Факторы, влияющие на организационную культуру
На формирование и развитие культуры влияет множество различных факторов. Все их множество в достаточной степени условности разделить на три группы: лично-поведенческие факторы, структурно-нормативные факторы, внешние факторы[3,с.243].
1. Личностно-поведенческие факторы – это вид и характеристики поведения руководителя и членов организации, влияющие на создания системы ценностей и внешних проявлений организационной культуры.
ü Личность лидера – Лидер организации, в силу статуса и выполняемой роли – образец поведения. Остальные осознание или подсознательно подстраиваются под него тем самым, формируют и поддерживают устойчивые поведенческие модели. Отношение к работе и стиль поведения руководителя, его реакция на критические ситуации, особенности построения и выполнения режима рабочего дня, внешний манеры и многое другое существенно влияют на формирование и закрепление различных элементов организационной культуры.
ü Управленческие акценты - это объекты деятельности, на которых концентрируют внимание руководства, и это имеет большое значение для фирмы. Особое внимание уделяется прибыли, затратам, качеству и максимальному удовлетворению потребностей. Это основа для создания новых норм и базы поведения людей.
ü Индивидуально-поведенческие и профессиональные характеристики работников. Из всей совокупности таких характеристик наибольшее влияние на организационную культуру оказывает общий уровень развития работников, их профессиональная компетентность и образование.
2. Структурно-нормативные факторы – это факторы, обусловленные структурой, целями и сложившейся нормативной практикой. Они же влияя на культуру, закрепляются в сознании работников,- таким образом, сами становятся её элементами.
ü Миссия, цели и стратегии организации. Проблемы взаимовлияния стратегии и организационной культуры подробно рассматриваются в стратегическом менеджменте.
ü Структура организации. В формализованных и иерархичных структурах формирования так называются бюрократическая культура, в гибких структурах – более демократичная культура. Закрепляясь, структура становится элементом и хорошим показателем сложившейся организационной культуры. Физическая структура (расположения помещения) и внутренний дизайн также влияют на организационную культуру. Создавая определенно настроение, формируя и поддерживания стиль обращения, этот фактор, в конечном итоге, оказывает влияние на формирование и закрепление представлений сотрудников о ценностях фирмы.
ü Коммуникационные каналы и организационные процедуры - это степень официальной регламентации, документооборот, количество издаваемых распоряжений и поводы, по которым они издаются, отчеты и планы, формы и циркуляры. Они влияют на формирование поведения и поведенческих аспектов культуры организации.
ü История фирмы. Так же, как и история страны или цивилизации оказывает воздействие на культуру общества или нации, в том числе корпоративная история оказывает воздействие на организационную культуру.
ü Принципы стимулирования. Осознав, по каким принципам происходит поощрение и наказание, сотрудников быстро формируется у себя представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо. При этом они становятся носителями культуры и закрепляют её.
ü Принципы отбора, продвижения и увольнения. В силу различного восприятия тех или иных действий, руководство может по-разному оценивать их и, соответственно, принимать решения. Скажем, характерной базой продвижения по службе может быть льстивость и желание угодить начальству (вне зависимости от компетентности), а может, наоборот, способность обосновано и аргументировано возразить шефу, отстояв свою точку зрения на пути развития организации или ситуации.
3.Внешние факторы - это, прежде всего, экономико-политические условия, в которых действует организация. В большинстве государств существует так называемая теневая экономика. Это совершенно особая культура, связанная с необходимостью «оптимизации» налогообложения (уход от налогов), сокрытия прибыли, взаимодействия с криминальными операциями и т.д. Всё это накладывает сильный отпечаток на ценностную и идеологическую подсистемы организационной культуры. Высокая инфляция, неравенство конкурентных условий и доступа к ресурсам, сильное влияние государства на экономику и рынок тоже способствуютформированию особой организационной культуры. Особенности деятельности законодательных и правоохранительных органов – ещё один фактор, способны существенно изменять организационную культуру.
ü Конкуренция. Агрессивная политика конкурентов будет провоцировать компанию на поиск путей противодействия, которые будут не менее агрессивными и жесткими, формируя, таким образом, полувоенную культуру. Степень платежеспособности клиентов данной организации, их собственный образовательный и культурный уровень также неизбежно будет способствовать формированию соответствующей культуры в организации.