Пруд- см. водные устройства

ПСЕВДОГОТИКА– художественный стиль, являющийся разно-видностью романтизма и распространившийся в Европе в конце XVIII – начале XIX века. Развитие псевдоготики связано с интере-сом к истории, стремлением отойти от нормативных принципов классицизма. Этот стиль оказал влияние на архитектуру парковых сооружений, которые имитировали средневековые готические пост-

ройки – «рыцарские замки», «крепости», «готические ворота» (цв. вклейка фото 91). В России приобрел специфические черты под влиянием древнерусского зодчества, особенно яркий пример – парк в Царицыно под Москвой (рис. 92).

пруд- см. водные устройства - student2.ru

Рис. 92. Псевдоготические ворота в Царицыно

Р

РАБАТКА – в словаре Даля приводится следующее определе-ние – «подорожный цветник, узкая гряда по бокам дорожки для украсы, а также опушка, отвороты».

Ширина рабатки зависит от числа рядов растений в ней: двуряд-ные – более узкие – 40-50 см, многорядные – до 150 см. Длина рабатки составляет от 50 до 300 см. Прерывистой рабаткой украша-ют очень длинный участок (аллея, дорога) (цв. вклейка фото 92). Для этого через определенные интервалы ее разделяют небольшими квадратными или круглыми клумбами или высаживают одиночные деревья и кустарники. Рабатки могут быть одноколерными (моно-хромными) и разноколерными (полихромными), односторонними и двусторонними, одно- и двухъярусными (цв. вклейка фото 93). На широких рабатках центральную часть слегка приподнимают, чтобы избежать застоя воды. Иногда границы рабатки маркируют узкой лентой газона.

Односторонние рабатки располагаются вдоль стен зданий, изго-родей, дорожек, наверху подпорных стен, двусторонние обычно применяются для разделения широких полос газона, бульваров, транспортных магистралей.

Эффектно выглядят мозаичные рабатки, представляющие чере-дование разноколерных массивов, расположенных по продольной оси с плавными переходами и соединениями, или чередование по окраске осуществляется в поперечном направлении (рис. 93).

Периметральные рабатки представляют полосы цветущих или декоративнолиственных растений, ограниченных по периметру, они выполняли не только защитную, но и декоративную роль, в их композиции часто включали скульптуры, кадочные растения, фи-гурно оформленные низкорослые деревья и кустарники.

Исторически выделяют четыре типа рабаток:

• периметральные сплошные, окружают партер без перерывов по всему периметру;

• прерывистые рабатки;

пруд- см. водные устройства - student2.ru

Рис. 93. Примеры мозаичных рабаток: 1 – ясколка Биберштейна; 2 – молочай многоцветковый; 3 – примула весенняя; 4 – седум Эверса; 5 – фиалка Витрока; 6 – иберис зонтич-ный; 7 – бегония вечноцветущая с белыми цветками; 8 – пиретрум с золотистыми цветками; 9– алиссум морской с белыми цветками; 10 – маргаритка многолетняя с розовыми цветками; 11 – сальвия блестящая; 12 – бархатцы прямостоячие

• в виде плоской полосы газона, окружающего партер, иногда на газоне располагались стриженые деревья и кустарники;

• в виде полос, посыпанных песком и украшенных кадочными растениями, от дорожек такая рабатка отделялась бордюром из сам-шита.

РАБОЧИЙ ПРОЕКТ– стадия проектирования объекта, включа-ет детальную разработку генерального плана – разбивочных и по-садочных чертежей планировки и озеленения территории, рабочих чертежей, проектов вертикальной планировки, инженерного обору-дования, малых форм и сооружений.

РАВЕНСТВО– полное сходство элементов по форме, размерам, цвету и др. признакам (не путать с равновесием) (см.).

РАВНОВЕСИЕ– правильное распределение пространства и со-размерность частей, например, высокое стройное дерево может быть уравновешено деревом с широкой раскидистой кроной. Рав-новесие может быть симметричным и асимметричным, т. е. дости-гается посредством двух типов гармонии. В ландшафтном дизайне

весьма важно равновесие силуэтов – сочетание различных по ар-хитектонике деревьев и кустарников, гармонирующих между со-бой (рис. 94).

пруд- см. водные устройства - student2.ru

Рис. 94. Равновесие в композиции: 1 – симметричное; 2 – асимметричное

РАЗБИВОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ – рабочий чертеж в масштабе 1:1500, детали в масштабе – 1:10, 1:20, 1:50 с привязкой к базис-ным линиям и размерам всех элементов планировки (дорожки, во-доемы, постройки, детские площадки, барбекю и т. д.). Последние с разбивочного чертежа с помощью геодезических методов выносятся в натуру. На рабочем чертеже указывается баланс территории, кон-струкции аллей, площадок, поперечные профили дорог.

РАЗМЕТОЧНАЯ СЕТКА – система прямоугольных, диагональ-
ных линий, которая наносится на план участка, существует в виде
нескольких прозрачных калек с различными вариантами, наклады-
вающихся поверх основного плана. Помогает установить оптималь-
ные соотношения различных элементов планировки, в том числе
построек и всех возможных типов цветников. '

РАЗНОВИДНОСТЬ – внутривидовая таксономическая катего-рия, занимающая положение ниже подвида и выше формы. Разно-видность – группа особей, отличающихся от типичных особей вида слабо наследуемыми второстепенными морфологическими, физио-логическими или экологическими признаками, например степенью опушенности, направлением роста побегов, окраской.

РАЙСКИЙ САД – название небольшого сада внутри монастыря. Имел символическое значение и засаживался «райскими» деревья-ми – яблонями, грушами, сливами и травами. В центре сада на перекрестье дорожек обычно устраивали малый водоем.

РАКУРС – необычная угловая перспектива на объект, когда ось зрения направлена снизу, сверху или сбоку от него, создает впечат-ление динамичности в садово-парковом пейзаже. Несколько после-довательно раскрывающихся ракурсов позволяют полнее связать архитектурные сооружения, монументы, отдельные группы деревь-ев и т. п. с окружающим фоном.

РАННЕЦВЕТУЩИЕ РАСТЕНИЯ – виды, у которых цветение приурочено к началу весны, а у субтропических растений – к кон-цу зимы, например, форзиция свисающая (Forsythia suspensa) и зе-ленеющая (F. viridissima), акация подбеленная (Acacia dealbata), сцилла двулистная (Scilla bifolia), галантус белоснежный (Galanthys nivalis).

РАСТЕНИЕ КУЛЬТУРНОЕ – 1) выращиваемое как сельскохо-зяйственное или комнатная культура; 2) растение, свойства которо-го настолько изменены в ходе селекции, что оно не способно жить в естественных сообществах.

РАСТЕНИЕ ОКУЛЬТУРЕННОЕ – культивируемое растение, взятое из естественных сообществ, но не измененное в ходе селек-ции настолько, чтобы потерять способность к жизни вне искусст-венных ценозов.

РАСТЕНИЕ-ПАРТНЕР – растение, расположенное рядом с дру-гим, которое дополняет первое и требует сходных условий выращи-вания.

РАСТЕНИЯ ДЛЯ ВОДОЕМОВ – предназначены для выращива-ния в различных водоемах или непосредственной от них близости (цв. вклейка фото 94). По степени гидрофильности (в дословном переводе «водолюбие») они делятся на следующие группы:

• глубоководные, расположены в толще воды, обычно плаваю-щие – элодея (Elodea), валлиснерия (Vallisneria), роголистник (Ceratophyllum), рдест курчавый (Potamageton crispus) и блестящий (P. lucida);

• фиксированно плавающие, подземные органы находятся в субстрате, а надземные, прежде всего листья и цветки, плавают на поверхности водоема – кувшинка белоснежная (Nymphaea Candida), кувшинка белая (N. alba), кубышка желтая (Nuphar lutea), сейчас чаще всего высаживают нимфеи (кувшинки) из серии Закат, у которых окраска лепестков не только белая, но и персико-

вая, и темно-красная, почти черная, следует помнить, что кувшин-ки нельзя «утапливать» – оптимальная глубина погружения от 40 до 60 см; нимфейник щитковидный (Nymphoides peltata) с волнис-тыми округлыми серо-зелеными листьями и очень ярким напоми-нающими лютик цветками;

• свободно плавающие на поверхности – азолла, ряска трех-дольная (Lemna trisulca) и малая (L. minor), телорез обыкновенный (Stratiodes aloides), писция телорезовидная (Pistia stratiotes), эй-хорния толстоножковая (Eichornia crassipes) с необычайно эффект-ными сиренево-лиловыми цветками, сальвиния плавающая (Salvinia nutans);

• прибрежно-водные или выращиваемые в контейнерах, уста-новленных на грунт, они смягчают переход от береговой линии к воде, уровень их погружения в воду колеблется от 5 до 15 см, цвет-ки и листья обычно расположены над водой – аир обыкновенный (Acorus calamus), вахта трехлистная (Menyanthes trifoliate), веро-ника щитковая {Veronica Scutellaria), губастик желтый (Mimulus luteum), камыш озерный (Scirpus lacustris), рогоз широколистный {Typha latifolia) и малый (Т. minima) сорт Bulrush, стрелолист стре-лолистный (Sagittaria sagittifolia), горец водяной (Polygonum amphibium), ирис болотный (Iris amphybium), различные виды хос-ты, бадан толстолистный (Bergenia crassifolia), жерушник болот-ный (Rorippa palustris), лилейники (Hemerocallis), эффектно выгля-дят контейнерные канны (Саппа), относящиеся к группе Longwood и называемые водяными, с розовыми, ярко-красными, желтыми и оранжевыми цветками, погружение канн должно быть не более 10-12 см;

• болотные, которые высаживают по периметру водоема на глу-бину не более 20 см или отводят для них один из берегов, где вода находится на уровне земли – частуха подорожниковая (Alisma plantago-aquatica), бузульник зубчатый (Lygularia dentata), вербей-ник монетчатый (Lysimachia nummularia), горец родственный, ка-лужница многолепестная (Caltha polypetala), осока Шовица (Саrех szovitsii), лисья (С. vulpine), высокая (С. elata), пузырчатая (С. vesicaria), купальница полуоткрытая (Trollius patulius), двукис-точник тростниковый (Phalaroides arundinacea), зверобой острый (Hypericum acutum), манник большой (Glyceria maxima), мята во-

дяная (Mentha aquatica), колосковая (M. spicata) и мелкоцветковая (М. micrantha), сусак зонтичный (Butomus umbellatus), незабудка болотная (Myosotis palustris) и дернистая (М. caespitosa);

• растения прилегающей зоны – астильбы (Astilba), ревень
(Rheum), примулы (Primula), волжанка обыкновенная (Aruncus
dioicus), эхинацея пурпурная (Ecinacea purpurea), карликовая фор-
ма лабазника обыкновенного (Filipendula hexapetala), ежеголовник
малый (Sparganium minimum), водокрас обыкновенный
(Hydrocharis morus-ranae), понтедерия сердцевидная (Pontederia
cordata), пушица широколиственная (Eriophorum latifolium) и мно-
гоколосковая (E.polystachion), ситник лягушачий (Juncus ranarius)
и жабий (J. bufonius).

Довольно часто в литературе можно встретить такое определе-
ние, как растения-оксигенаторы, т. е. растения, выделяющие кис-
лород и обогащающие им воду. На самом же деле все растения, в
том числе и сухопутные, выделяют в процессе фотосинтеза кисло-
род, просто интенсивность фотосинтеза различна. К наиболее эф-
фективным видам из плавающих относятся рдест, роголистник,
уруть мутовчатая (Myriophyllum verticillatum) и прозерпинаковидная
(М. proserpinacoides). '

Пейзажные композиции вблизи водоемов кроме декоративного эффекта имеют и утилитарное назначение. Их используют для:

• создания сплошных береговых массивов, в результате чего снижается интенсивность испарения воды с поверхности водоема, уменьшается эрозия берегов; такие композиции ограничивают и за-мыкают ландшафт, но их можно сделать более «воздушными», про-резая просеками;

• создания кулис, которые формируют иллюзию увеличения глубины пространства и размеров водного зеркала, приемлемо для водоемов больших площадей;

• создания полян, что в совокупности с отражаемым водоемом светом способствует иллюзорному увеличению водного пространства.

Один из самых известных водных садов – «Парк воды» знаме-нитого французского художника Клода Моне. В центре находится пруд, образованный в результате запруживания реки Эпт. По бере-гам высажены плакучие ивы, чередующиеся с зарослями папорот-ников и рододендронов, растут глицинии, розы, остролист. У самой

кромки воды разместились ирисы японский, болотный и сибирс-кий. Через пруд перекинут японский мостик. На поверхности пру-да плавают кувшинки и лотосы, которые вдохновили художника на создание знаменитой серии картин «Кувшинки».

РАСТЕНИЯДЛЯ ЗАСОЛЕННЫХ ПОЧВ– часто в почвенном растворе или на поверхности коллоидных частиц находится избыточ-ное количество ионов минеральных солей. На таких почвах плохо растут многие растения. Однако имеется ряд видов, вполне толерант-ных к такой концентрации солей: айлант высочайший, береза боро-давчатая, ива пурпурная, клен ясенелистный, серебристый и татарс-кий, сосна, лох узколистный и серебристый, тополь белый и канадс-кий, смородина золотистая, акация желтая, таволга, снежноягодник.

РАСТЕНИЯ ДЛЯ ПЕСЧАНЫХ ПОЧВ– на почвах с рыхлыми песчанистыми почвами рекомендуются к посадке следующие виды: айлант, гледичия трехколючковая, аморфа, сумах пушистый, гре-бенщик.

РАСТЕНИЯ ДЛЯ УВЛАЖНЕННЫХ ПОЧВ– береза пушистая, тополь, ива вавилонская, лиственница, магнолия, эвкалипт, чере-муха обыкновенная, смородина черная и красная.

РАСТЕНИЯС ЗАКРЫТОЙ КОРНЕВОЙ СИСТЕМОЙ– растения, выращиваемые главным образом в контейнерной культуре, что рас-ширяет сроки высадки практически с весны до осени. Корни не травмируются при пересадке. Легко осуществлять контроль полива и минерального питания. Следует позаботиться об укреплении крон, чтобы они не повреждались порывами ветра.

РАСТЕНИЯ-ХАМЕЛЕОНЫ– растения, у которых в течение ве-гетационного периода происходит смена окраски соцветий или цвет-ков, реже – листьев. Естественно, это не касается регулярной сме-ны окраски листьев всех растений осенью. К «хамелеонам» отно-сятся следующие виды и сорта:

• спирея японская (Spiraea japonica), сорт Gold Flame – моло-дые листья бронзово-красные, затем приобретают светло-желтый, а еще позже зеленый цвет, очень эффектно смотрится в бордюрных посадках;

• молочай медоносный (Euphorbia mellifera) – листочки оберт-ки, которые и определяют окраску соцветия, меняют цвет от масля-но-желтого до красно-оранжевого, почти терракотового;

• амарант пониклый (Amaranthus hypochonndriacus) – листья вначале зеленые, позднее становятся желто-красно-зелеными;

• спирея японская (Spiraea japonica), сорт Shirobana, окраска цветков меняется от белой до розовой и красно-малиновой;

• пионы серии Коралл (Corall) – лепестки в период цветения меняют окраску от ярко-коралловой до бледно-палевой;

• мина лопастная или квамоклит лопастной (Quamoclit lobata) – цветки в начале цветения ярко-красные, затем постепен-но, от оранжевых и лимонно-желтых, становятся к концу цветения кремово-белыми;

• гортензия крупнолистная (Hydrangea macrophylla) – цветки меняют цвет от розового с синему или голубому, в зависимости от уровня кислотности почвы, сорта группы Hovaria имеют собствен-ный спектр изменений окраски – у сорта Novelle нежно-розовые лепестки становятся зелеными, а затем красными, у сорта Love you kiss первоначальная окраска белая с красной каймой, а у сорта Hopaline – кремово-белая;

• пиерис японский (Pieris japonica), у сорта Forest Flame окрас-ка цветков на молодых побегах ярко-красная, потом – лосовево-розовая и наконец сменяется на светло-зеленую;

• гвоздика пышная (Dianthus superbus) – окраска цветков ме-няется от белой до нежно-сиреневой, а затем до сиренево-розовой, при этом цветки раскрываются постепенно и на одном растении представлены все варианты окраски;

• воробейник оливолистный (Lithospermum oleifolium) – изу-мительно выглядят цветки сначала голубые, а затем розовые на фоне серебристо-серых листьев;

• замечательный пример хамелеона по форме дает пион сорта Chocolate Soldier – цветок меняется по форме от махрового до японского.

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ – совокупность растительных сообществ планеты или ее отдельных частей. Распределение растительности определяется в основном почвенно-климатическими условиями и подчиняется законам географической зональности и поясности (ср. ФЛОРА).

РЕГЕНЕРАЦИЯ – возобновление растения из его части или вос-становление утраченных и поврежденных органов. Часто является

основой вегетативных способов размножения: стеблевыми и листо-выми черенками, кусочками клубня, чешуйками луковиц и т. д.

пруд- см. водные устройства - student2.ru

Рис. 95. Регулярная планировка центральной части Летнего сада. Фраг-мент гравюры А. Зубова (по А. П. Вергунову и В. А. Горохову)

РЕГУЛЯРНЫЙ СТИЛЬ ПЛАНИРОВКИ– одно из двух главных направлений в садово-парковом искусстве, признаки которого по-явились еще в древности (Вавилон, Египет, Древняя Греция и Рим), а затем получили широкое распространение в XVI-XVIII вв. в евро-пейских странах, таких как Франция, Италия, Германия, Голлан-дия, впоследствии и в России (рис. 95, цв. вклейка фото 95). Отли-чительными чертами этого стиля являются использование правиль-ных геометрических контуров, прямых аллей и дорог, симметрич-ная посадка деревьев и кустарников, сложных партеров, многочис-ленных скульптур, многообразных водных устройств, в том числе каскадов, фонтанов, систем каналов. Во Франции строгие и симмет-ричные серии пространств в виде зеленых зон и «кабинетов» зак-лючены внутри стриженых стен. Итальянские сады характеризу-ются многочисленными террасами и плотными массивами зелени, которые расчленены с помощью высоких и узких проходов, что позволяет избежать палящих лучей солнца. Классическими образ-цами садово-парковых ансамблей, созданных в регулярном стиле, являются творения прославленного французского садостроителя

Андре Ленотра в поместье Во-ле-Виконт и в королевской резиден-ции – Версале. Однако было бы ошибкой считать именно Ленотра основоположником регулярного стиля. Еще в планировке итальянс-ких вилл эпохи Возрождения и Барокко, таких как д'Эсте, Ланте, Альдобрандини, да и в самой Франции почти за два века до Верса-ля имелись четко распланированные садовые ансамбли. Уже созда-вались роскошные цветочные партеры, планировались аллеи, зеле-ные галереи и театры, создавались каскады, гроты, каналы.

В Версале же Ленотру удалось впервые создать столь грандиоз-ный целостный и пространственно связанный ансамбль. Появился качественно новый подход к планировке огромных территорий и пространств, площадью не десятки или сотни, а тысячи метров.

РЕДИНА – парковый массив с малой вертикальной сомкнутос-тью, характерной особенностью которого является отсутствие под-леска. Такой прием позволяет создавать глубинные перспективы.

РЕДКИЕ РАСТЕНИЯ – см. ЭКЗОТЫ

Рекреационная емкость– мера способности рекреацион-ной территории (парк, лесопарк) или объекта (садово-парковый ан-самбль) обеспечить необходимые условия для отдыха определенного количества людей без нанесения ущерба природной среде.

РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ– свойство природной тер-ритории оказывать на человека положительное физиологическое и психическое воздействие, в наибольшей мере проявляющееся в пе-риод отдыха.

РЕКРЕАЦИЯ – отдых людей вне помещений и жилья, преиму-щественно на лоне природы. В настоящее время превратилась во влиятельный фактор антропогенного влияния на природу.

РЕСТАВРАЦИЯ ПАРКА-ПАМЯТНИКА– восстановление по возможности на исторический период расцвета ансамбля его общей планировочно-пространственной композиции, архитектурных со-оружений и малых форм, зеленых насаждений, водоемов, имеющих художественную, экологическую ценность. При необходимости вме-сто полностью утраченных элементов могут быть созданы аналогич-ные или новые. Одна из современных тенденций – раскрытие и экспонирование всех исторических «слоев» памятника, которые в совокупности дают картину его постепенного развития, начиная со времени создания и до наших дней.

РЕФЛЕКС – свет, отраженный от других предметов, особенно заметны рефлексы на поверхности блестящих предметов, свет, от-раженный от гладкой блестящей поверхности, образует на ней свер-кающие пятна – блики.

РИТМ – чередование однотипных элементов, движений, звуков или процессов в пространстве или времени, например, всем извест-ны музыкальные и биологические ритмы. В живописи ритмичность достигается чередованием цветовых гамм и тональностей и носит двухмерный характер. В архитектуре чередуются одинаковые или подобные по размерам элементы в трехмерном пространстве (цв. вклейка фото 96). Наиболее сложный четырехмерный ритм харак-терен для ландшафтных композиций, что связано с их простран-ственно-временной природой. Ландшафтные ритмы зависят от вре-мени суток, года, особенностей онтогенеза (индивидуального разви-тия) растений. В ландшафтной архитектуре выделяют два типа рит-мов: природный, связанный с биологическими особенностями рас-тений (ветвление, листорасположение, окраска), и художественный, обусловленный расположением растений в композиции.

Ритм – регулятор пространственно-временных изменений форм. Однако новизна, неожиданность всегда обостряют ощущения, по-этому длительные повторы одного и того же ритма нежелательны.

Обогащение ритма рисунка достигается:

• увеличением числа повторяющихся элементов, включая как природные, так и архитектурные составляющие, различия в мате-риале, цвете, фактуре;

• введением сложного «синкопированного» ритма;

• использованием фактора композиционной внезапности, кото-рый можно рассматривать как преднамеренный «сбой» устоявшего-ся ритма.

пруд- см. водные устройства - student2.ru

Рис. 96. Такты ритма: 1 – одно-, 2 – двух-, 3 – трехчастный

Количественной характеристикой ритмических построений яв-ляются такты, в соответствии с которыми различают одно-, двух-, трехчастный ритм, при этом используют растения одного вида, воз-раста, формы (рис. 96).

При множественном повторении тактов возникают различные ритмические ряды:

• простой, он может формироваться из деревьев и кустарников, чаще всего применяется при создании аллей, живых изгородей, лес-ных полос; в зависимости от расстояния между растениями бывают разреженные и сомкнутые или уплотненные ряды, в последнем слу-чае это обычно зеленые стены или защитные полосы (рис. 97.1, 97.2. 97.3);

• сложный – представляет сочетание различных по высоте де-ревьев, кустарников,.либо деревьев с кустарниками и лианами (рис. 97.4-97.7);

• смешанный ряд включает кроме растений скульптуры, малые архитектурные формы, элементы паркового оборудования;

• фигурный ритм образуется в том случае, если кроны растений формируют в виде различных геометрических фигур;

пруд- см. водные устройства - student2.ru

Рис. 97. Ритмические ряды: 1 – простой; 2 – разреженный; 3 – сомкнутый; 4 – сложный из кус-тарников; 5 – сложный из разновысоких деревьев; 6 – сложный из деревьев и кустарников; 7 – сложный из деревьев и лиан; а – кустарники; b – деревья

• «передаточный» ритм предполагает включение через опреде-ленное число тактов в простой ритмический ряд декоративных ак-центов, например, дерево другого вида, формы, присоединение бо-ковых дорожек и необходимый для этого разрыв;

• «аккордный» ритм характерен для партеров, широких город-ских эспланад и представляет собой сумму элементарных ритмичес-ких сочетаний, например, трехчастный сложный ритм из растений различных форм и высоты (рис. 98);

• сезонно-динамические ритмы образуются при чередовании вечнозеленых и листопадных растений;

• по геометрии плана различают прямые, панорамные (раскры-ваются по кривой амфитеатра) и круговые ритмы;

• ритмы вертикального направления развиваются во времени, по мере роста и развития растений, они проявляются в мутовчатом расположении ветвей 1-го порядка на стволах ели, пихты, листвен-ницы и других хвойных, а также некоторых лиственных пород, иногда такие ритмы формируют искусственно путем обрезки и при-дания кроне канделябровидной формы, например у кленов в Цвин-гере (Дрезден) или «беседка»-круг в Нюрнберге (цв. вклейка фото 97).

пруд- см. водные устройства - student2.ru

Рис. 98. Трехчастный сложный ритм из кустарников (а) и различных деревьев (b, с), верхние рисунки – фронтальные профили, нижний –

план

РИТМИКА– характер роста, последовательное чередование прироста побегов за вегетационный период (один или несколько, медленное или сильное).

РОЗАРИЙ– 1)заросль дикорастущих шиповников; 2) коллек-ционный или декоративный участок – часть парка или сада, пред-назначенный для выращивания и экспонирования различных видов и сортов роз.

Пожалуй, это наиболее популярный из монокультурных садов. . Его история насчитывает' века. В Англии времен королевы Викто-рии розы сначала использовали как фон при создании миксборде-ров, нo с появлением в первой половине XIX века первых сортов розы стали самодостаточны и в их использовании открылись прак-тически неограниченные возможности. Ни один сад середины XIX века не считался завершенным, если в нем не было розария. Хамфри Рептон разработал оригинальный дизайн розового сада в Эшридже, в плане розарий был круглым, небольшие клумбы расхо-дились от центра лепестками и заканчивались арками.

Во Франции один из первых розариев находился в Мальмезоне, принадлежавшем императрице Жозефине. Один из самых знамени-тых и посещаемых розариев находится в парке Багатель (Париж), он отличается регулярной планировкой. Розы используются прак-тически для всех типов цветников и элементов озеленения.

Регулярный стиль – идеальное планировочное решение при со-здании розария, наиболее эффектно выглядят клумбы строгих гео-метрических форм (овала, прямоугольника, квадрата) на фоне газо-на в окружении вечнозеленых и хвойных растений. Плетистые розы укрепляют на трельяжах, арках, пристенных каркасах, ими укра-шают беседки и павильоны, великолепно смотрятся гирлянды роз, закрепленные на дуговидных, гибких опорах или старых деревьях.

В то же время в розарии достаточно часто высаживают и расте-ния других видов. Уильям Пол дает совет, как продлить период декоративности розария, для чего следует высадить ранневесенние луковичные, а во второй половине лета эстафету цветения подхва-тят неприхотливые летники.

Классификация роз весьма сложна. Американским обществом любителей роз (American Rose Society) разработана одна из наиболее подробных, основанная как на биологических особенностях, так и на историческом подходе (рис. 102, 103).


пруд- см. водные устройства - student2.ru

Рис. 99. Роза морщинистая


пруд- см. водные устройства - student2.ru

Рис. 100. Роза бедренцеволистная


пруд- см. водные устройства - student2.ru

Рис. 101. Роза обыкновенная

пруд- см. водные устройства - student2.ru

Рис. 102. Цветки различных групп роз: 1 – бурбонская; 2 – чайно-гибридные (a,b); 3 – полиантовые

пруд- см. водные устройства - student2.ru

Рис. 103. Цветки различных групп роз (продолжение):

4 – флорибунда (с, d); 5 – почвопокровные; в – парковые;

7 – плетистые

Род Роза (Rosa L.) издавна «освоен» человеком. Он включает более 300 видов. Культурные розы относятся к подроду роза, в ко-торый входит 10 секций и 135 видов.

В соответствии с уже упомянутой классификацией культурные розы делят на три группы: дикорастущие или видовые {Wild Roses or Species), старые садовые (Old Garden Roses) и современные (Modern Garden Roses).

Первая группа в свою очередь подразделяется на плетистые, представленные различными видами и сортами, и не плетистые, тоже различных видов и сортов. Все розы данной группы отличают-ся однократным цветением.

К старым садовым розам относят те, которые" культивировались до 1867 г., когда был выведен первый сорт чайно-гибридной розы La France. Сейчас многие из этих роз переживают вторую моло-дость и чрезвычайно популярны. В данной группе выделяется большое число подгрупп: гибридные розы альба – Alba (HAlba)*, айрширские – Ayrshire (Ayr), бурбонские – Bourbon (В), бур-солт – Boursalt (Bslt), центифольные – Centifolia (С), дамас-ские – Damask (D), брактеата – Hybrid Bracteata (HBc), китай-ские или бенгальские – Hybrid China (HCh), эглантерия – Eglanteria (HEg) синоним – рубигиноза, фетида – Foetida (HFt), галльские – Gallica (HGal, G ), ремонтантные – Perpetual (HP), семпервиренс – Sempervirens (HSem), сетигера– Setigera (HSet), моховые – Voss (M), нуазетовые – Noisette (N), портландские – Portland (P) и чайные – Tea (T).

Наиболее модны сорта Blush (1797), Madam Plantier (1835), Madam Hardi (1832), Koht de Shambor (1836), Bouket d'Or (1872), Madam Pier Oje (1878) и нестареюшая Rosa Mundi, которой уже почти 500 лет.

К этой же группе относятся и так называемы парковые розы, которые практически представляют собой окультуренные шиповни-ки, в Англии их селекцией занимался Девид Остин, и еще одно их название «английские» розы:

• роза белая (Rosa Alba) – кустарник до 2,5 м высотой, с бе-лыми, бело-розовыми и розовыми цветками, 6-8 см в диаметре,

* В скобках – международная маркировка.

душистыми, один из самых эффектных сортов – Мейденс Бланш с густо (до 100 лепестков) махровыми дветками нежно-розового цвета;

• роза вонючая (R. foetida) – в культуре с XVIII века, кустар-ник до 3 м высотой с дуговидно изогнутыми побегами, цветки оди-ночные или по 2-3, махровые желтые с неприятным ароматом, диа-метр цветка 5-7 см, есть /. persica без запаха;

• роза даурская (R. davurica) – невысокий, до 1,2 м, кустарник с тонкими бурыми или черно-пурпурными побегами, цветки темно-розовые, собраны по 2-3, до 4 см в диаметре, грушевидные плоды оранжевые или светло-красные;

• роза иглистая (R. acicularis) – невысокий кустарник с дуго-видными побегами, густо усеянными тонкими шипами, цветки красные, розовые или темно-розовые, по 2-3 в кисти, яйцевидно-продолговатые красные плоды свисают на тонких цветоножках;

• роза коричная (R. cinnamonea) – раскидистый куст до 2,5 м высотой с тонкими коричнево-красными побегами, на которых рас-положены малочисленные беловатые парные шипы, цветки одиноч-ные розовые до 5 см в диаметре;

• роза многоцветковая {R. multiflora) – длинные опирающиеся побеги укрепляются на опоре с помощью крючковатых шипов, цветки белые, реже розовые, собраны в пирамидально-метельчатое соцветие;

• роза морщинистая (R. rugosa) – кустарник 1-2 м высотой, с опушенными побегами и толстыми морщинистыми листьями, цветки крупные, 6-12 см в диаметре, простые или полумахровые, ароматные розовые, чаще по 5-6 в соцветии, реже – одиночные (рис. 99);

• роза ржавчинная (Д. rubiginosa) – густоветвистый кустарник до 1,5 м высотой, листья опушены рыжеватыми волосками, имеют яблочный аромат, розовые или красные цветки одиночные или со-браны в густое щитковидное соцветие;

• роза сизая или краснолистная (R. glauca) – кустарник высо-той 2-3 м, с тонкими прямыми или изогнутыми шипами, побеги, листья и прилистники с голубоватым или сизым оттенком, цветки ярко-розовые до 3,5 см в диаметре, собраны по 2-3 в соцветии, реже одиночные;

• роза бедренцеволистная (R. pimpinellifolia) – кустарник с до-вольно разнообразным внешним обликом (полиморфный) до 1-3 м высотой с тонкими прямыми ветвями, цветки одиночные, простые и махровые белые, кремовые, лососево-розовые, диаметр 2,5 см, ду-шистые (рис. 100);

• роза дамасская (R. damascena) – куст 60-80 см высотой. Цветки розовые, светло-красные, махровые с сильным ароматом, именно этот вид, основное сырье для получения розового масла, из лепестков также варят варенье;

• роза ксантина (R. xantina) – кустарник до 1,5 м высотой с одиночными полумахровыми золотисто-желтыми цветками;

• роза французская (R. gallica) – высота куста до 1,5 м, листья крупные кожистые, цветки от темно-розовых до огненно-красных, одиночные, реже по 2-3, плоды шаровидные, существует множе-ство форм, в том числе:

– f. agata с более мелкими махровыми цветками;

– f. hispida – побеги, цветоносы и чашечка густо щетинистые;

– /. officinalis напоминает исходную, но цветки махровые;

– f. versicolor отличается различной окраской лепестков: от тем-
но-розово-красной до темно-фиолетовой или с белыми и красными
полосами;

– f. pumila карликовая с простыми цветками;

• роза обыкновенная (R. canina) – очень полиморфный вид, куст негустой с дуговидно изогнутыми побегами, цветки светло-розовые или почти белые 2-3 см в диаметре, одиночные или собра-ны по 3-4 в соцветие, это самый распространенный вид, отличается весьма кратковременным цветением (рис. 101);

• роза яблочная (R. pomifera) – высокий, до 3 м, кустарник с серебристо-опушенными снизу листьями и приятным яблочным ароматом, цветки темно-розовые до 5 см в диаметре.

Современные садовые розы (Modern Garden Rose). К ним относят все сорта, которые появились после 1867 г. Они подразделяются на:

• чайно-гибридные розы (Hybrid Tea), синоним – крупноцвет-
ковые розы, цветки отличаются степенью махровости (от 25 до
60 лепестков), формой бутона (бокала), диаметром цветка от 10 до
14 см, окраской, ароматом;

• полиантовые, первые сорта появились в последней трети XIX века, диаметр цветка 3-4 см, чаще всего ароматные, иногда простые, чаще полумахровые и махровые, цветки собраны в щитко-видное соцветие;

• флорибунда (Floribunda, "Fl") – сенсацией стало появление первого сорта в 1924 г., полученного путем скрещивания двух пре-дыдущих групп, впоследствии в селекции использовали и мускус-ную розу, в зависимости от высоты различают бордюрные – до 40 см, среднерослые – 60-80 см и высокие – 1 м и выше, цветки немахровые или махровые, форма от плоской чашевидной к почти бокальчатой;

• миниатюрные (Miniature, "Min") впервые были ввезены в Ев-ропу из Китая, цветки мелкие 1,5-2 см в диаметре, высота расте-ний 15-20 см, отличаются практически непрерывным цветением;

• грандифлора (Grandiflora, "GR") – цветки напоминают пре-дыдущую группу флорибунда, чаще всего выращивается на срезку, некоторые авторы не признают ее отдельной группой, наиболее из-вестные сорта– Queen Elisabeth и Sonia;

• шрабы (Shrab или Modern Shrub, "MS") – группа полуплети-стых роз, выделенная с начала 60-х годов XX века, характеризует-ся обильным и продолжительным цветением, устойчивостью к па-тогенам и вредителям, цветки от простых до напоминающих по форме флорибунду, некоторые авторы к этой же группе относят и английские розы, выведенные Девидом Остином;

• минифлора или патио (Miniflora, "MF", Patio) – самая новая группа, высота 45-55 см, первые сорта были выведены Патом Дик-соном в 80-х годах прошлого века;

• плетистые розы отличаются длинными побегами, с хорошо развитыми шипами, ряд из них не относятся к вьющимся, хотя в России их часто называют вьюшки, вторая подгруппа – клаймин-ги (climbing), представляет спорты (вегетативные мутации) многих сортов. Они присутствуют и среди дикорастущих, и среди старых (нуазетовые, бурсолт, семпервиренс, сетигера). Маркировка этих сортов чрезвычайно сложна, так, клайминг знаменитого сорта бур-бонской розы Souvenir de la Malmaison обозначается Souvenir de la Malmaison climbing Bourbon; собственно плетистые сорта современ-ных садовых роз подразделяются на три подгруппы:

– ремблер (Rambler, "R") – побеги гибкие длинные, 2-4 м высо-
той, цветение однократное, диаметр простых или махровых цветков
2-4 см, обычно они собраны в крупные соцветия, развивающиеся
по всей длине побегов;

– плетистые – крупноцветковые (Largeflowering Climber, "GCl") –
побеги жесткие, толстые, длиной 2-3 м, цветут повторно, цветки ча-
шевидные диаметром 4-10 см одиночные или в малоцветковых соцве-
тиях, образуются на сравнительно коротких побегах текущего года;

– гибриды Кордеса (Hybridae Kordesii, "HKor") считаются от-
дельной группой лишь в США и России, побеги сильные плетис-
тые, листья плотные блестящие, цветки от простых до густо махро-
вых, цветут до поздней осени.

РОЗОВЫЙ САД – один из типов монохромных (одноцветных) садов, при создании которого используют растения, цветки, соцве-тия, а иногда и листья которых окрашены в различные оттенки розового цвета. Пожалуй, это один из самых популярных моно-хромных садов. Розовый сад романтичен, свеж, напоминает о пре-красном времени юности – поры «розовых мечтаний».

Для розового сада можно подобрать растения всех жизненных форм: деревья, кустарники, лианы, травянистые однолетники и многолетники и даже такие экзотические растения, как подушки:

• магнолия Суланжа (Magnolia x soulangeana) весной усыпана бокаловидными крупными (до 15-25 см) цветками от нежно-розо-вой до пурпурной окраски;

• магнолия лилиецветная (М. liliifolia) с узко-бокаловидными, плотными, почти восковидными, малиново-розовыми снаружи и бе-лыми изнутри цветками;

• монарда двойчатая (Monarda didyma) изумляет необычной ок-раски верхушечными присоцветными листьями от нежно-розовых до насыщенно лиловых;

• боярышник гибридный (Crataegus х hybridum), сорт Tobo рас-пускает махровые бело-розовые цветки, которые на третий день цве-тения приобретают ярко-малиновую окраску; а боярышник колю-чий (С. laevigata) с бледно-розовыми цветками можно использовать для колючей изгороди;

• смородина кроваво-красная (Ribes sanguineum) отличается ярко-розовыми ароматными цветками и красноватыми побегами;

• роджерсия конскокаштановолистная (Rodgersia aesculifolia) – кустарник около 1,5 м высотой с крупными пяти-семилопастнымй листьями и розовыми цветками, собранными в метельчатое соцветие;

• рододендрон жестковолосистый (Rododendron hitsuta) с розо-выми воронковидно-колокольчатыми цветками эффектно выглядит в группах, если группу составить из рододендронов жестковолосис-того, каролинского (R. carolinianum) с бледно-розовыми и канадско-го (JR. canadense) с розово-пурпурными цветками группа станет еще эффектнее;

• роза (Rosa), этот род – совершенно неисчерпаемый источник древесных растений с розовой окраской цветков, растения можно использовать для вертикального озеленения и всех типов цветни-ков, бордюров, как почвопокровные и солитеры;

• спиреи японская (Spirae japonica), иволистная (S. salisifolia) и Бумольда (S. boumoldii) – достаточно крупные кустарники и подой-дут для верхнего яруса кустарниковой группы;

• астильба Арендса (Astilba x arendsii), сорт Gloria украсит мик-сбордер розовыми ажурными соцветиями;

• астранция крупная (Astrantia major) с бледно-розовыми цвет-ками и листочками обертки отлично чувствует себя на каменистой горке;

• мирикария лисохвостниковая (Myricaria alopecuroides) – крупный кустарник с ажурной кроной, колосовидные соцветия до 30-40 см длиной образуются на верхушках побегов;

• тимьян ползучий (Thymus serpullum) можно высадить в зазо-ры «живых» дорожек;

• лилия кудреватая (Lilia martagon) отличается розовыми или сиреневыми лепестками, украшенными пятнышками;

• бальзамин султанский (Balsamin sultanii с множеством розо-вых цветков, из-за которых почти не видны яркие зеленые листья, используют для монокультурных рабаток, его же высаживают в приствольные круги;"

• маргаритки многолетние (Bellis perennae) – непременный ат-рибут немецких газонов;

• гиацинт восточный (Hyacinthus orientalis) зацветает рано вес-ной, розовые цветки сортов Edison, General de Wet, Lady Derbi, Queen of the Pinks особенно эффектны;

• каллистефус китайский (Callistephus cinensis) обеспечит море розовых цветков, начиная с августа;

• астры альпийская (Aster alpinus), ново-бельгийская (A. novi-belgii), ново-английская (A. novae-angliae), итальянская (A. amellus) завершат «розовый парад» поздней осенью.

РОКАЙЛЬ– орнамент в виде раковины, характерный для ев-ропейского искусства начала XVIII века, особенно для стиля Роко-ко (см.).

Наши рекомендации