Становление и развитие русского языка
В. А. Черванева
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
По русскому языку и культуре речи
Для студентов заочной формы обучения
Ф.И.О. __________________________
_________________________________
Факультет _______________________
Курс, группа _____________________
Воронеж
УДК 811. 161. 1271. 2 (076.5)
ББК 81.2 Рус - 923
Печатается по решению учебно-методической комиссии гуманитарного факультета Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического института, протокол №1 от 22.09.2006 г.
Научный редактор
зав. кафедрой связей с общественностью ВФ МГЭИ,
кандидат филологических наук, доцент Е. Е. Топильская
Рецензент
кандидат филологических наук, доцент Т. В. Тимошина (ВГПУ)
Черванева В.А.Рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи для студентов заочной формы обучения: Учебное пособие. – Воронеж: ВФ МГЭИ, 2006. - 20 с.
Пособие содержит практический материал по основным темам курса «Русский язык и культура речи» и призвано активизировать самостоятельную работу студентов в межсессионный период. Упражнения, предложенные в пособии, закрепляют знания, полученные в ходе самостоятельного изучения теоретических сведений.
Для студентов нефилологических специальностей заочной формы обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящее пособие предназначено для самостоятельной практической работы студентов нефилологических специальностей заочной формы обучения, получивших теоретические сведения по курсу «Русский язык и культура речи» в ходе лекций и из учебников. Предлагаемые вопросы и задания охватывают основные темы курса:
- место русского языка среди других языков мира;
- становление и развитие русского национального языка;
- формы существования русского национального языка;
- литературный язык и нелитературные формы речи;
- культура речи и ее компоненты;
- нормы русского литературного языка;
- функциональные стили русского литературного языка;
- устная публичная речь.
Задания объединены в пять тематических блоков. Основное внимание уделяется теме «Культура речи», в частности ее нормативному аспекту. Выполнение упражнений помогает овладеть нормами литературного произношения и словоупотребления, обеспечивает успешную подготовку студентов к экзамену. Индивидуальные творческие задания, содержащиеся в пособии, позволяют судить о речевой и коммуникативной компетенции студентов.
Упражнения в настоящем пособии дифференцированы по степени трудности – знаком* отмечены задания повышенной сложности, не являющиеся обязательными для выполнения. Студенты, успешно справившиеся с такими заданиями, показывают высокий уровень языковой и речевой подготовки.
Пособие издано в форме рабочей тетради, что упрощает контрольную работу: задания выполняются прямо на страницах пособия. Список авторитетных словарей, справочников и учебников по культуре русской речи, предлагаемый в пособии, ориентирует студентов на самостоятельное изучение вопросов, не рассмотренных в лекционном курсе.
МЕСТО РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДИ ДРУГИХ ЯЗЫКОВ МИРА.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Задание 1.Запишите дефиниции предложенных терминов с указанием источника научной мысли.
Язык – система знаков, используемых для человеческой коммуникации, т.е. для общения и передачи информации (Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. – М., 2005. – С. 43).
Речь - ____
________________
Национальный русский язык - _______________________________________________
________________
Мировой язык - ____________________________________________________________
________________
Задание 2.Русский язык входит в славянскую группу (восточнославянскую подгруппу) индоевропейской семьи языков. Из приведенного ниже списка языков выберите родственные русскому славянские языки и подчеркните их.
сербский, английский, греческий, польский, молдавский, латинский, украинский, испанский, итальянский, эстонский, белорусский, китайский, чешский, болгарский, арабский, французский, грузинский, хинди, иранский, албанский, хорватский, словацкий.
Задание 3.Выпишите из текста предыдущего упражнения те языки, которые наряду с русским имеют статус мирового языка. ______________________________________________
________________
Задание 4.С чем связан процесс перехода слов в разряд устаревших? В левой колонке приводятся устаревшие слова, в правой – их современные эквиваленты. Из слов правой и левой колонки составьте смысловые пары. Отдельно выпишите лексемы, не имеющие современных соответствий. *Объясните, почему в современном языке нет эквивалентов этих слов. Дайте толкование их значений.
Ладья, младой, негоциант, ямщик, куртина, ланиты, чело, армяк, обиняк, горница, дюжина, мнить, одр, лобызать, вития, рать, кокошник | Клумба, двенадцать, войско, намёк, думать, постель, поэт, лоб, молодой, лодка, целовать, щеки, комната, коммерсант |
________________________________________________
Задание 5.Запишите неологизмы современной эпохи развития русского языка, относящиеся к тематическим группам «Экономика», «Политика», «Техника», «Массовая культура» (по 5-6 примеров). *Употребите эти слова в контексте.
________________________________________________________________
Задание 6.С помощью словаря иностранных слов определите значения данных заимствованных элементов слов, приведите примеры слов, в составе которых присутствуют эти элементы. Почему их называют интернациональными?