Наиболее распространённые ошибки при написании работ
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО
по дисциплине «Искусство эпохи Возрождения»».
Учебный год, 6 семестр
Специальность 050100.62 – Педагогическое образование
Очно-заочная форма обучения
(от 1 до 5 рейтинговых баллов)
Выставка предполагает виртуальную презентацию материального наследия эпохи Возрождения. Тема выставки в обязательном порядке согласовывается с преподавателем. Для грамотного составления виртуальной выставки вы должны сначала задать себе вопрос: на какую выставку вы хотели бы пойти?
Для успешного написания работы в музей лучше сходить дважды. На первом этапе Вы должны сконцентрироваться на собственных зрительных ощущениях. Проанализируйте собственное ощущения от каждой из картин, входящих в задание. Она Вам нравится? Раздражает? На неё хочется смотреть дальше или хочется отвернуться? Привлекает ли она Ваше внимание в ряду соседних картин? Какие картины Вам нравится больше? Почему? Что Вам бросается в глаза в первую очередь? Характерность персонажей? Пространство? Фактура изображенных предметов? Размер самой картины? Особенности колорита? Рисунка? Композиции? Что-то ещё? Что Вам кажется в этой картине главным? Запишите всё, что Вы видите и чувствуете, какими бы глупыми и малозначительными ни казались Вам Ваши наблюдения. И только после того, как Вам надоест просто смотреть на картины, переходите ко второму этапу – рациональному анализу.
После того, как у Вас сформировалось цельное и личное восприятие каждого из произведений, Вы можете задуматься о том, за счёт чего оно получилось именно таким, каким получилось, т.е. какие качества картины их вызвали. Для анализа этих средств, используйте параметры, почерпнутые из рекомендованной литературы и приведённые в ниже«Вопросы, которыми стоит задаться...».
ВОПРОСЫ, КОТОРЫМИ СТОИТ ЗАДАТЬСЯ, АНАЛИЗИРУЯ СКУЛЬПТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
При анализе произведений скульптуры необходимо учитывать собственные параметры скульптуры как вида искусства. Скульптура – это вид искусства, в котором реальный трёхмерный объём взаимодействует с окружающим его трёхмерным пространством. Поэтому Вы должны анализировать объём, пространство и то, как они взаимодействуют.
1. Каков размер этой скульптуры? Скульптура бывает монументальная, станковая, миниатюрная. Размер влияет на то, как она взаимодействует с пространством.
2. В каком пространстве располагалось анализируемое Вами произведение (в храме, на площади, в доме и т.д.)? На какую точку зрения оно было рассчитано (издали, снизу, вблизи)? Является ли оно частью архитектурного или скульптурного ансамбля или это самостоятельное произведение?
3. Насколько рассматриваемое произведение охватывает трехмерное пространство (круглая скульптура и скульптура, связанная с архитектурой; архитектурно-скульптурная форма, горельеф; рельеф; барельеф; живописный рельеф; контррельеф)
5. В каком материале она выполнена? Каковы особенности этого материала? Даже если Вы анализируете слепки, важно помнить, из какого материала был сделан оригинал. (Сходите в залы подлинников, посмотрите, как выглядит скульптура, выполненная в интересующем вас материале.) Какие особенности скульптуры продиктованы её материалом (почему для этого произведения был выбран именно этот материал)?
6. Рассчитана ли скульптура на фиксированные точки зрения, или полностью раскрывается при круговом обходе? Сколько законченных выразительных силуэтов у этой скульптуры? Каковы эти силуэты (замкнутый, компактный, геометрически правильный или живописный, разомкнутый)? Как силуэты связаны друг с другом?
7. Каковы пропорции (соотношения частей и целого) в данной скульптуре или скульптурной группе? Каковы пропорции человеческой фигуры?
8. Каков рисунок скульптуры (разработка и усложнение отношений между большими композиционными блоками, ритм внутренних членений и характер разработки поверхности)? Если речь идет о рельефе – как меняется целое при смене угла зрения? Как варьируется глубина рельефа и выстроены пространственные планы, сколько их ?
9. Какова фактура скульптурной поверхности? Однородная или разная в разных частях? Гладкая или «эскизная» видны следы прикосновения инструментов, натуроподобная, условная. Как эта фактура связана со свойствами материала? Как фактура влияет на восприятие силуэта и объема скульптурной формы?
10. Какова роль цвета в скульптуре? Как взаимодействует объем и цвет, как они влияют друг на друга?
11. К какому жанру принадлежит эта скульптура? Для чего она предназначалась?
12. Какова трактовка мотива (натуралистическая, условная, продиктованная каноном, продиктованная местом, занимаемым скульптурой в ее архитектурном окружении или ещё какая-то).
13. Ощущаете ли Вы в произведении влияние каких-то других видов искусства: архитектуры, живописи?
ВОПРОСЫ, КОТОРЫМИ СТОИТ ЗАДАТЬСЯ, АНАЛИЗИРУЯ ЖИВОПИСНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Для того, чтобы абстрагироваться от сюжетно-бытового восприятия, вспомните, что картина – не окно в мир, а плоскость, на которой живописными средствами может быть создана иллюзия пространства. Поэтому сначала проанализируйте базовые параметры произведения:
1) Каков размер картины (монументальный, станковый, миниатюрный?
2) Каков формат картины: вытянутый по горизонтали или вертикали прямоугольник (возможно, со скруглённым завершением), квадрат, круг (тондо), овал?
3) В какой технике (темпера, масло, акварель и т.д.) и на какой основе (дерево, холст и т.д.) выполнена картина?
4) С какого расстояния она лучше всего воспринимается ?
I. Анализ изображения.
4. Есть ли в картине сюжет? Что изображено? В какой среде располагаются изображённые персонажи, предметы?
5. На основании анализа изображения Вы можете сделать вывод о жанре. К какому жанру: портрет, пейзаж, натюрморт, обнажённая натура, бытовой, мифологический, религиозный, исторический, анималистический, — принадлежит картина?
6. Как Вам кажется, какую задачу решает художник – изобразительную? выразительную? Какова степень условности или натурализма изображения? Тяготеет ли условность к идеализации или к экспрессивному искажению?
Как правило, с жанром связана композиция картины.
7) Из каких составляющих складывается композиция? Каково соотношение объекта изображения и фона/ пространства на полотне картины?
8) Насколько близко к картинной плоскости размещены объекты изображения?
9) Какой угол зрения выбрал художник – сверху, снизу, вровень с изображенными объектами?
10) Как определена позиция зрителя – вовлекается ли он во взаимодействие с изображенным на картине, или ему отводится роль отстраненного созерцателя?
11) Можно ли назвать композицию уравновешенной, статичной, или динамичной? Если присутствует движение, как оно направлено?
12) Как построено картинное пространство (плоскостно, неопределенно, выгорожен пространственный слой, создано глубокое пространство)? За счёт чего достигается иллюзия пространственной глубины (различие в размере изображенных фигур, показ объема предметов или архитектуры, с помощью градаций цвета)?
Композиция разрабатывается средствами рисунка.
13) Насколько выражено в картине линейное начало?
14) Подчеркнуты или скрадены контуры, отграничивающие отдельные предметы? Какими средствами достигается этот эффект?
15) До какой степени выражен объём объектов? Какими приёмами создаётся иллюзия объёма?
16) Какую роль в картине играет свет? Какой он (ровный, нейтральный; контрастный, лепящий объем; мистический). Прочитывается ли источник/направление света?
17) Читаются ли силуэты изображенных фигур/объектов? Насколько они выразительны и ценны сами по себе ?
18) Насколько детализировано (или наоборот обобщено) изображение?
19) Передаётся ли разнообразие фактур изображённых поверхностей (кожа, ткани, металл и т.д.) ?
Колорит.
20) Какую роль играет в картине колорит (подчинён рисунку и объёму или наоборот подчиняет себе рисунок и сам выстраивает композицию).
21) Является ли цвет просто окраской объёма или чем-то большим? Является ли он оптически достоверным или экспрессивным?
22) В картине преобладают локальные цвета или тональный колорит?
23) Различимы ли границы цветовых пятен ? Совпадают ли они с границами объёмов и предметов?
24) Художник оперирует большими массами цвета или маленькими пятнами-мазками?
25) Как написаны теплые и холодные цвета, пользуется ли художник сочетанием дополнительных цветов ? Для чего он это делает? Как переданы наиболее освещенные и затенённые места?
26) Есть ли блики, рефлексы? Как прописаны тени (глухо или прозрачно, цветные ли они)?
27) Можно ли выделить ритмические повторы в использовании какого-либо цвета или сочетания оттенков, можно ли проследить развитие какого-либо цвета ? Есть ли доминирующий цвет/ сочетание цветов?
28) Какова фактура живописной поверхности – гладкая или пастозная? Различимы ли отдельные мазки? Если да, то какие они - мелкие или длинные, жидкой, густой или почти сухой краской нанесены?
ВОПРОСЫ, КОТОРЫМИ СТОИТ ЗАДАТЬСЯ, АНАЛИЗИРУЯ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВАЗОПИСИ
Анализируя произведения вазописи, необходимо помнить, что они являются произведениями декоративно-прикладного искусства. Форма украшаемого предмета, его функциональные особенности влияют на характер изображения.
1. Как называется тип анализируемого Вами сосуда? Для чего подобные сосуды были предназначены?
2. Какого размера сосуды?
3. Как располагается декорация сосудов? Где размещаются зоны фигуративных и орнаментальных украшений? Как связано размещение изображений с формой сосуда?
4. Какие типы орнаментов используются? На каких частях сосуда они располагаются?
5. Где располагаются фигуративные изображения? Они занимают больше места, чем орнаментальные или являются просто одним из орнаментальных регистров?
6. Как строится регистр с фигуративными изображениями? Можно ли сказать, что здесь используются приемы свободной композиции или используется принцип рядоположенности (фигуры в одинаковых позах, минимум движения, повторяют друг друга)? Выделен ли фон фигуративной композиции по сравнению с общим тонированием тела сосуда?
7. Как изображаются фигуры? Они подвижные, застывшие, стилизованные?
8. Как передаются детали фигур? Они выглядят более естественно или орнаментально? Какие приемы используются для передачи фигур?
9. Загляните, если возможно, внутрь сосуда. Есть ли там изображение и орнаменты? Опишите их по выше приведенной схеме.
10. Какие основные и дополнительные цвета используются в построении орнаментов и фигур? Каков тон самой глины? Как это влияет на характер изображения – делает его более орнаментальными или, наоборот, более естественным?
В конце сопоставления постарайтесь сделать вывод о том, какую разницу Вы заметили между построением изображения в более ранних и более поздних вазах. Как на основе этого Вы бы могли представить отдельные закономерности в развитии древнегреческой вазописи.
Применяя эти параметры к конкретным произведениям, нужно не просто их фиксировать, но постараться понять, как они связаны друг с другом и что они дают для целостного впечатления.
Во второй раз следует придти в музей после того, как Вы написали черновик работы, чтобы ещё раз проверить свои впечатления, уточнить детали и, возможно, увидеть то, что Вы упустили в прошлый раз. Не исключено, что во второй раз Вы увидите всё совершенно по-другому. Помните, восприятие искусства индивидуально! Поэтому не заглядывайте в тексты одногруппников и не списывайте из интернета и других источников. Неправильных ответов здесь быть не может, могут быть только неискренние.
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ОШИБКИ ПРИ НАПИСАНИИ РАБОТ
Одна из самых распространённых ошибок — это подробное описание сюжета. Данная работа не предполагает изложения биографий авторов, историй из жизни и описания эмоционального состояния изображённых персонажей. Большинство современных людей много смотрит кино и телевизор, но редко ходит в музей, поэтому не имеет навыков видения произведений искусства. Приходя в музей, неподготовленный зритель воспринимает картину как остановленное кино и начинает размышлять о том, чем заняты изображённые люди, каков их характер, настроение, что они чувствуют, что с ними было минуту назад и что произойдёт через мгновение и т.д. и т.п. Вы можете подумать об этом, если Вам хочется, но не включайте эти размышления в Вашу работу. Ваша задача — проанализировать художественный язык произведения искусства. Решая её, вы должны опираться на свои визуальные ощущения. Поскольку эти ощущения зрительные, выразить их словами бывает трудно. Но именно в этом смысл данного задания.
Второй распространённой ошибкой является механическое отношение к поставленной задаче, когда работа напоминает заполненную анкету, пунктами которой служат приведённые ниже параметры анализа. Как правило, такие работы бессвязны и не содержат выводов. Параметры, далеко не полный список которых мы для вас подобрали, должны помочь Вам проанализировать собственные ощущения. Не обязательно задаваться всеми вопросами, которые Вам предлагаются. Из приведённого списка нужно выбрать только те, которые что-то дают Вам для понимания конкретного произведения.
Третьей часто встречающейся ошибкой является вытекающее из второй ошибки отсутствие сравнения. Часто работа состоит из не связанных между собой описаний произведений. Цель работы - именно в подборке произведений искусства, которые будут связаны между собой логически. Поэтому, выбирая параметры для анализа, Вы должны останавливаться только на тех из них, которые помогают Вам охарактеризовать либо сходные черты произведений, либо их отличия.
После этого вы можете ориентироваться на следующий алгоритм при составлении виртуальной выставки:
1. Разработка модели виртуальной выставки:
· Тема выставки
· Подобрать материал, который будет использоваться (книги, предметы быта, оружие и т д)
· Составьте схему выставки
2. Техническая подготовка выставки:
· Отсканируйте или скачайте необходимо иллюстрированный материал
· Подготовьте информационный материал для каждого объекта по принципу: название объекта, тип объекта, источник, время создания объекта, краткая характеристика).
3. Оформление работ в формате презентации POWER POINT.
· Создание несколько слайдов презентации самостоятельно или используя шаблоны. На слайде может располагаться несколько объектов.
· Расположение слайдов должно сопровождаться кратким информационным материалом.
4. Подготовка краткого путеводителя по выставки.
· Текст виртуальной выставки создаётся в свободной форме. Но он должен отразить логику подбора объектов и последовательность знакомства с выставкой.
5. Показ виртуальной выставки.
Обращаю ваше внимание, что после презентации вам будут заданы несколько вопросов по вышей виртуальной выставке.
Разработчик: Е.С. Носова, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира и средних веков.
Оценочное средство утверждено на заседании кафедры истории древнего мира и средних веков (протокол № 1 от 26 августа 2013 г.).
Заведующего кафедрой истории
Древнего мира и средних веков Н.И. Винокуров