). (4) Спасибо, как это вы догадались! (искренность, восхищение, ирония). (5) Ничем не могу вам помочь! (искренность, сочувствие, демонстрация бестактности просьбы). (6) Вы поняли меня? (Доброжелательность, учтивость, официальность, угроза). (7) До встречи (теплота, нежность, холодность, решительность, резкость, безразличие). (8) Это я! (радость, торжество, виноватость, угроза, задумчивость, таинственность). (9) Я не могу здесь оставаться (сожаление, значительность, обида, неуверенность, решительность).
Акцентологический минимум