Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
для студентов 6 курса
ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
кафедры журналистики
Красноярск 2010
УДК 008(083.97) ББК 71+74.58.202
Рабочая программа по курсу «Культурология» разработана профессором кафедры русской и зарубежной литературы, доктором искусствоведения Васильевой-Шляпиной Г.Л.
Рабочая программа по курсу «Культурология» предназначена для студентов
6 курса заочного отделения кафедры журналистики.
Введение
Программа по курсу «Культурология» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Дисциплина «Культурология» играет важную роль в системе современного высшего образования, призванного обеспечить становление образованной, эрудированной личности будущего специалиста.
Изучение культурологии развивает творческие способности, интеллектуальный потенциал, способствует освоению общечеловеческих ценностей, обладает широкими воспитательными возможностями.
Цель курса: на основе овладения категориальным аппаратом культурологии познакомить студентов с историей культурологической мысли; сформировать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур; раскрыть сущность основных проблем современной культурологии. Способствовать подготовке к профессиональной деятельности, умению выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие историко-культурное своеобразие.
Задачи курса:
определить место культурологи в системе современных гуманитарных наук;
знать основные подходы к определению понятия «культура», уметь охарактеризовать ее роль в жизни общества и человека, иметь представление о видах и типах культур;
освоить необходимый минимум теоретических знаний об исторических типах культур, знать основные культурно-исторические центры и цивилизации, особенности их функционирования;
выработать навыки анализа процессов и тенденций социокультурной среды современности, которые помогут ориентироваться в мире культуры;
выработать понимание преобразующих функций культуры, способствующих гармоничному сочетанию специальных и гуманитарных знаний.
Учебный план
семестр | Установка (лекционные часы) | Практические (семинарские) занятия | контрольная работа | Контроль Зачет | Кол-во часов на самостоятельное изучение дисциплины |
- | 5.4 | - |
Учебный стандарт
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.
Методы культурологических исследований.
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.
Культура и личность. Инкультурация и социализация.
Журналистика как часть культуры. Роль СМИ в формировании культуры общества.
Религия в контексте культуры. Основные мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Течения религиозной мысли. Современная религиозная картина мира. Журналистика и религия.
Тематический план лекционных занятий
№ | Тема | часы |
Введение. История культуры и культурология. Функции и задачи исторические закономерности и особенности в развитии культуры. Взаимосвязь различных культур во времени и пространстве. Теоретическая и прикладная культурология | ||
Основные понятия, категории и терминологический аппарат культурологии: культура, цивилизация, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира | ||
Процесс развития культуры в историческом аспекте | ||
Культура Древнего мира | ||
Античная культура | ||
Культура средневековья. Древнерусская культура | ||
Культура эпохи Возрождения. Гуманизм и антропоцентризм | ||
Европейская культура Нового времени | ||
Век Просвещения в русской культуре. «Золотой век» русской культуры. «Серебряный век» как социокультурный феномен России | ||
Особенности развития культуры XX века. Место и роль России в мировом культурном процессе | ||
Культура советского периода | ||
Культура и личность. Роль СМИ в формировании культуры общества | ||
Итого |
Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины
Приступая к освоению данного курса, необходимо учесть трудности, которые связаны со спецификой изложения материалов гуманитарной направленности, а также с недостаточной изученностью всех проблем в научной литературе.
При работе с рекомендуемой литературой особое внимание следует обратить на вопросы для самоконтроля, помещенные после каждой темы курса. Ответы на эти вопросы помогут хорошо усвоить учебный материал и успешно подготовиться к написанию контрольной работы, а также к сдаче зачета в конце изучаемого курса.
Приступая к изучению нового для студентов курса «Культурология», необходимо опираться не только на текст лекций, но и на рабочую программу, использование которой допускается при сдаче зачета.
В рабочей программе представлена основная и дополнительная литература, позволяющая не только изучить конкретную тему курса, но и расширить объем знаний по рассматриваемому вопросу.
При изучении курса «Культурология» большое внимание отводится самостоятельной работе студентов по изучению художественной литературы, альбомов репродукций памятников мировой и отечественной культуры, научных статей, посвященных творчеству выдающихся деятелей культуры, просмотру видеоматериалов по указанной тематике.
Основная литература
1. Васильева-Шляпина Г. Л. Теория и история изобразительного искусства. – Красноярск, 1997.
2. Васильева-Шляпина Г. Л. История живописи. Учебное пособие для ВУЗов в 3-х томах. – Красноярск, Издательство КГУ, 2006.
3. Васильева-Шляпина Г. Л. Изобразительное искусство. Учебное пособие для ВУЗов. – М., Академический Проект, Gaudeamus, 2007.
4. Васильева-Шляпина Г. Л. Любителю искусства. Курс лекций. – Красноярск, Сиенит, 2007.
5. Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. – СПб., «Кольна», 1995.–544c.
6. Голомшток И. Тоталитарное искусство. – М., «Галарт»,1991. – 296 с.
7. Гроф С., Ласло Э., Рассел П. Революция сознания: трансатлантический диалог. – М., АСТ, 2004. – 248с.
8. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., « Искусство», 1989. – 350с.
9. Гуревич П. С. Культурология. Учебник. – М., «Гардарики», 1996.–280с.
10. Золкин А. Л. Культурология: Учеб. пособие для вузов/ Под. ред. проф.
Н. В. Михайловой. – М., ЮНИТИ–ДАНА, 2001.– 365 c.
11. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., «Высшая школа», 2000.–368с.
12. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник.–2–е изд., перераб. и доп. – М., «Высшая школа», 2000.– 407с.
Дополнительная литература
1. Васильева-Шляпина Г. Л. Типологический образ в русской живописи второй половины XIX — начала XX веков. – Красноярск, Платина, 1999.
2. Васильева-Шляпина Г. Л. Василий Суриков. Монография. – М, Красная площадь, 1996.
3. Васильева-Шляпина Г. Л. Сибирские красавицы В. И. Сурикова. Портрет в творчестве художника. Монография. – СПб, Иван Федоров, 2002.
4. Васильева-Шляпина Г. Л. Андрей Поздеев-портретист. – Красноярск: Сиенит, 2003, 2006.
5. Васильева-Шляпина Г.Л. Прогулки по залам Музея изящных искусств в Бостоне. Красноярск: Сиенит, 2008.
6. Васильева-Шляпина Г.Л. Художники рисуют кошек. Анималистический жанр. Красноярск: Сиенит, 2009.
7. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1979.
8. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Учеб. для вузов / Л. М. Брагина, О. И. Варьяш, В. М. Володарский и др.;
Под ред. Л. М. Брагиной. – М., «Высшая школа», 1999.– 497с.
9. Культурология / Под.ред. А.А. Радугина. – М., « Центр», 1996 – 400с.
10. Культурология. ХХ век. Хрестоматия. – М., «Издательский центр АЗ», 1998.–360с.
11. Кун Н. А., Нейхард А. А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. – СПб., «Литера»,1999.– 608 с.
12. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. – М., «Прогресс», 1992.–376с.
13. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., «Политиздат», 1991.– 524с.
14. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. – М., 1992.
15. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. – М., «Просвещение», 1998.– 320с.
16. Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы. – М., «Просвещение», 1996.–360с.
17. Природа в культуре Возрождения. – М., 1992.
18. Панченко А. М. О русской истории и культуре. – СПб., Азбука, 2000.– 464с.
19. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси: исследования и заметки.– М.: «Издательство Московского университета», 1984.– 240с.
20. Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М.: «Политиздат», 1991.– 366с.
21. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. – М.: «Политиздат», 1989.– 573с.
22. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма /
Сост. Т. Г. Петровец. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. – 320с.