Творческое мышление и компьютерная революция

Сегодня, пожалуй, впервые в истории научно-технического прогресса возникла ситуация, связанная с массовым отчуждением профессиональных знаний от специалистов и передачей их в пользование другим специалистам. Конечно, передача знаний происходила всегда – ученики получали знания от своих учителей, авторы научных книг делились своими знаниями с читателями и т.п. Но этап, который наступил сейчас, имеет ряд радикальных отличий.

Прежде всего теперь знания деперсонализируются. Ученик всегда знал своего учителя, на обложке книги всегда стояло имя автора. И хотя это, к сожалению, не спасало от возможного присваивания чужих научных достижений и знаний без ссылки на источник, но все-таки сохраняло в большинстве случаев авторство. При передаче же профессиональных знаний компьютеру, помещении их в разного рода экспертные системы, происходит обезличивание знаний. Такое положение вызывает вполне обоснованные возражения ведущих специалистов. Их научное положение, социальная значимость, психологический комфорт во многом определяются тем, что их знания и умения находятся выше среднего уровня. Массовое же внедрение экспертных систем, аккумулирующих вложенные извне знания, низводит этих специалистов до среднего уровня. Широкое распространение «отчужденных» профессиональных знаний благотворно скажется на поднятии среднего профессионального уровня специалистов, но, вполне возможно, приведет к снижению творческой активности части специалистов – зачем напрягаться, если экспертные системы всегда могут прийти на помощь. Возможно также снижение активности учащихся при овладении специальностью, так как они будут надеяться скомпенсировать недостаток знаний за счет взаимодействия с экспертными системами.

Компьютеры как старых типов, так и новых поколений очень «логичны».

Общение с ними заставляет людей все больше и больше совершенствовать тот стиль мышления, который условно можно было бы назвать алгебраическим и который противопоставляется другому стилю мышления – геометрическому. Алгебраическое мышление имеет дело в основном с разложением объектов, всевозможными их классификациями по различным логическим основаниям. Именно это и требуется для компьютеров. Массовая компьютеризация, широкое внедрение машин в школьное и студенческое образование приведут к тому, что развитие алгебраического мышления получит мощный стимул. А наше образование, к сожалению, и так ориентировано главным образом на подавление образного, синтетического, эмоционально окрашенного геометрического мышления за счет алгебраического. Недаром так ценим мы умельцев, каким-то «шестым чувством» ощущающих суть предметов внешнего мира, ценим не слишком многочисленных крупных художников или композиторов, архитекторов и скульпторов – словом, всех тех, в ком геометрическое мышление не оказалось под влиянием мощной доминанты алгебраического мышления.

Весьма интересны попытки пойти по пути создания программных и аппаратных компьютерных средств, направленных на развитие образного, геометрического мышления. К таким попыткам относится, например, развитие графического способа общения с компьютером, возможность иметь на экране дисплея нерасчлененные сложные образы предметного мира. Фантастично, но вполне реально получить и тактильный канал общения с компьютером (у роботов такой канал связи с внешним миром уже существует).

И последнее, что мне хотелось бы отметить; общение с компьютером во много раз проще, чем общение с другим человеком. Уход в мир компьютера может породить у ряда людей иллюзию жизни в созданном для себя вполне комфортном и психологически стопроцентно приемлемом мире. Такая опасность действительно существует, это подтверждается появлением пока еще немногочисленных «ультрапрограммистов», у которых социальные связи с внешним миром оказываются ослабленными. Такое положение вряд ли может быть благом для общества, здесь необходимы всесторонние исследования социологов, психологов и медиков.

Доктор технических наук Д. Поспелов

Семинарские занятия № 3-4

НОРМЫ

Вопросы:

1. Норма. Виды норм. Акцентологические, орфоэпические, лексические и фразеологические нормы русского языка.

2. Использование в речи синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Парономазия.

3. Грамматические нормы русского языка.

4. Стилистические нормы русского языка.

5. Кодификация норм. Словари. Виды словарей.

Литература

  1. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. М.: «Гардарики», 2001
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2007
  3. Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. Русский язык и культура речи. М., 2009
  4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М.: «Логос», 2003 (2010)
  5. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. М., 2010
  6. Боженкова Р.К., Боженкова Н.А. Русский язык и культура речи. М., 2004 (2011)

Словари и справочники

  1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Любое издание.
  2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 2000 и др.
  3. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1976
  4. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка, М., 1994
  5. Большой орфографический словарь русского языка. Ред. С.Г.Бархударов и др. М., 1999
  6. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., 1976
  7. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1999
  8. Колесников Н.П. Словарь паронимов и антонимов русского языка. Ростов-на-Дону, 1995
  9. Крысин А.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.,1998
  10. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. М., 1997
  11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000 и последующие издания
  12. Орфоэпический словарь русского языка. Ред. Р.И.Аванесов. Начиная с 5-го издания.
  13. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1999
  14. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1999
  15. Словарь антонимов русского языка. М., 1984
  16. Словарь иностранных слов. М., 1988
  17. Словарь новых слов русского языка. Под ред. Н.З.Котеловой. СПб, 1995
  18. Словарь омонимов русского языка. М.,
  19. Словарь русского языка: В 4-х т. /РАН, Ин-т лингвистических исследований; Под ред. А.П.Евгеньевой. М., 1999 и последующие издания
  20. Словарь синонимов русского языка в 2 т. /Под ред. А.П.Евгеньевой. М., 1970-1971
  21. Словарь синонимов. Справочное пособие. /Сост. Л.П.Алекторова, С.Л.Баженова и др. Л., 1975
  22. Словарь сочетаемости слов русского языка. М., 1983
  23. Словарь сочетаемости слов русского языка. Под ред. П.Н.Денисова, В.В.Морковкина. М., 2002
  24. Современный словарь иностранных слов. М., 2000
  25. Тематический словарь русского языка. Ред. В.В. Морковкин. М., 2000
  26. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. СПб., 1998 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / Под ред. Аванесова. М., любое издание
  27. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И.Молоткова. М., 1978 и последующие издания

Задания

1. Выполните тест.

1. Языковая норма – это:

а) относительно устойчивый способ выражения, исторически принятый в языковом коллективе на основе выбора одного из вариантов употребления как обязательного для образованной части общества.

б) отдельное слово или словосочетание, обозначающее какое-либо специальное понятие и предназначенное для удовлетворения специфических нужд общения в рамках определенной научной отрасли.

в) разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни.

г) естественно возникшая и закономерно развивающаяся знаковая система, служащая средством общения людей.

2.Кодификация языка находит отражение:

а) в речи известных людей

б) в грамматиках

в) в газетах

г) на телевидении

2.Заполните таблицы

Типы норм Примеры Примеры студентов
императивные = строго обязательные звонИт, тОрты новЫЙ тюль (м.р.)  
диспозитивные = строго вариантные твОрог – творОг скирд – скирда, ставень – ставня  
«старшая» норма    
«младшая» норма    
Орфоэпические произношение  
Акцентологические ударение  
Лексические употребление слов  
Фразеологические    
Морфологические    
Синтаксические    
Словообразовательные    
Стилистические    
Орфографические    
Пунктуационные    

Наши рекомендации