Виды информации, характерные

Для общения и коммуникации

Различие значений понятий «коммуникация» и «общение» во многом основывается и на том, каков характер той информации, которая связывает коммуникантов. Информацией называют сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи.Подчеркнем, что информацией факты являются не сами по себе, а только в качестве объекта соответствующей деятельности. Общепринятым считается деление информации на логическую,имеющую объективный характер, и эмоционально-оценочную,выражающую преимущественно субъективные смыслы, оценки и отношения. Коммуникация всегда предполагает сообщение какой-либо информации: логической или эмоционально-оценочной. Это основная и единственная цель «чистой» коммуникации. Общение же обязательно включает еще одну сторону – неинформационную, или фатическую. Под фатическим компонентом общения подразумевают понимание не столько смысла высказывания – основного или их совокупности, сколько понимание самого человека (автора этого текста) и установление с ним личностных взаимоотношений. Как правило, исключительно фатическое общение, то есть общение ради общения, «разговор для разговора», встречается тогда, когда нет задачи передать какую-либо информацию или когда задача установить или поддержать на определенном уровне те или иные взаимоотношения становится главной. Но чаще всего в общении сочетаются информационные и неинформационные (фатические) цели. Этим общение также отличается от коммуникации, в которой фатическая сторона не присутствует.

Коммуникация и общение отличаются и преимущественной формой речевой активности участников процесса: монологом в коммуникации и диалогом – в общении. Монолог в общении становится не столько формой речи по наличию/отсутствию смены речевых партнеров, сколько развернутой репликой внутри общего диалога с этим партнером (даже если ответной формой будет молчание). В то же время главная цель коммуникации – передать или принять информацию. Поэтому коммуникация, в отличие от общения, далеко не всегда предполагает ответную реакцию, а если это происходит, то часто представляет собой ответ на запрос информации или запрос на предоставление новой информации, то есть обмен информацией происходит попеременно, как обмен монологами, а не взаимно и одновременно, как это свойственно диалогу.

Основные виды общения

Важными «вехами» в ориентации относительно рамок общения и в их создании служат виды и формы общения.Выбор оптимальных видов и форм общения с учетом всех особенностей конкретной ситуации – это тоже важный элемент культуры.

Как и культура в целом, общение многопланово и многослойно, поэтому виды общения характеризуют его по различным основаниям. Н.И. Формановская выделяет следующие виды общения:

1) по цели: фатическое (то есть неинформационное) – информационное (нефатическое);

2) по знаковой системе, использованной при общении: вербальное (словесное, то есть обычно естественный национальный язык) – невербальное (несловесное – жесты, мимика и т. п.);

3) по форме языка: устное – письменное;

4) по постоянной/переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего: монологическое – диалогическое;

5) по положению коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени: контактное – дистантное;

6)по наличию/отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»: опосредованное – непосредственное;

7) по количеству участников: межличностное – публичное – массовое;

8)по характеру взаимоотношений общающихся и обстановки общения: частное – официальное;

9) по отношению к соблюдению/несоблюдению строгих правил построения и использования готового текста: свободное – стереотипное и др.

Наши рекомендации