Сущность культуры. Культура и деятельность.
В русскую лексику термин и понятие «культура» вошли значительно позже, чем в Западной Европе. Языковеды отмечают его первую фиксацию лишь в 1846—1848 гг. в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова. До этого оно практически не попадалось в словарном составе живого и литературного языка. Даже у Пушкина оно нигде не встречается. Его нет ни у Добролюбова, ни у Чернышевского. К 1865 г. наш знаменитый отечественный лингвист В. Даль в своем толковом словаре характеризует это слово через понятия умственного и нравственного образования. И только к концу XIX в. оно прочно завоевало права гражданства.
В современной западной социологии (да и вообще в мире обществоведческого и гуманитарного знания) понятие культуры стоит в ряду фундаментальных. Оно считается столь же важным для анализа человеческой жизни, как понятие «гравитация» для физики или «эволюция» для биологии. У разных авторов в условиях плюралистической многоголосицы мелькают и разные определения. Они пестры и многолики, однако в них содержатся и некоторые общие черты, выделяется сущностный стержень, вокруг которого группируются индивидуализирующие характеристики, выражающие мнения и предпочтения их авторов. Так, например, Нейл Смелзер, один из выдающихся американских социологов и культурологов последних десятилетий, в своем учебнике по общей социологии полагает, что современное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Основными элементами культуры выступают понятия (концепты), содержащиеся в языке, отношения и взаимосвязи, ценности, сообразно которым люди характеризуют собственные цели и правила, определяющие, что и как можно делать и что нельзя. Таким образом, культура у него понимается как некоторая совокупность, ценностей, норм, стандхртов поведения. Она как бы регулятор поступков людей и их отношений друг к другу, к обществу и природе.
11
Аксиологический подход к понятию культура. Культура и антикультура.
Сегодня, когда Россия стоит на пути формирования информационного общества, когда создаётся государство гражданских прав и свобод, именно сегодня особое внимание должно быть обращено изучению истории. В открытом обществе, в условиях единой мультикультуры этого общества, универсального общемирового пространства, главное внимание следует уделить исследованию феноменов культуры и антикультуры. Мультикультура есть универсализация, но не унификация национальных культур, мультикультура есть равноценное сосуществование национального и мирового, а не поглощение одного другим или качественное изменение национального. В этом контексте особую роль получает проблема уничтожения, вернее, подмены культуры антикультурой, как это происходило в тоталитарных государствах в ХХ веке. Для продуктивного построения нового следует осмыслить уроки истории.
Многие исследователи по-разному определяют понятие 'культура', но общий смысл, который можно найти во всех этих определениях, тот, что культура является творением человека. Человек создаёт, 'выращивает' культуру, но, вместе с тем, культура создаёт человека, она выделяет его из природного мира, создавая особую реальность человеческого бытия, искусственную реальность.
'Короче говоря, культура образует особую реальность, которая несводима ни к обычной жизнедеятельности, ни к её картине в сознании людей, является благодатным полем для реализации творчества, полётов воображения, различных экспериментов, поисков, радостей и наслаждений и т.п. Культура всегда допускает плюрализм мнений, чего не может позволить себе тоталитаризм. Культура не навязывает определённую точку зрения, но создаёт лишь пространство для человеческого творчества, где сам человек-творец создаёт своё мнение. Культура лишена агрессии и насилия, через культуру человек творит мир, культура созидательна по своей природе.
'Культура - это обретение 'мира впервые'. Она позволит: нам: как бы заново порождать мир
12
Механизм культурных процессов
Культурные процессы имеют особенности протекания. В таком случае говорят об особенностях их механизмов. Описать механизм культурного процесса - значит ответить на вопрос о том, как именно протекает процесс культурного изменения. К механизмам культурных изменений относят аккультурацию, трансмиссию, экспансию, диффузию, дифференциацию и др.
Аккультурация - процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа (более развитого) полно или частично воспринимается культурой другого народа (менее развитого). Культура, которая заимствует - реципиент. Культура, отдающая - донор.
Диффузия (рассеивание)- пространственное распространение культурных достижений одних об-в в другие. Возникнув в одном об-ве, то или иное явление культуры может быть заимствовано и усвоено членами многих других обществ (христианство - Мадагаскар). Дифференциация - качество изменений в культуре, к-рое связано с вычленением, разделением, отделением частей от целого.
Культура и цивилизация
По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина
"культура" - лишь в XVIII веке.
термин
"цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и
использовался ими в двух смыслах -широком и узком. Первый из них
перекликался с тем, который вкладывал в него Ферпоссон, и означал
высокоразвитое обществo, основанное на началах разума, справедливости и
религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятом
"культура" и означал совокупность определенных качеств человека -
незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д.,
обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века.
В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы,
между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия.
Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как
сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности,
придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация
составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов,
образующих совокупность прежде всего духовных явлений.
14
Культура и гуманизм
В эпоху Нового времени утвердилось представление о законе как исходной управляющей силе в природе и обществе. Познать и сформулировать законы природы призвана наука. Наука как общественный институт, сообщество ученых мира, совместно формирующих систематические, проверяемые и доказуемые знания, имеющие всеобщий смысл – впервые сложился в эпоху Нового времени. Искусство (живопись, театр, литература, музыка) в эпоху Нового времени впервые освободилось от воплощения устоявшихся религиозных представлений и стало независимым средством познания и образного воплощения господствующих общественных закономерностей, средством воспитания в людях норм морали, которая признавалась "естественной", присущей самой человеческой природе. В эпоху Нового времени впервые была выработана общественно значимая система образования и воспитания. Учебники по основным отраслям знаний – тоже новшество этой эпохи. Политические формы, опробованные в эпоху Нового времени, частью сохранились до наших дней (представительная демократия). Ценнейшим из наследия Нового времени является выработанное тогда представление о человеке как самоответственном деятеле (монархе, вельможе, политике, ученом, собственнике и т. п.), свобода которого ограничена лишь естественным моральным законом.
15
Социальные функции культуры
. Культура — тип социальной памяти общности — народа или этноса (функция консервации). Она включает в себя места хранения социальной информации (музеи, библиотеки, банки данных и т.д.), унаследованные схемы поведения, коммуникативные сети и пр.
Среди отечественных исследователей такой позиции придерживаются Ю.М.Лотман и Б.Успенский, Т.И.Заславская и Р.В.Рывкина. Для первых из них понятие “культура” обозначает наследственную память коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний. С точки зрения Т.И.Заславской и Р.В.Рывкиной, культура есть особый социальный механизм, который позволяет воспроизводить эталоны поведения, проверенные опытом истории и соответствующие потребностям развития общества.
Культура — форма трансляции социального опыта (функция трансляции).
К такому пониманию склоняются многие западные и отечественные социологи. Они берут за основу понятия “социальное наследование”, “научаемое поведение”, “социальная адаптация”, “комплекс образцов поведения” и др.
Такой подход реализуется, в частности, в структурных и исторических определениях культуры. Примеры: культура есть совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям (У.Самнер, А.Келлер); культура охватывает формы привычного поведения, общие для данной группы или общества (К.Янг); культура является программой социального наследования.
Культура — способ социализации людей.
Данный срез воздействия культуры на человека представлен во многих социологических работах. Достаточно лишь привести имя Т.Парсонса, чтобы показать уровень теоретической проработки указанной выше проблемы.
В заключение следует отметить, что в социологии выделяются и рассматриваются другие социальные функции культуры (инновация, аккумуляция, контроль и пр.).
16
Основные принципы типологизации и типы культур.
Тип культуры - это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур (а не одна культура) и отличает это множество культур от всех других.
А метод научного познания, с помощью которого все огромное многообразие существующих на Земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы (множества, группы) культур называется типологизацией.
Типологизация культур, упорядочивание по группам опирается на выбор оснований, критериев классификации.
Может быть выделено либо одно, либо несколько оснований, признаков, по которым устанавливается общность культур. Другой важной характеристикой, определяющей типологизацию культуры, является познавательная цель (задача) классификации.
Близко к социальному подходу к проблемам типологии культуры в поиске критериев типологизации культур подходит и практически из него оформляется в самостоятельный - информационно-коммуникативный подход. С этой точки зрения выделяют культуры с высокой степенью зависимости от социокультурного контекста и с низкой. Причем, эта степень зависимости от социокультурного контекста и формы обмена информаций могут охватывать как логико-рациональный аспект коммуникации - обмен информаций, так и психологический аспект - общение.
17
Материальная, духовная и художественная культура.
Мир культуры подразделяется на две составляющие: материальную и духовную и определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, явившихся результатом человеческой деятельности. Такое разделение нередко покоится на представлении, что в культуротворчестве действуют два независимых начала — духовное и материально-практическое.
Первое начало обычно считалось, а в религиозных и идеалистических учениях о культуре считается и поныне, высшим, олицетворяющим творчество как таковое, второе — материальное, низшим, менее творческим. Дух или духовное начало, как полагают в данном случае, проявляется в особой самостоятельной деятельности, которой свойственны созидание и свобода. В итоге этой деятельности создаются высшие ценности, овладение которыми составляет смысл человеческого существования. Материальное же начало подчинено духовному. Оно менее активно, или вовсе лишено активности, подчиняясь деятельности духа. Если оно и способно проявлять себя самостоятельно, то ведет к порождению предметов низкого ценностного значения, которые разрушают духовность, так как удовлетворяют только физическую и чувственную природу человека и препятствуют высвобож-дению его высшей активности. Истоки такого разделения коренятся в исторических предпосылках развития человека, породивших и представление о его двойственной природе и фетишизировавших духовный аспект бытия. Но подобно тому, как человек предстает как целостность, в которой духовная жизнь составляет лишь одну сторону человеческого бытия, так и культура представляет собой нерасторжимое единство духовной и материальной сторон, проявляющихся также и в его культурной деятель-ности. Противоположность материи и духа в структуре культуры имеет лишь относительное значение, и именно наличие этой относительности только и позволяет говорить отдельно о материальной и духовной культурах. Чисто духовное начало не может стать достоянием культурного использования (потребления), не будучи воплощенным в материальную оболочку.
Вопрос №18 Предельные характиристики культуры
Культура, во-первых, может быть охарактеризована как «кентавр-система», т. е. сложное «естественно-искусственное» образование. Она, с одной стороны, органическое целое, напоминающее живой организм (культура воспроизводит себя устойчивым образом, ассимилирует и перерабатывает материалы природы, реагирует на ино-культурные воздействия и изменения природной среды), с другой - представляет собой деятельность людей, сообществ, их стремление поддержать традиции, улучшить жизнь, внести порядок, противостоять разрушительным тенденциям и т. п. "Вторая характеристика культуры задается противопоставлением двух основных ее подсистем: «нормативно-семиотический» (ее условно можно назвать «семиотическим космосом культуры») и «материально-денотативной» («природный космос культуры»). Всякая культура выступает как культура лишь в той мере, в какой она воспроизводится устойчивым образом. Необходимое условие воспроизводства культуры - система норм, правил, языков, представлений, ценностей, т. е. все то, что в культуре существует. Эта система и может быть названа семиотическим космосом культуры. Природный же космос-это все то, что, с одной стороны, обладает самостоятельным бытием (природно-космическим, биологическим, духовным), а с другой стороны-осмыслено, означено, представлено и нормировано в семиотическом космосе.Третья характеристика культуры может быть названа организмической. В культуре разнообразные структуры и процессы не просто сосуществуют; они замкнуты друг на друге, являются условиями одни для других, при этом поддерживают или разрушают друг друга. Культура представляет собой, если можно применить здесь физическую аналогию, равновесную устойчивую систему, где в идеале все процессы должны согласовываться между собой, укреплять, поддерживать друг друга. Именно к третьей характеристике относятся культурологические проблемы поиска механизмов, обеспечивающих устойчивость культуры.
19 Культурно-исторические феномены
Формирование гуманитарного подхода в науке и развитие философии истории за последние 50 лет привело к повороту от «социальной истории» к «культурной истории», что в свою очередь потребовало новых подходов и традиционным культурам. Если раньше мировая история воспринималась как однолинейный эволюционный процесс, то новый «цивилизационный» подход предложил понимание исторического процесса как процесса существования различных культурно-исторических систем. Скорость пересмотра формационного подхода вызвала на какое-то время теоретический вакуум в области цивилизационных исследований, потребовалось время, прежде чем сформировались развитые концепции структуры цивилизации, ее динамики. До сегодняшнего дня сохраняется лакуна в разработке места традиционной культуры в цивилизационных процессах.
В исследовании приведены примеры архаичных традиционных культур, разбираются институты преемственности, обеспечивающих наследование ценностно-смысловых структур.
В культурологии уже разрабатывались частные вопросы бытия культуры: литература, язык, общественные связи. Узкие теоретические исследования культуры не ставят на повестку дня вопросы универсальной культурной динамики, чему, напротив, будет посвящена эта работа. Между тем изучение локальных историко-культурных процессов способствует пониманию мировых цивилизационных процессов. Очевидна необходимость сосредоточения на наименее изученном в историко-культурном плане материале – целостном осмыслении бытия традиционной культуры, ее ценностно-смысловой преемственности. В этой связи особую актуальность в теоретическом аспекте приобретают следующие моменты:
1) установление культурных констант, определяющих функционирование традиционного общества;
2) локализация ценностно-смыслового поля традиционной культуры;
3) модификация традиционной культуры во времени и пространстве;
4) протекание процессов аккультурации в традиционном обществе.
Познание, язык, культура
Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).
Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним. В сфере социального взаимодействия язык выступает в качестве медиатора, проводника, посредника, средства, позволяющего придавать интерсубъективное, культурное значение субъективному, индивидуальному опыту, транслировать социально-значимые представления, придавать таким представлениям общезначимый, разделяемый смысл.
Самая серьезная проблема коммуникации заключена в переводе смыслов с одного языка на другой, каждый из которых имеет множество семантических и грамматических особенностей. В культурологии эта проблема эффективности культурного диалога как на «вертикали», т. е. между культурами разных эпох, так и по «горизонтали», т. е. диалога разных культур, существующих одновременно, между собой, осмысливается как проблема понимания. Термин «понимание» используется в двух смыслах как фактор интеллектуальный, познавательный, но и как сопереживание, в чувствование. Сложность понимания обусловлена тем, что восприятие и поведение детерминированы стереотипами — идеологическими, национальными, сословными, половыми, сформированными у человека с детства. Понимание апперцептивно, т. е. новая информация ассимилируется путем соотнесения с тем, что уже известно, новое знание и новый опыт включаются в систему знания, уже имеющегося, на этой основе происходит отбор, обогащение и классификация материала.
Познание языков является процессом окультуривания человека. Из эпохи в эпоху речь, язык и письменность преобретает все новые формы, осмысляется по новому, что то уходит, а что то приходит…
Вопрос №21 Роль культуры в процессе антропогинеза. Социализация и инкультурация
Инкультурация - процесс освоения человеком - членом конкретного общества - основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении. Индивид становится личностью в процессе социализации и инкультурации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе этого общения культурных достижений человечества и его родной культуры, поэтому личность иногда определяется как социальная индивидуальность. Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Вопрос №22 Архаическая культура
Архаическое искусство представляет собой достилевую стадию развития художественного мышления, характерную неоформленностью художественных идей, хаосом смутно осознаваемых возможностей. Своя архаика была в античности, архаическим является раннехристианское искусство и, отчасти, романское. Архаический период переживало искусство Византии и древнерусское искусство, архаические черты свойственны ранней Готике и искусству кватроченто - раннего Итальянского Возрождения. Все искусство Северного Возрождения кажется архаичным рядом с Барокко и Маньеризмом. Каждый художник в своем индивидуальном развитии также переживает периоды архаики, классики (расцвета индивидуального стиля), а затем кризиса, упадка и, часто, вырождения своего искусств
23Миф как культурный феномен
Миф - это синкретичный образ, воспринимаемый как реальность. События, о которых говорится в мифе, не нуждаются в комментариях, а сами объясняют все, что происходит с человечеством. В мифе нет чудес, нет реального и нереального. Миф отличается от религии. Отличие его заключается в том, что он не признает различия между естественным и сверхъестественным. Его содержание разыгрывается по-настоящему, а его чудеса рассматриваются как вполне реальные и обыденные вещи. Миф есть синкретичное единство художественного, научно-познавательного, активно преобразующего и религиозного начал.
Миф есть проявление, прежде всего, коллективного, а не индивидуального. Его творцом является не отдельный человек, а сообщество людей.
Миф обладает и эстетичностью. Он может быть высоким, гуманным, а может быть и низменным. Первый воспевает мощь и силу человека, его способность преодолевать враждебные силы, второй устрашает человека, показывая ему его слабость.
24
Синонимичность и антонимичность культуры и религии
РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА - социально-истор. и теоретико-познават. проблема, важность к-рой традиционно признается и обсуждается в плане сущности, значения, эволюционных изменений, динамики и взаимосвязи этих двух явлений и сфер обществ, жизни. Это проблема мировоззренч., идеол. и методол. характера, определяющая во многом социально-культурные и общественно-полит. особенности и тенденции развития отд. стран и мирового сооб-ва в целом. При всех различиях в уровнях развития Р. и к. и их соотношения между собой, они всегда являются существенными факторами личной, обществ, и гос. жизни (даже атеизм не представляет здесь исключения, поскольку определяет и утверждает себя через то или иное свое отношение к религии, еще недавно воинственное). Роль Р. и к. велика не только в становлении нац. идентичности, но и в устранении конфликтов на этно-конфессиональной почве, особенно когда развитие межконфессионального диалога, межкультурных связей и сотрудничества становится действенной альтернативой вражды, культурной разобщенности и религ. нетерпимости. Р. и к. имеют большое значение в условиях проживания на одной территории и тесных социальных взаимосвязей людей разл. нац. культур и верований, поскольку затрагивают, на основе взаимодействия разл. религ. и культурно-бытовых традиций, широкий круг вопросов организации их совместной жизни, начиная с пребывания в детских и школьных учреждениях и кончая условиями совместного труда и отдыха.
Синонимичность в языках культуры – это их нацеленность на один образ и взаимная дополняемость в различных аспектах. Смысл один, но подан разными языками.
26
Культура Востока (Ближний Восток, Индия, Китай)
Термин "Индия" возник в 19 веке, до этого эту страну называли континентом многих народов.
Индийская культура относится к культурам Востока и является традиционной. Ее традиции во многом сохранены до наших дней.
Индийская культура имеет ряд специфических особенностей:
1. Традиционализм
2. Почитание слова - веды
3. Аграрность
4. Многообразная религиозная система - индуизм,
5. разнообразие культурных форм (страна контрастов), которое проявляется в огромном количестве разнообразных культурных традиций, языков, верований.
Письменность культуры Древней Индии содержала около 4000 знаков и писалась слева направо. Записи производились на пальмовых листьях. Записи по сей день не расшифрованы. Таблицы биномиальных коэффициентов, полученные в Европе лишь в VI в. (и названные по имени автора "треугольником Паскаля"). Создание десятичной системы счисления. Буддизм. Медицинские практики – йога.
Искусство:
К мировым памятникам культуры относят Фрески пещер Аджанты и скальные храмы Эллоры.
Искусство Индии символично. Наиболее популярными символами в искусстве являются лотос, раковина, алтарь, колесо, солнце, молния, Древо жизни, лебеди, наполненная водой ваза и др. Будда изображался в виде колеса, отпечатка ступни, руки, троном.
Театр возник в Древней Индии во второй половине I тыс. до н.э. и отличался синкретизмом. Первый трактат по теории театра очевидно был создан именно в Индии и назывался "Натьяшастра". Сюжеты древнейших театральных представлений черпались из мифологии и эпической поэзии. Самым выдающимся драматургом Древней Индии был Калидаса.
27
Культура Древней Греции и Рима
Греция не образовывала единого государства, оставаясь культурно-этнической и политической целостностью. В полисах осуществлялась античная рабовладельческая демократия. Самый крупный полис - Спарта, а Афина имела всего 2,5 тыс кв м. Первоначально власть царя была наследственной. Позднее эта должность стала выборной и поменяла название: царь превратился в выборного правителя - архонта. Греки создали институт свободного человека. Для того, чтобы быть свободным надо не только не быть рабом, но еще и быть в согласии с обществом и самим собой. Аристотель называет человека существом общественным и политическим, значит полисным. Полисный человек - муж-воин, муж-совета, т.е. воин и государственный деятель. Появляется гражданское занятие, особое место в котором принадлежит досугу. К ним относятся театр, философские размышления и деятельность философских школ, посещение палестры и гимнасии, участие в пирах.
Греческие религиозные верования представлены мифологией и имеют специфические отличия:
• Обожествление природы;
• Отсутствие влиятельного духовенства;
• Антропоморфность;
• политеистичность.
Наиболее почитаемы были олимпийцы:
• Зевс-бог неба, погоды, молнии и грозы, ограды, домашнего очага, самый могущественный и самый добрый из богов.
• Аполлон-бог гармонии и света, изобрел музыку и поэзию.
• Гермес-проводник путешественников и душ в преисподнюю, бог торговцев и купцов и защитник от воров.
• Дионис -бог виноделия и театра.
Культурные достижения
1. философское мышление.
2. демократия.
3. научные знания (Пифагор), геометрия Эвклида, Архимед заложил основы механики и пр.
4. системы воспитания Афин и Спарты.
5. гражданская свобода и гражданский долг.
6. искусство как проявление совершенства и идеала.
29
Гуманистический идеал эпохи Возрождения.
Характерные черты культуры:
1. Антропоцентризм проявлен в идеях гуманизма
2. Ренессансный тип личности отличается титанизмом (он совершает за свою жизнь столько, что не под силу многим) и универсальностью (реализует свои способности в самых разнообразных областях). Меняется само представление о человеке: он теперь не "сосуд греха", а "венец творенья".
3. Двойственность ценностей: интерес к античности и проявленность средневековой духовности человека;
4. преодоление культурного разрыва между низовой и высокой культурными пластами.
5. Преобладание стремления к новациям на материале устойчивых традиций;
6. Секуляризация культуры, четкое осознание проблем жизни.
ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны "божественной Природы". Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, "чувство прекрасного") постоянно пересекаются. Гуманизм. Задача воспитания "нового человека" осознается как главная задача эпохи. Греческое слово ("воспитание") является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение "гуманизм"). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и "добродетель", и "доблесть" - благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Возник невиданный интерес к чел личности, различным сторон её жизни. По новому реш проблема чел и БОГ. Вместо принципа провиденциализма утвержд принцип чел активности. Неотриц сущ Бога гуманисты пытаются приблиз к нему чел. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.
30
Культура Нового времени
Кризис К. - это традиц тема в рамках исслед-й фолософоф и культ-в. Проблематика кризиса К. была порождена изм-м в жизниевроп общ-ва этого периода. Эк нестабил, мировые война и рев-и, фашизм и геноцид, упадок традиц цен-й, утрата веры в науку, в рац-е постижение мира; всё это проявл кризисного состояния Западного общ-ва конца XIX-XXвв. Собственное видение проблемы кризиса К. предлож А. Швейцер. В своих работах ''Упадок и возрождение культуры'' он анализир причины кризиса соврем К. Главная причина кризиса К. в том, что в развитии К. было нарушено равновесие: матер сторона стала развив интенсив, чем дух. Этому способ успехи науки и прктики. Ш. Анализир проблему противореч культ разв. Он обращ внимание на то, что создание машины и мировой торговли привело в конеч счёте к мировой войне. Тех достиж были обращены на уничтож людей и мира. Среди факторов, препят развит К. Ш. Наз ограничение свободы. Ш., анализ причины кризиса, счит, что его ещё можно останов. Для этого необх выработка нового мировоззрения: оно должно быть оптимистич и эстетич. Тема подавления личности стереотипами массового сознания, как одна из главных причин кризиса К., станов традиц в философии и К. XXв.