Тема 8. Сциентистско-рационалистический тип культуры XVII-XVIII вв
Промышленные, социальные революции в Нидерландах, Англии в XVII-XVIII вв. Роль экспериментальных наук и естественно-научных открытий в формировании сциентистско-рационалистической картины мира. Первая научно-техническая революция.
Абсолютная монархия как социально-историческая модель сциентистско-рационалистического типа культуры.
Барокко как отражение хаотической картины мира и трагических противоречий человеческого сознания. Попытки упорядочения мира и человека в искусстве классицизма. Каноны и принципы классицизма. Идеал героической личности.
Просвещение как главное идейное движение в Европе XVIII в.: его социальные задачи, идеология. Рационализм и механистический детерминизм просветительского сознания. Идея общественного переустройства на началах разума. Абсолютизация роли науки и энциклопедизм Просвещения, дуализм и антиклерикализм вольтерьянства, понимание «природы человека» в руссоизме. Идеи Просвещения как основа Великой французской революции.
Своеобразие русского Просвещения. Культурный смысл реформ Петра Великого. Их роль в секуляризации русской культуры и включения России в процесс европейского культурного развития.
Эпохи Петра I и Екатерины II как два этапа русского Просвещения. Идея просвещенного абсолютизма в русском культурном сознании XVIII в. Тип универсальной личности в русской культуре XVIII в. (Петр Великий, М.В. Ломоносов, Екатерина Великая).
Противоречия русского Просвещения. «Дворянская» (Д.И. Фонвизин) и «масонская» (Н.И. Новиков) оппозиции.
Тема 9. Культура XIX в.: романтизм и реализм
Романтизм как тип культуры. Эпоха буржуазных революций как социальная основа западноевропейского романтизма. Субъективный идеализм И.Г. Фихте и Ф.В.И. Шеллинга как философская основа романтизма.
Идея двоемирия. Противопоставление мира духа эмпирической действительности. Жизнетворчество как неотъемлемый элемент культуры романтизма.
Знаки и коды культуры романтизма: самоценность личности, идея свободы, природа как отражение мира субъективных переживаний, богоборчество, демонизм.
Общественно-исторические корни и природа русского романтизма. Своеобразие осмысления категории свободы в русском романтизме.
Декабристы как выразители романтического мироощущения.
Реализм как способ познания и объяснения природы человека и его социальных связей. Позитивизм О. Конта, Г. Спенсера – философская основа идеи объективных связей мира и человека. Понятие социально-исторического детерминизма.
Роль естествознания в формировании позитивистской картины мира.
Проблемы «человек и среда», «человек и история» в реалистическом искусстве.
Натурализм – завершающий этап культуры XIX в. Идея биологического детерминизма в работах Ч.Р. Дарвина, И.М. Сеченова, Л.И. Мечникова и др. Сближение искусства с наукой.