Тема. Культура ведения полемики

Цель:формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявление уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-11).

Организационная форма:анализ конкретных ситуаций.

Вопросы для обсуждения:

1. Этика делового общения.

2. Понятия «спор (полемика)», «дискуссия», «диспут».

3. Правила ведения спора. Тезисы. Аргументация. Приемы и уловки.

4. Этикет в конфликтной ситуации.

Методические рекомендации

Отвечая на первый вопрос, студент должен дать определение понятия «деловое общение», назвать и охарактеризовать формы делового общения, вспомнить основные особенности этикета в деловом общении.

Во втором вопросе помимо определения понятий надо рассмотреть особенности полемической речи.

Необходимо охарактеризовать принципы и алгоритм ведения спора; дать характеристику основных полемических приемов (выяснение принципиальной позиции оппонента, использование психологических доводов, «возвратный удар», атака вопросами, юмор, ирония, сарказм). Следует разграничить позволительные и недопустимые уловки.

При ответе на четвертый вопрос надо дать определение понятия «конфликт», описать способы выхода из конфликта, тактики речевого поведения в конфликтной ситуации.

Студенты, изучив данную тему, научатся достигать поставленной цели в словесном состязании; конструктивно принимать решение в дискуссиях; корректно и доброжелательно выражать отношение к высказываниям оппонента(-ов).

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с. (Глава 4. Логические и психологические приемы полемики), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1.Прочитайте отрывок из романа Т. Толстой «Кысь». Попробуйте определить позиции сторон. Какова аргументация спорящих? Не приходилось ли вам участвовать в подобном споре?

– А вермишель хорошо бы сюда.

– А еще бы не хорошо.

– А сверху – грибышей толченых.

– Ага.

– А к этому вертушу рассыпчатую, орешками фаршированную. Опосля пряники. Плетеные.

– Зачем плетеные. На поду лучше.

– Ща, на поду. На поду они с горчинкой.

– Но и чего? И хорошо.

– Чего ж хорошего? Плетеные куда лучше. В их яйцо кладут.

– Что ты понимаешь. Плетеные! Еще скажи: блины!

– А что блины? Что блины-то?

– А то, что неча! Блины! Тоже мне!

– А чего тебе?

– А ничего! Вот чего!

– Ну и ничего! А то: блины!

– А вот и блины!

– Сама ты «блины».

– Да я-то вот блины. А ты-то что?

– А ничего!

– Ну и молчи!

– Сама молчи!

– Ну и помолчу!

– Ну и помолчи!

– Ну вот и помолчу!

– Ну и молчи! Тише будет.

Задание 2. Перечитайте известный спор между П.П. Кирсановым и Егением Базаровым (И.С. Тургенев «Отцы и дети») и проведите анализ этого спора: правила ведения спора, тезисы, аргументация, приемы, уловки.

Задание 3. Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых для разрешения конфликтов. Каких именно стратегий?

А) Худой мир лучше доброй ссоры.

Б) Рука руку моет.

В) Ум хорошо, а два лучше.

Г) Кто сильнее, тот правее.

Д) Ты – мне, я – тебе.

Е) Кто спорит – ни гроша не стоит.

Задание 4.Найдите способ выхода из предложенных конфликтных ситуаций. Что и как вы будете говорить?

Ситуация 1. Вас обсчитал официант.

Ситуация 2. Преподаватель оценивает ваш ответ как неудовлетворительный. Вы с этим не согласны.

Ситуация 3. Приятель взял у вас в долг 1000 рублей. Обещал через неделю вернуть. Прошло два месяца.

Ситуация 4. В кафе вам подали недоброкачественное блюдо.

Задание 5. Вспомните несколько конфликтных ситуаций, в которых вы оказывались. Как вы выходили из них? Какие стратегии применяли? Как бы вы поступили сейчас?

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3.Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2009. – 342 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.

3. Русский язык и культура речи: практикум по курсу: учебник / под ред. В. И. Максимова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 304 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

Практическое занятие 15.

Тема. Телефонный этикет

Цель:формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявление уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-11).

Организационная форма:анализ и разыгрывание ситуаций.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности телефонной коммуникации.

2. Телефонный этикет.

Методические рекомендации

Отвечая на вопросы, предложенные для обсуждения, следует раскрыть специфику телефонного разговора как формы общения, охарактеризовать правила ведения делового разговора по телефону в ситуациях «Если звоните вы…» и «Если звонят вам…».

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. (Деловая беседа. Деловое совещание. Телефонный разговор), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Какие этикетные правила телефонного общения (в том числе с помощью мобильного телефона) вам известны?

Задание 2. Прочитайте диалоги. Какие из них соответствуют требованиям телефонного этикета?

Диалог 1

А.: Алло!

Б.: Машу можно!

А.: Маши нет.

Б.: А когда она будет?

А.: Часов в пять. Что-нибудь передать?

Б.: Нет, не надо.

Диалог 2

А.: Алле!

Б.: Здравствуйте, можно Виктора к телефону?

А.: Здравствуйте. Его сейчас нет. А кто спрашивает?

Б.: Знакомая.

А.: Какая знакомая?

Б.: Даша.

А.: Витя будет часов в семь.

Б.: Спасибо. До свидания.

А.: До свидания.

Диалог 3

А.: «Би лайн». Елена. Здравствуйте.

Б.: Девушка, какой у вас курс внутренний сегодня?

А.: 32 рубля 14 копеек.

Б.: Спасибо. До свидания.

А.: До свидания.

Диалог 4

А.: Торговый дом «Анастасия». Здравствуйте.

Б.: Здравствуйте. Будьте добры, Александра Николаевича.

А.: Как вас представить?

Б.: Мостовой Геннадий Николаевич.

А.: Одну минуту.

Б.: Спасибо.

Задание 3. Разыграйте диалоги.

1. Позвоните в парикмахерскую и узнайте часы ее работы и цены на нужные вам услуги (например, на стрижку, окраску волос, маникюр).

2. Позвоните в поликлинику и запишитесь на прием к стоматологу.

3. Вы набрали номер своего знакомого по памяти и, кажется, ошиблись.

4.Вам поручили сообщить своим трем своим одногруппникам, что в связи с проведением студенческой конференции лекция по истории отменена. Лекция – в четверг в 8.00. Сейчас – среда, 22.40.

Задание 4.Вам необходимо напомнить о себе после продолжительного перерыва. Как вы построите беседу по телефону? Приведите две-три различные ситуации. Разыграйте их в парах.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.

3. Русский язык и культура речи: практикум по курсу: учебник / под ред. В. И. Максимова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 304 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

3. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

Наши рекомендации