Тематика контрольных (проверочных) работ и методические рекомендации по их выполнению

В течение курса студенты выполняют одну проверочную работу:

1) Проверочная работа по языковым нормам и стилистике содержит 10 заданий практического характера, в которых отражены знания по нормам на всех уровнях языка, а также по стилистике и анализу текста.

Проверочная работа выполняется на отдельном листе.

Оценка работы: 1 – 9 задания оценивается 5-ю баллами, 10 задание –15-ю баллами; максимальное количество баллов - 60.

Примерные задания:

1. Расставить ударения в словах ( до 30 слов).

2. Затранскрибировать слова в соответствии с современной нормой произношения (до 10 слов).

3. Определить род несклоняемых имен существительных (до 20 слов).

4. Образовать форму множественного числа именительного падежа существительных, поставить ударения (до 20 слов).

5. Образовать форму множественного числа родительного падежа существительных (до 10 слов).

6.Поставить числительные в формы дательного и творительного падежей (до 5 слов).

7. Выделить словосочетания, в которых нормы сочетаемости не нарушены (до 8-10 словосочетаний).

8.Исправить речевые недочеты в предложениях (до 8-10 предложений).

9. Отметить, какие из приведенных характеристик неуместны в текстах научного стиля (дается 5-6 характеристик)?

10. Проанализировать текст: определить стиль, тип речи, тему и идею текста; выявить средства связи в тексте (дается фрагмент текста на 15-20 строк).

Студент должен продемонстрировать:

знание системы языка, языковых уровней, литературной нормы на всех уровнях языка, функциональных стилей русского языка, категорий текста;

умение пользоваться лингвистическими словарями, образовывать нормативные словоформы разных частей речи, видеть речевые ошибки в построении словосочетаний и предложений, анализировать текст с точки зрения структурно-лингвистической;

владениенавыками транскрибирования; навыками нормативного формообразования в рамках разных частей речи; методикой структурно-лингвистического анализа текста.

Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению.

Не предусмотрено программой

Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов/А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др.; Под ред. Проф. В.Д.Черняк. – М.: Высш.шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. – 509с.

2.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1999.

Дополнительная литература

1. Бразговская Е.Е., Шляхова С.С. Стилистика: учебное пособие. Часть 1. – Пермь, 2007. – 109 с.

2. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3-х ч. Ч.2. – М., 1981.

3. Валгина Н.С. Теория текста. – М. , 2003.

- справочно-информационные издания:

1. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.

2. Русский язык. Энциклопедия. 2-ое изд., перераб. и доп. - М., 1997.

3.Стилистический энциклопедический словарь / Под ред. М.Н.Кожиной. – М., 2003.

4. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 2000.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1997.

Учебно-методические материалы

1. Современный русский язык. Фонетика: методические рекомендации для студентов-филологов. Специальности: 050301 – «Русский язык и литература» и 050302 – «Родной язык и литература» / сост. О.Е.Соловьева; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. Ф 776

2.Методические рекомендации по курсу «Лексикология»: Специальность 021700 – «Русский язык и литература», / Сост. О.Е. Соловьева; Пермь. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010. – 13 с. + Прил. (14 с.).М. 5.45

3. Русский язык и культура речи. Учебно-практическое пособие. – Пермь: ПСИ, 2005. – 126 с. Авторы-составители: Мисюра Е.К., Соловьева О.Е.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)

8.5. Материально-техническое обеспечение:

компьютерный класс

Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

Содержание и формы проведения входного контроля

Для изучения дисциплины студент должен:

знать: понятие системы и уровней языка; иерархию уровней и единицы каждого уровня; понятие культуры речи; основы речевой культуры, базирующиеся на системных возможностях языка; стилевую систему русского языка и особенности каждого функционального стиля; речевой этикет и речевое поведение в разных коммуникативных ситуациях;

уметь: производить фонетическую транскрипцию, отражающую нормативное произношение; определять части речи и их формы; образовывать словоформы согласно литературной норме; грамотно строить словосочетания и предложения; определять стили и жанры текстов; анализировать тексты с точки зрения структуры и языковых особенностей;

владеть: терминологией, относящейся к описанию языка и речи, функциональных стилей, речевого этикета; методикой анализа текстов любых стилей и жанров;

Проведение входного контроля проводится в форме устного опроса во время практических занятий.

Содержание и форма текущего контроля знаний

Наши рекомендации