Основные приемы ведения полемики

Любое публичное выступление является целенаправленным речевым воздействием оратора на психику слушателей. Круг проблем, которые при этом возникают и которые нам помогает решать психология, таков: как организовать и привлечь внимание слушателей; как устанавливается контакт между оратором и аудиторией; как протекает процесс передачи, усвоения и переработки информации; можно ли управлять этим процессом; каковы социально-психологические особенности различных аудиторий; как должен оратор учитывать эти особенности аудитории и многие-многие другие.

Психологическая культура оратора заключается в выполнении требований, предъявляемых психологией и к содержанию, и к форме выступления, и к личности оратора, и к особенностям аудитории. Оратор должен обладать определенными знаниями по общей и социальной психологии, а также уметь на практике их использовать.

Другими словами, психологическая культура оратора – это единство знаний, отражающих закономерности психической деятельности человека, и умение применять эти знания в конкретных условиях работы с людьми.

Главная цель оратора – передача смысловой информации и убеждающее воздействие на слушателей. В ходе своего выступления оратор стремится изменить состояние аудитории (проинформировать, доказать, убедить, призвать и т.п.), но и аудитория пытается оказать обратное воздействие на оратора: принимая или не принимая точку зрения оратора, она своим поведением, вопросами, репликами (обратная связь) влияет на выступающего и в конечном счете на выступление. Не случайно говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает».

Таким образом, ораторская речь – это не тот заранее заготовленный текст, который более или менее отшлифован и отрепетирован оратором, а затем просто «озвучивается» в аудитории. Нет, это постоянная импровизация, учитывающая интересы и оратора, и аудитории, конкретную обстановку выступления и многие другие, часто случайные факторы. Аудитория как бы становится соавтором речи, и оратору нужны специальные умения, особые качества, чтобы выполнить поставленную задачу, оказать желаемое воздействие на слушателей в непростой и во многом непредсказуемой обстановке живого общения, нередко преодолевая прямое сопротивление аудитории.

Оратор для воздействия на аудиторию обладает целым комплексом воздействия: звуковые и визуальные каналы (собственно речевые, вербальные и непосредственно связанные с речью средства – голос, интонация, темп речи и т.п.; а также невербальные средства – жест, мимика, поза ). Все эти каналы общения используются как для передачи информации, так и для создания необходимой социально-психологической атмосферы, помогают влиять и на разум, и на чувства слушателей.

Например, широко известно простое методическое правило, предписывающее т.н. «начальную» паузу перед выступлением. Для того, чтобы правильно варьировать длительность паузы, при определенных условиях вовсе отказаться от нее, необходимо представлять, почему это правило возникло. Главная роль начальной паузы – психологическая. Она нужна для того, чтобы собрать внимание аудитории, дать возможность рассмотреть оратора, обеспечить ей возможность приготовиться к восприятию речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение, сосредоточиться, в свою очередь – рассмотреть аудиторию, выяснить, насколько она соответствует его представлению. Паузой можно заинтриговать слушателей, а ее отсутствием, внезапным началом речи – ошеломить их. В обоих случаях – это особый психологический приём, цель которого – приковать внимание, пробудить интерес.

Понятие «внимание» – ключевое в психологии речевого общения. Внимание направляет, сопровождает, усиливает или ослабляет восприятие, запоминание. Однако оно неустойчиво, подвержено колебаниям. Устойчивость внимания зависит от разнообразия, объема информации, соответствия ее интересам аудитории, умения оратора избежать монотонности речи, снимать усталость у слушателей, «возбуждать» внимание. По образному выражению К.Д.Ушинского, внимание – это дверь в сознание человека и, приоткрыв ее в начале выступления, оратор стремится держать ее открытой на протяжении всей речи, прибегая для этого к специальным приемам. Наименее эффективны здесь прямые призывы -–быть внимательными. Более действенны разнообразные композиционные, речевые и методические приемы. Рассмотрим эти приемы.

Композиционные средства активизации внимания и интереса:

1. Интригующее начало;

2. Прерывистое (пунктирное) развертывание тезиса;

3. Вопросно-ответный ход рассуждения;

4. Контрастное сопоставление аргументов;

5. Экспрессивное заключение.

Речевые средства активизации внимания и интереса:

1. Использование литературных образов, цитат, крылатых выражений;

2. Использование разностилевой, экспрессивной лексики;

3. Художественность изложение (использование тропов, риторических фигур);

4. Драматизация речи;

5. Интонационная выразительность: варьирование силы, высоты голоса, темпа речи, психологические и логические паузы.

Методические средства:

1. Рассмотрение проблемных ситуаций;

2. Выделение основных моментов речи;

3. Полемический характер изложения;

4. Зрительный контакт с аудиторией; использование обращений к аудитории для возобновления внимания;

5. Использование наглядности, технических средств.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями, для реализации которой необходима коммуникативная стратегия «близости», «чувства аудитории». Всякая хорошая речь в своей основе – общение со слушающим. Речь произносится, чтобы ее слушали, правильно воспринимали, запоминали. Если оратора не слушают, если аудитория во время речи занимается «своими» делами, то усилия и труды выступающего пропадают даром, действенность такого выступления сводится к нулю.

Коммуникативность речи или «чувство аудитории» проявляется в том, что у слушателя возникает ощущение живого общения с говорящим : обе стороны общения решают одни и те же вопросы: один – излагая свои мысли, другие – следя за развитием, изложением его мысли. Для возникновения контакта важно и эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и аудитория во время выступления должны испытывать сходные чувства. Необходимым условием возникновения контакта является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению, когда говорят не слушателям, а со слушателями. Каким же образом возникает этот «эффект общения»? Назовем три важнейших средства, с помощью которых он достигается:

1. Разговорность речи;

2. Зрительный контакт;

3. Голосовой контакт.

Самым эффективным стилем публичной речи признан естественный – разговорный стиль. Именно такой стиль свидетельствует о благоприятном, комфортном состоянии оратора, а это ощущение передается слушателям, вызывая снятие напряженности, положительные эмоции. Опытные ораторы умеют имитировать разговорную речь, что вызывает у слушателей иллюзию естественного, непринужденного общения. Можно дать несколько советов для создания иллюзии разговорной речи: старайтесь, чтобы фразы были короткие, ибо длинные фразы – принадлежность письменной речи; они затрудняют восприятие, в них легче запутаться, забыв, с чего началась фраза; следует избегать книжных устойчивых оборотов, способных создать впечатление официального общения; следует представить себе, что вы разговариваете со своими знакомыми; старайтесь поставить себя на место слушателей вашей речи.

Любой человек, вышедший на трибуну, должен куда-то смотреть и направление его взгляда отнюдь не безразлично для восприятия речи. Поэтому одним из важных средств создания эффекта коммуникативного общения - умение правильно направлять взгляд. Начинающие ораторы чаще всего делают следующие ошибки: говоря, они смотрят на потолок, себе под ноги, в сторону, вдаль – на воображаемую линию горизонта, на преподавателя, на одного из присутствующих. Взор при этом чаще всего ничего не выражает. Оратор при этом не в состоянии следить за реакцией слушателей на свою речь. «Обратная связь» отсутствует. Внимание слушателей рассеивается, оратор не вызывает интереса.

Рекомендуется иное: старайтесь смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного слушателя на другого (глаза не должны «бегать», но и не стоит смотреть как бы «в упор» на слушателя, чтобы тому стало неудобно), нужно ощутить зрительный контакт с тем, на кого смотрите (японские специалисты рекомендуют смотреть на переносицу: вы и сталкиваетесь глазами и не смотрите в упор); следите за тем, чтобы не смотреть в одну сторону аудитории слишком долго. Такая тактика поможет достичь эффекта общения, создаст у каждого из слушателей впечатление, что говорят именно с ним.

Голос говорящего человека направляется вместе с его взглядом, поэтому успешному зрительному контакту сопутствует и голосовой контакт. Следствием этого будет соответствующий тон и сила голоса, вы будете говорить не слишком тихо, не слишком громко, а так, как это необходимо.

Как определить, удалось установить контакт с аудиторией или нет? Внешне контакт проявляется в поведении аудитории, а также и в поведении самого оратора. Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими – положительная реакция на слова оратора, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты, "«рабочая"»тишина в зале). О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющий установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, не видит слушателей, не реагирует на их поведение. Контакт – это величина переменная: он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, меняться в процессе выступления.

Интересное содержание в значительной степени определяет успех ораторской речи, большое влияние на установление контакта оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, как человек, у которого слово с делом не расходится, то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору. Немаловажное значение имеет психологическая сторона речевой культуры. Неправильности языка выступающего могут оказать отрицательное влияние на восприятие содержания выступления. Опыт показывает, что несоответствие употребляемого слова его общепринятому значению или стилистическим нормам вызывает у слушателей негативные эмоции, которые могут свести на нет цель речи. Излишне торжественные выражения смешат, банальности – раздражают, неправильно употребляемые слова вызывают насмешку и иронию. Речевые ошибки имеют и еще один отрицательный эффект – они отвлекают внимание от смысла речи и направляют его на форму произнесения, что приводит к уменьшению или исчезновению контакта с аудиторией.

Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступать. Причиной неудач многих ораторов было плохое знание своей аудитории, своего адресата. Оратору приходится обращаться к «образу» аудитории неоднократно, на всех этапах подготовки, произнесения речи и анализа ее итогов. Сложность состоит, во-первых, в том, что мысленный образ будущей аудитории не полностью совпадает с аудиторией реальной; а, во-вторых, даже знакомая, уже известная аудитория может внезапно изменить свое поведение в связи с новой обстановкой, ошибками оратора и другими факторами.

Итак, аудитория – это некоторое количество людей, собравшихся, чтобы выслушать публичную речь, и сосредоточивших свое внимание на ораторе и его выступлении.

Рассмотрим основные особенности аудитории. Прежде всего важно знать, однородна или неоднородна аудитория. По каким признакам можно судить об однородности аудитории? К ним относятся такие характеристики слушателей, как возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т.п. Понятно, что чем однороднее аудитория, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.

Существенный признак аудитории - ее количественный состав.

Приёмы, используемые в той или другой аудитории, манера поведения, форма преподнесения, обращение к мало- и многочисленной аудитории различны. Иногда интересуются: в какой аудитории легче выступать? Каждая аудитория имеет свои особенности. Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает, как говорят, «ораторская лихорадка», они теряют дар речи. В больших аудиториях сильнее проявляются такие явления, как подражание, заражение, внушаемость, интенсивнее переживаются эмоциональные состояния. Малочисленной аудиторией легче управлять, но здесь оратор должен очень хорошо знать вопрос, о котором идет речь, ибо в такой аудитории текст нельзя читать, необходимо говорить, обращаясь к своим слушателям.

В любой аудитории есть объединяющие и разделяющие признаки.

Аудитория

Объединяющие признаки: Разъединяющие признаки:

Общий субъект слушания; Уровень понимания;

Общие условия слушания; Мотивы прихода и слушания;

Общая деятельность. Отношение к оратору.

Итак, как мы видим, этих людей объединяют общие условия, в которых происходит речевое общение, общая деятельность (слушание), общий субъект воздействия (оратор). Аудитория – не просто «сумма личностей», ее составляющих. Как мы уже отмечали в группе человек ведет себя по-иному, по-иному чувствует, общение протекает иначе, чем если бы оратор воздействовал на каждого слушателя в отдельности. Смех, возмущение, восторг мгновенно охватывают большинство слушателей и выражаются довольно бурно.

Еще важнее для оратора учитывать те признаки, которые разделяют аудиторию на разные группы. Прежде всего, слушатели неоднородны по тем причинам (мотивам), по которым они пришли послушать оратора (кто-то пришел, подчиняясь долгу, приказу; есть те, кого больше интересует сам оратор или тема выступления; некоторых больше волнует просто желание «побыть на людях», сама ситуация общения). Цель оратора – увлечь аудиторию темой и содержанием речи, преобразовать мотивы первой и третьей групп в интеллектуально-познавательные. Чтобы добиться этого, оратор должен хорошо представлять себе, какие барьеры стоят между ним и слушателями в процессе речи, с какими потерями информации приходится считаться, а также учитывать, что, по словам П.В.Гете, «каждый слышит лишь то, что он понимает» и поэтому следует максимально заботиться о доступности речи, всеми средствами обеспечивать ее понимание. Вспомните о процессе слушания из восьмой лекции.

Разделить аудиторию можно и по такому основанию как: отношение к оратору. Конструктивный тип – те, кто размышляет вместе с оратором, мысленно или открыто спорят с ним в поисках истины; Соглашательский тип - слушатели, принимающие на веру, некритически любой тезис оратора; Поверхностный тип – равнодушный к предмету речи, не вникающий в мысль оратора; Конфликтный тип – отвергающие любые положения речи лишь потому, что им не нравится оратор, не устраивает ситуация общения и т.п. От мастерства оратора зависит: изменится ли к лучшему отношение к предмету речи и к оратору.

Слушатели – это одновременно и зрители речи, которые оценивают оратора уже при первом его появлении на трибуне. В первую очередь привлекает в ораторе его внешний вид. А.Ф.Кони советовал:» Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, т.к. психологические действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления…перед публикой».

Следует ознакомиться с условиями помещения, где будете выступать. Аудитория внимательно следит и за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения оратора отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения. Обращают внимание и на позу оратора. Иные, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте, постоянно хватаясь то за свой галстук, то за очки, то за карандаш, записи и т.п.

Форма преподнесения речи также влияет на взаимоотношение оратора и аудитории. В зависимости от формы выступления различают четыре типа ораторов: оратор-чтец, оратор-декламатор (наизусть читает текст), оратор-архитектор (импровизатор), смешанный тип. Найти правильный способ передачи своей мысли для данной аудитории – значит обнаружить свое ораторское мастерство.

Умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументированно отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, т.е. владение полемическим мастерством должно стать обязательным качеством каждого образованного человека. В содержании понятия «полемическое мастерство» заключается знание предмета спора, понимание его сущности, разновидностей, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника.

Давайте разберемся, что же такое спор, с какими видами спора приходится иметь дело, его задачи, рассмотрим стратегию и тактику спора, уловки в споре.

Под спором мы понимаем словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями.

В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Иногда они рассматриваются как синонимы, но нередко служат для обозначения различных разновидностей спора. Например, дискуссия – публичный спор, целью которого является сопоставление различных точек зрения, нахождение правильного решения спорного вопроса; диспут – публичный спор на научную или общественно-важную темы; полемика – спор, при котором имеется конфронтация, борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу. Словами «дебат» и «прения» именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений и т.п.

Люди, вступая в спор, преследуют разные цели, руководствуются различными мотивами. По цели различают следующие виды спора: спор из-за истины; спор для убеждения кого-либо; спор для победы; спор ради спора.

Первый вид – самый благородный, он может доставить настоящее наслаждение участникам спора: расширяются знания о предмете спора, появляется уверенность в возможность выяснения истины.

Задачей спора может быть убеждение оппонента. При этом возможны две ситуации – убеждают противника в том, в чем сам глубоко убежден; убеждают потому, что так «надо» в силу каких-либо обстоятельств (например, по долгу службы), а сам спорящий не верит в истину того, что защищает.

Целью спора бывает победа, причем полемисты добиваются ее по разным мотивам: одни считают, что отстаивают правое дело; другим победа нужна для самоутверждения; третьи просто любят побеждать, им хочется победы любой ценой и в средствах для одержания победы они не стесняются.

Довольно часто встречается спор ради спора – своего рода «искусство ради искусства», вид «спорта». Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить, им важно блеснуть красноречием.

Аристотель так классифицировал эти разновидности спора:

1. Диалектика – искусство спорить в целях выяснения истины;

2. Эристика - искусство любой ценой остаться правым в споре;

3. Софистика – стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов или нарушения законов логики.

На специфику спора влияет количество лиц, принимающих участие в обсуждении проблемных вопросов: спор-монолог (т.н.внутренний спор); спор-диалог (полемизируют два лица); спор-полилог (ведется несколькими лицами).

Споры могут проходить при слушателях и без них. Присутствие слушателей действует на спорящих. Победа при слушателях приносит большее удовлетворение, льстит самолюбию, а поражение становится более досадным. Поэтому участники спора при слушателях обязательно учитывают присутствующих, их реакцию, тщательно отбирают необходимые аргументы, чаще проявляют упорство во мнениях, порой излишнюю горячность.

Споры могут быть устными или письменными, характер спора определяется и социальной значимостью обсуждаемой проблемы. Споры могут быть организованными и неорганизованные.

По манере, по способу ведения спора можно различать т.н. джентльменский спор, где участники относятся с уважением друг к другу, не допускают личных выпадов, оскорбительных оценок и т.п.; противоположную форму ведения спора обычно называют «хамской».

Для того, чтобы побеждать в споре, надо уверенно владеть стратегией и тактикой спора. Стратегия спора – это план ведения спора, наиболее общие принципы аргументации, приведение одних высказываний для обоснования и подкрепления других. Тот, кто выступает с защитой некоторого тезиса, продумывает возможные доводы, а также последовательность их выдвижения, чтобы обеспечить максимально возможную степень обоснованности тезиса. Аргументы при этом делят на основные и резервные, продумывают возможные вопросы. Эффективность спора в значительной мере зависит и от тактики его ведения. Тактика спора – поиск и отбор аргументов, наиболее убедительных с точки зрения обсуждаемой темы и данной аудитории, а также реакция на контраргументы другой стороны в процессе спора. Тактические приемы разнообразны и характер их зависит как от содержания спора, так и от состава аудитории, от интеллектуальных и психологических особенностей спорящих.

Спокойствие, уравновешенность, способность не поддаваться эмоциям, особенно когда не удается обоснование тезиса, успокаивающе действуют на оппонента. На каждом этапе спора очень важно всегда иметь представление о нем в целом: учитывать, какие доводы приняты, какие отвергнуты, какие возражения еще есть против тезиса и т.п. Важно не спешить использовать сразу все свои доводы в защиту тезиса: иначе вы рискуете оказаться перед тем фактом, что многие из них будут опровергнуты и, не имея ничего в запасе, вам останется только признать свое поражение.

Всякий спор будет успешным лишь в том случае, если четко выделен его предмет, который не следует изменять или терять в пылу полемики. Не начинайте спорить, если вы плохо разбираетесь в предмете спора. Занимайте определенную позицию в споре, выделяйте основные положения и следите, чтобы в эти понятия все вкладывали бы одинаковый смысл. Во время спора обращайте внимание на поведение своего оппонента. Учитывайте индивидуальные особенности его характера, манеру спорить. Относитесь с уважением к взглядам и убеждениям своего оппонента, не унижайте его достоинства, не прибегайте к грубости. Говорите в спокойном, выдержанном тоне. Полемисту необходимо уметь мыслить логически, давать аргументированные ответы, знать уловки, которые могут применяться в споре.

Чтобы успешно вести полемику, очень важно знать и соблюдать основные законы формальной логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. В этих законах зафиксирован многовековой опыт деятельности людей и отражающего ее мышления. Закон тождества так формулируется: «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же содержание», т.е. нельзя подменять один предмет мысли другим. Этот закон требует определенности в мысли, направлен против расплывчатости, беспредметности рассуждений. Закон противоречия или запрета противоречий звучит так: «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одном и том же отношении и в одно и то же время, не могут быть одновременно истинными». Этот закон требует последовательности в мышлении, в изложении своей точки зрения, позволяет избежать двусмысленностей при формулировке и анализе фактов, событий, оценки процессов, происходящих в жизни. При этом он не отрицает реальных противоречий, существующих как в действительности, так и в нашем сознании, поэтому закон требует различать противоречия в рассуждении (они запрещены) и противоречия в реальной действительности, которые служат источником развития объективного мира. Логическое противоречие недопустимо и в споре. Против непоследовательности, противоречивости наших рассуждений направлен и закон исключенного третьего: «Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно, другое ложно и третьего искать не следует». В споре нередко приходится придерживаться лишь одного из двух взаимоисключающих мнений. Правильное мышление должно быть не только определенным, последовательным и непротиворечивым, но и обязательно доказанным. Этого требует закон достаточно основания: « Всякая истинная мысль должна быть доказана». Закон запрещает голословность, декларативность, недоказанность утверждений, требует их убедительного подтверждения, доказательства.

Умение доказывать свою точку зрения – необходимое условие культуры спора. Доказательство состоит из тезиса (мысли, которую следует доказать), аргументов (положений, с помощью которых обосновывается тезис) и демонстрации или способа доказательства (совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов). Различают прямые доказательства, косвенные (от противного и разделительные) и генетические. При построении логического доказательства полемисту необходимо знать и соблюдать правила выдвижения тезиса и аргументов.

Тезис нужно четко формулировать, он должен оставаться неизменным в ходе данного доказательства и не содержать в себе логического противоречия.

Истинность тезиса в споре гарантируется истинностью аргументов, его подкрепляющих. Вспомним логику: аргументы должны быть истинными суждениями. Их истинность должна быть установлена независимо от тезиса, они не должны быть противоречивыми и обязаны быть достаточными для доказательства тезиса.

При нарушении этих правил в доказательстве возникают различные логические ошибки. По отношению к тезису наиболее распространенной ошибкой является – полная или частичная подмена тезиса , переход в другой род ( в ходе спора происходит ослабление или усиление тезиса), использование противоречивых понятий в тезисе.

По отношению к аргументам ошибки – основное заблуждение (когда вместо истинного суждения рассматривают ложное, выдаваемое за истинное), предвосхищение основания (использование в качестве истинных аргументы, которые еще сами нуждаются в доказательстве), использование противоречивых аргументов, аргументы явились недостаточными для доказательства тезиса.

По отношению к демонстрации основная ошибка – тезис как бы повисает в воздухе, не следует, не вытекает из аргументов – «мнимое следование».

При ведении спора постарайтесь правильно расположить имеющиеся у вас аргументы, среди которых есть сильные и более слабые, непосредственно связанные с обсуждаемой проблемой и обращенные к личности оппонента или аудитории. Расположение и способ выдвижения аргументов – важнейшие составляющие тактики спора. Известно так называемое правило Гомера: наиболее убедителен следующий порядок аргументов – сильные – средние – снова сильные аргументы (используйте т.н. «закон края»). Ищите слабые места в доводах противника, не идите на поводу у соперника, старайтесь перехватить довод противника и используйте его в своих интересах.

Все приемы, используемые в споре, можно разделить на корректные и некорректные, допустимые и недопустимые. Корректные приемы нужны для того, чтобы активно отстаивать свою точку зрения. Например, оттягивание возражения (если вы не можете сразу вспомнить хороший аргумент в защиту своего тезиса), «возвратный удар», «подхват реплики (судебное дело в Таганроге о контрабанде – выступление адвоката А.Я.Пассовера», «атака вопросами ( в споре важно задавать вопросы, уметь перехватывать инициативу в их постановке – вспомним эпизод из романа Ю.Семенова «Семнадцать мгновений весны», когда на приеме в советском посольстве завязалась дискуссия шефа политической разведки Шелленберга с советским дипломатом о праве человека на веру в амулеты, заговоры и пр.», «сведение к абсурду (вспомним прием Плевако, когда он защищал старушку, укравшую чайник)» и др. Можно использовать юмор, иронию, сарказм, помня при этом о мере, такте, уместности их применения.

Теории риторики известно множество уловок, которыми пользуются полемисты. Эти уловки лучше знать: где гарантия, что они не будут использованы против вас? А если вы помните суть уловки и тем более знаете контрприемы, то для вас не составит большого труда избежать ловушки.

Уловки логического характера иногда их называют софизмами, они связаны с сознательным нарушением законов логики, применением заведомо неправильных способов рассуждения, маскируемых под правильные. Нейтрализация софизмов состоит в раскрытии содержащихся в них логических ошибок.

Уловки социально-психологического характера, которые касаются не обсуждаемых проблем, а личности тех, кто выдвигает эти положения или опровергают их. К ним относятся: ставка на ложный стыд – приводится недоказанный или ложный вывод, сопровождаемый фразами: «Вам, конечно, известно, что наука давно установила, что…»; «подмазывание аргумента» или приманка – желая склонить оппонента к принятию тезиса, подкупают его лестью, утверждая, что он как человек проницательный, интеллектуально развитый должен согласится с тезисом; ссылка на возраст, образование, положение – рассуждения: «Вот доживите до моих лет, тогда и судите», «Сначала получите диплом, потом и поговорим», «Займите мое место, тогда и рассуждать будете»; «чтение в сердцах» или досказывание – уловка состоит в домысливании утверждений соперника, когда осуществляется неправомерное, выходящее за рамки известных фактов, мысленное развитие реальной ситуации: «Понятно, куда вы клоните…», «позвольте, я доскажу вашу мысль…»; слабое звено – из выдвинутого тезиса и аргументов в его защиту выбирают наиболее уязвимый, опровергают его в резкой форме и преподносят дело таким образом, что остальные доводы даже внимания не заслуживают; симуляция непонимания и другие. Более подробно с уловками можно ознакомиться в книге С.И.Поварнина «Спор. О теории и практике спора». Там же рассматриваются и уловки организационно-процедурного характера: например, одних выступающих жестко ограничивают в соблюдении регламента, другим – позволяют выйти из регламента; то же самое в характере высказываний: одним «прощают» резкости в адрес оппонентов, другим делают замечания.

Применяя доказательство как логическую операцию, полемист не должен забывать о том, что его задача не только доказать выдвинутый тезис, но и убедить оппонента и всех присутствующих в его истинности. Доказывание и убеждение – это разные процессы, хотя и тесно связанные друг с другом. Доказывать означает устанавливать истинность тезиса, а убеждать – это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана, делать слушателей единомышленниками, соучастниками своих замыслов и действий. Можно доказать какое-то положение, но не убедить в его истинности окружающих, и, наоборот, убедить, но не доказать. Однако все же следует иметь в виду, что в большинстве случаев основа убедительности речи – ее доказательность.

Наши рекомендации