Словообразовательные нормы

Задание 26.Найдите случаи ошибочного словообразования. Запишите исправленный вариант.

1. Сходность двух братьев не вызывает удивления. __________________ 2. Барыня была немилосердлива. ______________________ 3. Он не видел в этом ничего предрассудительного. _______________________ 4. В силу своей загрузки ей приходилось брать работу на дом. ______________________ 5. Директор высказал неудовольство. ________________________ 6. Он заочарованно слушал иностранца. _____________________ 7. На Руси издревна почитались народные мастера-сказители ________________________ .

Морфологические нормы

Задание 27.Определите род существительных. Составьте словосочетания, подбирая к каждому слову прилагательное.

Какао _______________________, кофе ___________________, колибри ____________________ , картофель ________________, мозоль ______________, Сухуми ____________, Капри __________________, Миссисипи _____________, тюль _________________, толь ___________________, меню ________________, шимпанзе ___________________, такси ______________, Чили ______________, МГУ ________________, МЧС _____________________, шампунь ________________, гороно __________________, депо ________________, бра ________________, Дели ____________________, Янцзы ________________, интервью _________________, кенгуру ________________, пари _____________, пенальти ________________, виски _________________, суфле________________, папарацци ______________.

Задание 28.Употребите в правильной форме собственные имена иноязычного происхождения.

1. В детстве он охотно читал Жюл… Верн…, Марк… Твен…., Джек… Лондон..., Астрид…. Линдгрен…, Этел... Лилиан... Войнич.…., а особенно любил рассказы Артур… Конан… Дойл… о Шерлок… Холмсе. 2. Это письмо было написано американской девочкой Самант.. Смит…. 3. Декларация была подписана Роберт… Смит…. 4. Артист исполнил прекрасные сонеты Петрарк…. 5. Романы Александр… Дюм… пользуются популярностью. 6. Работа была написана по руководством профессора Ивана Борисовича Корнелюк….7. В деканат вызвали студентку Сидорук….8. Супруги Клинтон… прибыли с официальным визитом в Москву.

Задание 29.От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Адрес___, берег___, бухгалтер____, вексель____, директор____, договор___, доктор____, инспектор____, инструктор____, катер____, конструктор____, корректор___, лектор____, трактор_____, прожектор____, торт____, цех____, шофер___

Задание 30.Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных по образцу.

Вафля – вафель Апельсин Грузин
Вишня Мандарин Цыган
Кочерга Помидор Киргиз
Кухня Баклажан Носок
Подпись Километр Чулок
Пустыня Грамм Дело
Туфля Гектар Место
Оладья Облако Полотенце

Задание 31.Образуйте все возможные формы степеней сравнения данных прилагательных. Заполните таблицу по образцу.

Прилагательное в начальной форме Сравнительная степень Превосходная степень
простая составная простая составная
Красивый Широкий Тяжелый Легкий Мелкий Тонкий Хороший Дорогой Дешевый красивее более красивый красивейший самый красивый

Задание 32.Запишите предложения, заменяя цифры словами.

1. К 1778 прибавить 852. __________________________________________________________

________________

2. Более 2500 человек обратились с просьбой к руководству района. _____________________

________________

3. Длина окружности равна 422 см. _________________________________________________

________________

4. От 657 отнять 56. ______________________________________________________________

________________

5. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. _______________________________________________

________________

6. В диссертации имеется приложение с 65 схемами. __________________________________

________________

7. О 143 туристах, пропавших без вести, пока ничего не известно. _______________________

________________

Задание 33.С какими существительными могут сочетаться собирательные числительные? Найдите неверно составленные словосочетания и зачеркните их. Предложите вариант правки. *Сделайте вывод о сочетаемости собирательных числительных.

Двое ребят, трое девочек, четверо зайчат, двое ножниц, трое суток, семеро малышей, двое подружек, пятеро столов, трое очков, четверо лошадей, шестеро котят.

________________________________________________________________

Задание 34.Составьте словосочетания числительных оба, обе с приведенными ниже словами в формах именительного и дательного падежа по образцу.

Дерево, дорога, дочь, вещь, бланк, вакансия, директор, подпись, предложение, заявление.

Им. падеж Дат. падеж
Оба сына   Обоим сыновьям    

Задание 35.Из двух предложенных глагольных форм выберите правильную (подчеркните).

1. На море полный штиль, и наша лодка едва (колышется – колыхается) на волнах. 2. Судьба ко мне сурова, но я никогда не (ропчу – ропщу). 3. Сосед, живущий этажом выше, опять (движет – двигает) мебель. 4. Я не понимаю, что (движет – двигает) Вашими поступками. 5. Я никогда не (держу – дерзю – смею дерзить) своим родителям. 6. «На этот раз я обязательно (побежу – победю – одержу победу)», - задиристо сказала она.

Задание 36.Образуйте формы повелительного наклонения данных глаголов.

Печь Звать
Тратить Пускать
Дуть Замереть
Ехать Вести
Выть Сечь
Махать Лечь
Не сетовать Класть

Синтаксические нормы

Задание 37.Найдите ошибки, связанные с неверным предложным управлением. Запишите исправленный вариант.

1. Я хочу подробней остановиться о положении в Югославии. __________________________

2. О предстоящей отставке правительства не сомневается никто. ________________________

3. От воинской повинности все стараются избежать. ___________________________________

4. Обо всех проблемах, о которых Вам надо будет решать в жизни, Вы прочтете в книгах. ________________

5. О том, каких успехов добилась группа, видно по результатам. ________________________

6. Отзывы на вышедшую в издательстве книгу были положительны. _____________________

7. Он подготовил отчет по проделанной работе. _______________________________________

Задание 38.Составьте словосочетания с приведенными ниже словами, требующими разных падежей дополнения.

Ручаться Гарантировать
Начать Приступить
Одевать Надевать
Примириться Смириться
Преимущество Превосходство
Вера Уверенность
Тормозить Препятствовать
Обосновать Основать
Сходный Идентичный
Предупреждать Предостерегать

Задание 39.Составьте предложения с опорой на следующие словосочетания, используя предлоги благодаря, из-за, по причине, вследствие, в связи с , согласно.

Срыв поставок, расторжение договора, эффективная работа отдела рекламы, распоряжение о выплате пособий, непредвиденные обстоятельства, низкая производительность труда.

________________________________________________

Нормы правописания

Задание 40.Вставьте пропущенные буквы. Проверьте себя по орфографическому словарю. Если Вы не знали значения слова, употребите лексему в контексте.

Аб...р...виатура, аккомп...н...мент, ал...юминий, ас.…стент, ас.…циация, б….летень, в…кансия, декл…рация, д…фицит, д…летант, заведу…щий, ижд…венец, им..итация, ин…циатива, инт…лектуальный, инт….лигент, искус..твенный, ком….нтарий, ком…ерческий, ком…уникация, комп..тенция, к…мпромис…ный, кор..ектный, ном..нкл..тура, оп…онент, п..р..ферия, пр…стиж, пр…тензия, пр…це…дент, пр…в…легия, пр…ор…тет, ф…н…менальный, экстр…в…гантный.

________________________________________________________________

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ

Наши рекомендации