Раздел 4. самосознание новоевропейской культуры во второй половине xix - начале xx в.

ТЕМА 4. КУЛЬТУРА ПОЗИТИВИЗМА

Перечень проблем занятия:

1. Характерные черты культуры реализма.

2. Позитивизм и его влияние на культуру.

Контрольные вопросы:

1. Что составляет “реальность” в понимании Флобера?

2. Как в тексте создается эффект реальности?

3. Какими чертами наделен главный герой? Как вы понимаете название книги?

Список источников:

1850-е Спенсер Г. Социальная статика: изложение социальных законов, обуславливающих счастье человечества. - М., 1897.

1869 Флобер Г. Воспитание чувств. -М.: Худож. лит., 1977.

1871 Дарвин Ч. Происхождение человека // Соч. В 9 т. - Т.5. - М., 1953.

Список литературы:

Иващенко А. Гюстав Флобер: Из истории реализма во Франции. - М., 1955.

Реизов Б. Творчество Флобера. - М., 1955.

Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма. - М., 1960.

Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера. Дневник работы и жизни. - М., 1957.

ТЕМА 5. КУЛЬТУРА КОНЦА ВЕКА.

Перечень проблем занятия:

1. Понятие “жизни” в культуре конца века.

2. Роль “иррациаонильного начала” в культуре конца века.

Контрольные вопросы:

1. Как трактуется “естественное” в романе Гюисманса “Наоборот”?

2. Какое представление о культуре предполагает введение Ницше оппозиции “аполлоническое — дионисийское”?

Список источников:

1872 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Соч. В 2 т. - Т.1. - М., 1993.

1884 Гюисманс Ж.К. Наоборот. - М., 1995.

Список литературы:

Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Соч. В 2 т. - Т.1. - М.,1993.

Галеви Д. Жизнь Ф.Ницше. - М., 1992.

Андреев Л.Г. Импрессионизм. - М., 1973.

ТЕМА 6. ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ В КУЛЬТУРЕ РУБЕЖА XIX – XX ВВ.

Перечень проблем занятия:

1. Антисциентистские тенденции в гуманитарном знании к.XIX -н.XX в. Герменевтика.

2. Проза Р.-М.Рильке.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит "герменевтический метод"? Какова роль "понимания" в герменевтической традиции.

2. Кому и для чего рассказываются истории о Господе Боге? Кто оказывается в состоянии их "понять"?

Список источников:

1904 Рильке Р.-М. Истории о Господе Боге // Рильке Р.М. Стихи. Истории о Господе Боге / Пер.с нем. Е.Борисова. - Томск. - 1994.

1890-е Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. - 1988. - N4.

Список литературы:

Калиниченко В.В., Огурцов А.П. Методология гуманитарных наук в трудах Дильтея // Вопросы филосфии. - 1988. - N 4.

Рожанский И. Райнер Мария Рильке // Рильке Р.-М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи М., 1994. - С. 6-40.

РАЗДЕЛ 5. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА.

ТЕМА 7. ПСИХОАНАЛИЗ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРУ

Перечень проблем занятия:

1. Представление о человеке в психоанализе.

2. Философская проза Г.Гессе.

Контрольные вопросы:

1. Как изменяется представление о "норме" в психоанализе? Что может свидетельствовать о наличие бессознательного? Какие метафоры использует Фрейд при описании психики?

3. Как Вы могли бы определить специфику композиции романа "Степной волк"? Какова функция в повествовании сцены в магическом театре?

Список источников:

1927 Гессе Г. Степной волк // Гессе Г. Собр.соч.: В 8 т. - Т.3. - С.223- 400.

1917 Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1989.

Список литературы:

Березина А.Г. Герман Гессе. - Л., 1976.

Каралашвили Р.Г. Мир романа Германа Гессе. - Тбилиси, 1984.

Лейбин В.М. Фрейд. Психоанализ и современная западная философия. - М., 1990.

ТЕМА 8. МОДЕРНИЗМ.

Перечень проблем занятия

1. Реформирование жанра романа в модернизме.

1. Модернизм как выражение новых качеcтв культуры, свойственных культуре ХХ в.

Контрольные вопросы

1. Представлен ли автор в тексте В.Вулф? От чьего лица ведется повествование?.

2. Есть ли главный герой в этом произведении? Какова главная его тема? Есть ли сюжет?

3. Можно ли сопоставить “реальность” в тексте Г. Флобера и “реальность” в тексте В.Вулф?

Список источников:

1927 Вульф В. На маяк // Вульф В. Избранное. - М., 1987.

1934 Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1989.

Список литературы:

Михальская Н.П. Пути развития английского романа 1920-1930-х годов. - М., 1966.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., 1995.

ТЕМА 9. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.

Перечень проблем занятия

1. Философия экзистенциализма: человек и его положение в мире.

2. Понятие абсурда в экзистенциализме.

Контрольные вопросы:

1. Опишите мироощущение Антуана Рокантена.

2. Есть ли выход для героя Сартра из ситуации абсурда?

Список источников:

1938 Сартр Ж.-П. Тошнота. - М., 1986.

1930-е Арто А. Театр и его двойник. - М,. 1993.

Список литературы:

Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и 20 век. - М., 1994.

Андреев Л.Г. Сюрреализм. - Л., 1972.

ТЕМА 10. ТОТАЛИТАРИЗМ

Перечень проблем занятия:

1. Проблема ответственности интеллектуалов в дискуссиях к.1940-х 1950-х годов.

2. Антиутопия Оруэлла "1984".

Контрольные вопросы:

1. Как Вы понимаете фигуру О'Браена? Почему его так интересует У.Смит?

3. Какова роль новояза в установлении тоталитарного порядка?

Список источников:

1949 Оруэлл Дж. 1984.

Список литературы:

Рис. Р. Джордж Оруэлл. Беглец из лагеря свободы. - М., 1968.

РАЗДЕЛ 6. ТРАНСФОРМАЦИЯ КУЛЬТУРЫ “СОВРЕМЕННОСТИ” ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА.

ТЕМА 11. КУЛЬТУРА 1960-Х ГОДОВ.

Перечень проблем занятия:

1. Структурализм в гуманитарном знании 1960-х гг.

2. Культура как рефлексия культуры.

Контрольные вопросы:

1. Как соотносится текст Стоппарада и текст Шекспира?

2. Если сюжет известен с самого начала, то в чем смысл этой пьесы?

3. Как Барт понимает "текст". В чем заключается задача структуралистского анализа.

Список источников:

1966 Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы // Иностранная литература. - 1990. - № 4.

1963 Барт Р. Структурализм как деятельность // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994. - С. 253-261.

Список литературы:

Косиков Г.К. Ролан Барт - семиолог, литературовед // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994. - С.3-45.

ТЕМА 12 КУЛЬТУРА ПОСТМОДЕРНИЗМА

Перечень проблем занятия:

1. Характерные черты культуры постмодернизма.

2. Новая информационная среда и бытование литературы.

Контрольные вопросы:

1. Что дает построение текста романа Павича в виде словаря?

2. Какова функция традиции в культуре постмодернизма?

Список источников:

1984 Павич М. Хазарский словарь. - Спб., 1997.

1980 Барт Р. Camera lucida. - М., 1997.

Список литературы:

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.;СПб., 1998.

Наши рекомендации