Классическая организационная теория
Классическая организационная теория была первой систематизированной теорией, предлагавшей механистические конструкции, использование которых должно обязательно обеспечить организации эффективное функционирование.
Классическая организационная теория базируется на следующих предпосылках:
• функциональная иерархия;
• вертикальная и горизонтальная специализация;
• приоритет внутренних факторов производства по отношению к сфере потребления;
• труд и капитал — основные движущие силы в экономике.
Основу классических представлений об организации составляет так называемый механистический подход, предполагающий, что организация является отлаженной машиной. В его основе — классические теории менеджмента, развитые в первой трети XX в. Механистический подход получил определенную завершенность в принципах рациональной бюрократии М. Вебера.
Основной вклад в формирование этой теории принадлежит Ф. Тейлору, хотя отдельные идеи до него высказывали Ч. Бэббидж, Г. Меткаф.
Значительность вклада Ф. Тейлора заключается в широкомасштабном применении аналитического метода к совершенствованию управления производством. Ставя главной целью максимальное увеличение производительности труда, он предусматривал конкретные мероприятия, направленные на рациональное использование труда рабочих и средств производства, введение строгого регламента на применение Материалов и инструментов, стандартизацию инструментов, рабочих операций, точный учет рабочего времени, исследование трудовых процессов путем разложения их на составные элементы и хронометража, установление контроля над каждой операцией, применение дифференциальной оплаты труда.
Научный технократизм Ф. Тейлора сменился разработкой универсальных принципов организации труда на уровне не только производства, но и управления. Этот подход был связан с именем А. Файоля. Так, для А. Файоля процесс организации — это определение и создание общей структуры предприятия в соответствии с конкретными целями, что порождает необходимость придать форму всей структуре и обоснованно определить место и функции каждого из ее компонентов. Такого рода целое А. Файоль именовал «социальным организмом». Он выделил пять основных элементов, составляющих функции администрации: предвидение, планирование, организация, координирование, контроль.
Одним из основополагающих принципов классической организационной теории, провозглашенных Л. Гьюликом и Л. Урвиком, признается необходимость соответствия людей структуре. По их мнению, следует непредвзято сначала разработать соответствующую организационную структуру, а затем принимать меры для поиска подходящих людей.
Классическая теория механистически подходила к роли человека в организации, трактуя индивида не как субъекта, а просто как фактор производства, причем социальная природа его совершенно игнорировалась или искажалась. Представители этой теории подчеркивали огромный вклад М. Вебера, разработавшего «идеальный тип» административной организации, обозначенный им как бюрократия. Правила, процедуры и инструкции, опробованные однажды и оправдавшие себя, служат основой для принятия решений, а власть распределяется в соответствии с занимаемым положением и чином бюрократов, а не по традиции.
К свойствам бюрократических организаций относятся:
• организация строится на формальном разделении труда;
• организация ориентируется преимущественно на внутренние факторы развития;
• общие цели организации разделяются на частные задачи, выполнение которых не зависит от решения общих задач;
• задачи задаются жестко в терминах конкретных результатов (нет свободы выбора);
• организация строится по иерархическому принципу, когда пре обладают вертикальные потоки информации, а нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
• контроль и самая важная информация концентрируются ближе к вершине иерархической структуры;
• выполнение всех видов работ не зависит от личных качеств работников, которые взаимозаменяемы, и предполагается формальная обезличенность должностных обязанностей;
• взаимосвязанная система обобщенных формальных правил и стандартов обеспечивает выполнение сотрудниками своих обязаностей и скоординированность задач.
Эффективность бюрократических организаций основана на высшей степени организованности системы, ее управляемости.
К недостаткам организации бюрократического типа можно отнести:
• неспособность адаптироваться к изменениям внешней среды, что может привести к бессмысленной работе организации самой на себя и, соответственно, к саморазрушению;
• в бюрократической организации человек рассматривается как средство производства;
• возможно образование корпоративных групп с корыстными интересами в среде высшей бюрократии.