Раздел I Мировая кудожвственвая культура
мирная история с включением в нее сведений из русской истории.
Одним из первых авторов теории «Москва — третий Рим» являлся русский писатель XVI века, монах псковского Елизарова монастыря, Филофей. В посланиях великому князю Василию III он писал, что существовавшие прежде два мировых центра христианства — Рим и Византия пали из-за отхода от «истинного христианства». Правители Византии изменили «истинному», т. е. православному христианству, заключив Флорентийскую унию (1439) с католической церковью. Но Москва ее не признала, поэтому к ней перешла роль мирового центра христианства, она стала «третьим Римом».
В первой половине XVI века появились работы талантливого публициста И.С. Пересветова «Сказание о царе Константине», «Предсказания философов и докторов латинских о Царе Иване Васильевиче» и др. В них излагается политическая программа преобразований в стране, основой которой выступают укрепление самодержавия, военная реформа и присоединение Казанского ханства. Сильная царская власть должна опираться на поместное дворянство. Автор предлагает возвышать людей не по богатству и знатности рода, а по заслугам. За ограничение власти царя выступал в своих сочинениях сподвижник Ивана Грозного князь A.M. Курбский (1528 — 1583). Видный государственный деятель, писатель, переводчик и военачальник, он написал множество произведений, в том числе мемуарный памфлет «История о великом князе Московском» (1573) итри обличительных послания «лютомусамодержцу» (составивших вместе с двумя ответами Ивана IV уникальный литературный памятник, исполненный страстной полемики о пределах царской власти).
В XVI веке появляются новые многотомные летописные своды. Своеобразной энциклопедией исторических знаний считается «Лицевой летописный свод» — всемирная история «от сотворения мира» до 1567 года. Он состоял из 9 тыс. листов и содержал 16 тыс превосходных миниатюр. Ценным памятником русской исторической литературы является «Степенная книга» (1560—1563), освещавшая историю русского самодержавия (от Владимира Святославича до Ива-
I пава 10. Искусства древнерусского государства
на Грозного) но «степеням», т. е. периодам правления великих князей и митрополитов. Она составлена по материалам летописей, хронографов и родословных книг, духовником царя Ивана IV Андреем (позднее — м итрополит Афанасий).
Продолжал развиваться особый жанр исторических сочинений, пришедший к нам из Византии,— хронографы (сочинения по всемирной истории). Вначале па Руси они были переводными, но начиная с XI века их дополняют русскими известиями. Среди литературных памятников такого рода стоит также упомянуть грандиозный свод церковной литературы Великие Че-тьи-Минеи {Чтения ежемесячные) — жизнеописания русских святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования каждого святого. Этот труд состоял из 12 томов (по одному на каждый месяц года) и охватывал все письменные памятники (кроме летописей и хронографов), которые допускались к чтению па Руси. Он создавался под руководством митрополита Макария (1482—1563) в течение 20 лет. Он был главой иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной литературы. При участии другого государственного деятеля и писателя московского священника Сильвестра (? — ок. 1566) был составлен знаменитый «Домострой» (XVI в.) — свод житейских правили наставлений, возникших в боярской и купеческой среде Новгорода. Он защищал патриархальный уклад в семье, давал советы экономии, бережливости, ведения хозяйства.
Оживление культурных связей с другими странами мира в постмонгольский период привело к развитию жанра путевых очерков, так называемых древнерусских хождений (основоположником которого принято считать игумена Даниила, начало XII в.). В XV веке появились путевые записки тверского купца Афанасия Никитина (? —1475), описывающие его путешествие в Индию (1466—1472) — «Хожение за три моря» (имеются в виду Каспийское, Аравийское и Черное) . Это был первый европейский письменный труд о хозяйственном укладе, культурных обычаях и религии Индии. Никитин описал пышные выезды местного султана, страшную нищету крестьян, кастовые и религиозные различия. Своим подвигом он доказал, что в середине XV веке, за 30 лет до португальского «открытия» Индии, путешествие туда мог совершить даже не богатый, но целеустремленный человек.
Для устного народного творчества этого периода характерны былины, исторические песни, сказки, пословицы. В XIV—XV веках создается целый цикл летописных повестей и сказаний, посвященных борьбе Руси с золотоордынским игом. Наиболее значительными были «Сказание о Мамаевом побоище» и патетическая поэма рязанского священника Софо-ния «Задонщина», литературным образцом для которой послужило «Слово о полку Игореве». В Новгороде возникли былины о Василии Буслаеве и Садко — богатом госте. Складывается жанр народных поэтических и исторических песен, многие из которых в переработанном виде вошли в летописные тексты, литературные сборники, легли в основу оригинальных произведений («Песня о Щелкане», повествовавшая о народном восстании в Твери в 1327 г., повести о битве на Калке, о славном защитнике Рязанской земли от полчищ Батыя богатыре Евпатии Коловрате, о защитнике Смоленска Меркурии; «Сказание о граде Китеже» и др.)1-
Большую роль в истории культуры России сыграло появление в 1553 г. книгопечатания. Первые издания не имели авторов и не датировались; до настоящего времени известно семь таких печатных памятников. Новый этап в книгопечатании наступил в 1563 году, когда на средства царской казны была устроена типография в Москве. Книгопечатание стало государственной монополией. Во главе типографии стояли Иван Федоров (ок. 1510—1583) и Петр Мсти-славец. Они создали первые датированные печатные книги— «Евангелие» (1556) и «Апостол» (1564). До конца XVI века было издано около 20 книг церковно-религиозного содержания. Книгопечатание способствовало распространению грамотности и просвещения не только среди дворянства и духовенства, но и среди городского населения.
I дана 111. Искусство древнерусского государства
Научные знания. Этот период характеризуется ростом научных знаний и просвещения. Большое знамение приобретают практические руководства по арифметике, геометрии, строительству техническим наукам. В Москве и Новгороде появляются часы, развивается кузнечное дело, налаживается чеканка монет', изготовление орудий и другие производства. Все это требовало применения прикладных знаний. Большой интерес проявляется к астрономическим явлениям, пишутся трактаты «О широте и долготе земной», «О стадиях и поприщах», «О расстоянии между небом и землей» и т. д. Развиваются медицинские знания. Очень ценными являются географические описания русских путешественников. Продолжается знакомство русских книжников с античными писателями и философами.
Усложнение строительного и военного дела потребовало совершенствования математических расчетов. 11оявились практические руководства по измерению и описанию земельных площадей, были составлены различные пасхальные таблицы. В XVI веке умели производить действия над числами с дробями, пользовались знаками «плюс» и «минус».
Появились первые русские географические карты («чертежи»). В 50-х годах XVI века началось составление генерального чертежа всей страны, описание которого сохранилось в «Книге Большому чертежу». Изготовление пороха, развитие солеваренного производства требовали применения химических знаний. Различные сведения по биологии, медицине содержались в многочисленных «травниках» и «лечебниках»'.
Итак, татаро-монгольское нашествие не сломило творческого духа русского народа. Подъем национального самосознания после Куликовской битвы проявился в огромном интересе к историческому культурному наследию Древней Руси. Он способствовал развитию лучших его традиций и созданию новых культурных памятников. Не случайно культуру XV— XVI вв. специалисты иногда называют «русским Возрождением».
1 ΝΒ________________________________________
я Первая крупнейшая эпоха развития русской культуры охватывает почти три тысячи лет языческого догосудар-ственного существования, а второй — тысячу лет христианского государственного.
* Вторая эпоха развития русской культуры — христианская, занявшая тысячу лет, — можно подразделить на три периода.
* Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX—XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа— киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта — ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство.
я Второй период связан с династией Романовых (1613— 1917). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург. Этот период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражаний в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.
я Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация — па поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, будучи непохожа ни на ту, ни на другую.
я У славян обнаружена оригинальная система письма — так называемая узелковая письменность.
я Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила