Рационалистическое направление

Сцены охоты

Звери и птицы показываются свободнее и живее чем прежде. Их фигуры располагаются не строго по фризам, а свободно размещены в пейзаже (среди холмов, где они могут скрываться от охотников). В изображении зверей и птиц чувствуется большой реализм. В изображении птиц и зверей нет общей связи. Каждый экземпляр как бы на первом плане. Заставляет остановить взор на каждом из них.

Новое царство

Темы изображения: мчащиеся колесницы, бегущие от стрел охотников олени, летящие галопом кони.

Экономические связи с др. странами, пробудил интерес к далеким краям. Этот интерес нашел свое воплощение в искусстве. Появляются картины торгового обмена.

Колорит цветов обогатился сиреневыми и розовыми оттенками. Также вводят золотисто-розовый цвет. Иногда отступают от канонов раскраски. Женщины могут быть с румянцем на щеках, в прозрачных одеждах, танцующие или музицирующие. В обрисовке тел появляется мягкость, округлость очертаний, большая свобода в пластики.

Амарнский период

В начале XIV в. до н.э. Аменхотеп IV провел социальные и религиозные реформы. Были объявлены ложными все старые боги. Закрывались их храмы, уничтожались их изображения. Новым единым божеством провозглашено само солнце – Атон. Аменхотеп изменил свое имя – Эхнатон – душа Атона, любезный Атону. Из города Фив столица перенесена в новый построенный Ахетатон – горизонт, небосклон Атона.

Столь резкие изменения не могли сказаться и в искусстве. Поиски новых образов были связаны со стремлением Эхнатона удалиться от канонов, приблизится к жизни, найти новые выразительные средства. Большая подвижность, легкость рисунка , лирика и интимность показывают фараона в обычной обстановке, в кругу семьи; отсутствие идеализации образов без прикрас; большая свобода движения.

«Сцена предстояния Эхнатона с семьей перед богом Атоном» - углубленный рельеф.

«Семья Эхнатона» - углубленный рельеф.

Дочери Эхнатона – роспись.

«Эхнатон и Нифертити на колеснице» – гробница Ахмеса.

Второй период нового царства

После смерти Эхнатона наступают года реакции. Восстанавливаются прежние верования и ритуалы. Стены храмов по-прежнему оформляются росписями. Темы: сцены борьбы, боевые колесницы. Идея: показать фараона как защитника, и подчеркнуть могущество фараона.

«Рамзес II, побеждающий Нубию, Ливию, Сирию» - фрагмент стелы в Мемфисе.

Стела Аменхотепа III.

Сцены охоты и пейзажи продолжают быть как тематика. Наблюдение за природой.

Рельеф из Мемфиса – «Плакальщицы» – показ нарастания трагических чувств, беспокойный ритм.

5.3. Мировая и национальная культура. Диалог культур.

Проблема толерантности в межкультурной коммуникации.

Мировая культура – это совокупность лучших достижений национальных культур, ставших достоянием человека (достижения, охраняемые государством – в лабораториях).

Национальная культура – совокупность субкультур. Т. е. культур разных социальных слоев и групп, составляющих данное общество (молодежь, студенты, пенсионеры, рабочие, крестьяне, интеллигенция и т.д.).

Традиции, язык, обычаи, способы ведения хозяйства, изобразительное искусство и другие виды искусства, религия – особенности.

Диалог культур – восприятие чужой культуры. Диалог культур очень важен.

Этнический образ изначально чужой (свой лучше, чужой хуже).

Межкультурное общение – в этом общении важна толерантность. Толерантность – уважение чужих идей, мыслей; стремление к компромиссу.

5.1. Арх-ра Западной Европы и США конца19-нач.20в.

Последствия 1мировой войны изменили соц. карту Европы, поставили перед арх-рой новые задачи. Острый вопрос - восстановление разрушенных городов. Начинается стр-во жилья для широких слоёв населения.. Активное строительство общественных зданий. Строятся города-спутники и городские посёлки, состоящие из одноэтажных бетонных домов с обязательным озеленением территории.

Особое внимание обращалось на: 1-на изоляцию жилья от уличного движения 2-на изол. жилья от промзон 3- на систему коммунального обслуживания зданий

Появление эффект. строймат.(ЖБ) и стремление арх. найти красоту в простоте и логике конструкций привело к появлению новых направлений в арх-ре.

Рационалистическое направление

1.1 Функционализм

Форма следует за функцией. Основная концепция - целесообразность решения. Идея биологического комфорта для чела.

Гроппиус "Баухауз" "Жилой посёлок в Даммершток" 27-28гг.

1.2 Дестиль

Арх-ра элементарна, экономична и функциональна. Её пространств. развитие определено прямоуг. плоскостями. Полное отсут. декора. Трезвая рассудительность и чистота решения.

Я.Ауд "Жилые дома в Хукванхолланде" 24-27гг

Ритвельд "Жилой дом в Утрехде"

1.3 Классический формализм

Понимание арх-ры как открытого непрерывного пространства. обилие мобильных перегородок, условно разд. помещение.

Людвик Мисс ван дер Роэ "Немецкие павильоны на междунар. выставке в Барселоне" 29г

1.4 Пуризм

Сведение арх. форм к эллементарной системе кубов, призм и т.д. Принцип экономии и упращения форм.

Лоос "Вилла тристана на Монмарте в Париже" 26г. "Вилла Мюллера в Праге" 25г.

1.5 Разработки на основе функционализма новых принципов формообразования

5 принципов Ле Корбюзье:

1- строить на открытых столбах

2- строить с совмещ. плоской крышей-садом

3- строить со свободной планировкой внутр. пространств, которую обеспеч. замена внутр. стен колоннами каркаса

4- строить с ленточными окнами

5- Строить со свободной композицией фасадов

Ле Корбюзье "Вилла в Горше" 27г "Вилла Савой в Пуасси" 29г "Общежитие щвейцар. студентов в Париже" 30-31

1.6 Разработка форм на основе индустриального стр-ва и конструирования

Все формы основаны на сборных ЖБ элементов.

Перре"Застройка г.Гавра"47-50гг

1.7 Формообразование на основе большепролётных констр.

ЖБ+армоцемент. развитие форм на основе вантовых конструкций

Нерви "Гл. павильон на промыш. выставке в Турине" 49г "Малый олимп. дворец спорта в Риме" 56-57 "Дворец труда в Турине" 61г

Новицкий "Крытая арена в Роули" (ЖБ покрытие в форме седла)

1.8 Развитие арх. форм на основе вантовых констр.+синтетич. ткани

Отто Фрей "Покрытие павильона ФРГ в Монреале"67г

1.9 ... на основе стержневых метал. контрукций

1.9.1 Замкнутые сферические формы Фуллер "Геодезические купола павильона США на ЭКСПО 67"

1.9.2 Плоские пространственные констр.(решётчатые плиты) Формы на основе пневматических конструкций. Танге "Главный павильон ЭКСПО 70"

1.10 Международный стиль Мисс ван дер Роэ

Гл. черты: 1- сочетание принципа свободно переливающегося пространства с чётким геометризмом форм 2- гибкость и трансфор. перегородок соответ. измен. функц. процессу 3-Художеств. осмысление метал. конструкций 4- трактовка несущего каркаса или рамы как основы структуры 5- использ. фахверка с крупными плоскостями зерк. стекла 6- поиск идеал. простой прямоуг. структуры из стали и стекла 7-пропорции основаны на модульных соотношениях

"Комплекс иллинойского технолог. института в США" 39-57гг "Здание фирмы Сингрен в Нью Йорке"58г

Сингрен "Техн. центр фирмы General motors"51-57гг

1.11 Брутализм

Гл.черты: 1- признание функц. и конструк. логики ведущими факторами формообраз. 2- испол. простых форм точно отвечающ. своему назнач. 3- стремление к обнажённости констр. элементов 4- использ. естеств. строймат. наряду с современными

Братья Смитсоны "Здание школы в Ханстенстоне" 54г.

Спенс и Окден "Здание Сассекского универа в Англии"

Экспрессивные направления

2.1 Экспрессионизм

Крайний индивидуализм, тесная связь арх-ры с другими видами ис-тв, скульптурное моделирование арх. формы, пластичные монолит. ЖБ формы

Мендельсон "Астрофизическая лаборатория"(башня Эйнштейна)20-22 "Завод в Люкенвальде"

Ле Корбюзье "Капелла в Роншане" 55г "Институт в Кэмбридже" "Павильон фирмы Филлипс на Экспо 58"

2.2 Органическая арх-ра

Композиционыые принципы:1-развитие здания горизонтально 2- попытка ухода от прямых углов 3- трансформ. внутр. пространство 4-ленточное остекление сразу под перекрытием 5-очаг - центр композиции жилого здания 6- включение элементов живой природы в композицию

Фрэнк ЛЛойд Райт " Вилла Водопад" 36-37гг. "Комплекс зданий фирмы Джонсон" 36-39гг "Музей в Гугенхеме в Нью-Йорке" "Политехн. институт в Хельсинки"

Вопрос3

Культура Двуречья. Достижение культуры Шумеров и Вавилона.

Двуречье, второе название «Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром). Теперь под Двуречьем понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией.

Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая около 25 веков, начиная со времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 г. до н.э.

Древний Шумер.

На восток от Египта, в междуречье Тигра и Евфрата начиная с IV тысячелетия до н.э. возникают, сменяя друг друга, целый ряд государственных образований. Это Шумер, который считается ныне самой древней из известных человечеству цивилизаций, Аккад, Вавилон, Ассирия. В отличие от египетской культуры, в Двуречье стремительно сменяли друг друга, воевали, смешивались и исчезали многочисленные народы, поэтому общая картина культуры предстает чрезвычайно динамичной и сложной.

На юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство, развились древние города-государства: Ур, Урук (Эрех), Киш, Эриду, Ларса, Ниппур, Умма, Лагаш, Сиппар, Аккад и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров.

Шумеры - первый из обитавших на территории Древней Месопотамии народов, достигший уровня цивилизации. Вероятно, еще около 4000 лет до н.э. шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского залива. Они осушили болота, научились регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и системой письма.

Шумерские государства были теократиями, каждое из них рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на земле являлся верховный жрец, наделенный религиозной и административной властью.

Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены, и в Вавилонии перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись) и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства, технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в жизни их преемников.

В конце ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались с вавилонянами. Расцветало древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое просуществовало до VI в. до н. э. Вавилонская, халдейская и ассирийская цивилизации очень много взяли от культуры шумеров.

Вавилон.

Древневавилонское царство объединило Шумер и Аккад, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (правил в 1792-1750 гг.) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов, откуда до нас дошли, например, выражение "око за око, зуб за зуб".

Государственный строй Вавилона отличался от древнеегипетского меньшим значением жречества как аппарата управления государственным орошением и сельским хозяйством в целом. Вавилонский политический режим представлял собой образец теократии — единства светской и религиозной власти, сосредоточенной в руках деспота.

Ассиро-вавилонская культура стала наследницей культуры Древней Вавилонии. Вавилон, входивший в состав могучей Ассирийской державы, был огромным (около одного миллиона жителей) восточным городом, горделиво именовавшим себя "пупом земли".

Именно в Месопотамии появились первые в истории очаги цивилизации и государственности.

Достижения народов Древней Месопотамии.

Шумерские жрецы занимались не только теологией, но и точными науками, медициной, сельским хозяйством, административным управлением. Усилиями жрецов было многое сделано в области астрономии календаря, математики и письменности.

Множество источников свидетельствуют о высоких математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). 0ни авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Шумерам принадлежит важные открытия: они первыми научились изготовлять цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система обчисления (счеты). Они научились измерять площадь геометрических фигур.

Жрецы вычислили протяжность года (365 дней, 6 часов, 15 минут, 41 секунд). Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось для укрепления власти над народом, составления религиозно-мистических ритуалов и организации руководства государством. Они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд. были тонкими психологами, умелыми экстрасенсами, гипнотизерами. Они научились отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же "изобретенной" семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках).

Достаточно высоко развита художественная культура шумеров. Отличаются красотой и художественным совершенством их архитектура и скульптура. В Шумере впервые золото было использовано в комбинации с серебром, бронзой и костью.

Вавилоняне оставили потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил.

Наши рекомендации