Роль лидера в формировании организационной
Культуры на различных этапа жизненного цикла
Организации
В процессе развития организации меняется и понятие «лидер». Если на этапе становления и развития организации лидером является тот, чьи идеи оказали максимальное влияние на опыт организации, то на этапе зрелости и особенно старости, лидером становится тот, кто наиболее точно отвечает «параметрам руководителя», заложенным в базисе организационной культуры, наиболее адекватно отражает базовые представления. Таким образом, при эволюции организации менеджер, породивший организацию, превращается в менеджера, порождeнного организацией.
Роль лидеров в процессах формирования организационной культуры на этапе старости организации неоднозначна: догматичный характер организационной культуры накладывает очень жесткиетребования на тип лидера и его «культурный» потенциал; но когда «андеграундная» культура достигает определенной степени развития и вступает в открытое противоречие с «официальной», организация не просто допускает «варягов» в свой стан, а всячески способствует их появлению и укоренению.
С. Р. Филонович на основе концепции Грейнера приводит классификацию управленческих практик на разных стадиях развития организации (см. табл. 3).
Таблица 3
Типы управленческих практик на
различных стадия жизненного цикла организации
Тип практики | Стадия 1 | Стадия 2 | Стадия 3 | Стадия 4 | Стадия 5 |
Приоритет менеджмент | Производить и продавать | Эффектив-ность операций | Расширения рынка | Консолидация организаций | Решение проблем и инноваций |
Организационная структура | Неформаль-ная | Централизо-ванная и функциональ-ная | Децентрализованная и построенная по географическому признаку | Линейно-штабная и продуктовые группы | Матрица команд |
Стиль высшего руководства | Индивидуалистический и предпринима-тельский | Директивный | Делегирующий | Сторожевой пес | Партисипативный |
Система контроля | Рыночные результаты | Стандарты и центры затрат | Отчеты и центры прибыли | Планы и центры инвестиций | Постановка общих целей |
Акцент в вознагражде-нии менеджмента | Участие в собственности | Оклады и их увеличение за заслуги | Индивидуальные бонусы | Участие в прибыли и опционы по акциям | Командные бонусы |
4.6 Оценка эффективности организации на
различных стадиях жизненного цикла
В процессе жизненного цикла организация использует различные модели оценки ее эффективности. На предпринимательской стадии (зарождение организации, владельцы компании являются и ее менеджерами) эффективность организации оценивается на основе критериев, соответствующих модели открытой системы; модель человеческих отношений доминирует на коллективной стадии (организация растет, усложняется, права управления постепенно делегируются от владельцев наемным менеджерам и персоналу); критерии моделей внутренних процессов рациональных целей используются на стадии формализации (предприятие «бюрократизируется», придерживается установленных норм и процедур принятия и реализации решений), и вновь модель открытой системы с использованием критериев всех остальных моделей применяется на стадии осложнений (кризис в развитии организации).
4.7 Взаимосвязь организационной культуры и
стадий жизненного цикла
Организационная культура развивается вместе с организацией. Более того, определенной стадии жизненного цикла организации соответствует определенный тип организационной культуры.
Можно выделить следующие характеристики организационной культуры, согласно которым сопоставляется тип организационной культуры со стадиями жизненного цикла: разделяемость и противоречивость.
Разделяемостькультуры определяется частью членов организации, разделяющих ее базовые основы, то есть чем больше членов организации разделяют определенные групповые представления, тем более культурная парадигма разделяема.
С понятием разделяемости неразрывно связана и широта охвата различных сторон социальной и духовной жизни членов организации. На практике такой параметр легче определить по принятию или непринятию членами организации видимых проявлений организационной культуры — провозглашенных ценностей и существующих артефактов.
· Стадия становления организации.
У организации на этом этапе отсутствует собственная организационная культура, но зато есть набор культур, привнесенных членами организации из внешней социосистемы. Поэтому условно на этом этапе организационную культуру можно охарактеризовать как противоречивую и неразделяемую.
· Стадия развития организации.
На этом этапе собственная организационная культура активно формируется. Опыт организации проходит стадию осознавания и оценки. Главное влияние оказывает понимание организацией своего места на рынке и в обществе. Сформировавшиеся в период становления базовые ценности начинают сильно влиять на то, как сотрудники компании будут заинтересованы в ее процветании и развитии.
Еще одной характеристикой этой стадии является замещение истинных ценностей провозглашенными. В этом случае культуру можно охарактеризовать как непротиворечивую, но слабо разделяемую
· Стадия зрелости.
На этой стадии развития организационная культура достигает пика. Ценности, провозглашенные на предыдущем этапе, получили свое подтверждение, перейдя в разряд реальных ценностей и представлений группы. Потому они активно передаются членам организации. Организационная культура на этом этапе характеризуется наименьшим количеством противоречий и широко разделяема.
· Стадия старости.
Для нее характерна широкая разделяемость организационной культуры, доставшаяся компании в наследство. В то же время догматичный характер организационной культуры приводит к увеличению в ней противоречий главным образом между реальными и провозглашенными ценностями. Следовательно, организационная культура на этом этапе может быть описана в терминах «противоречивая» и «широко распространeнная»].