Послеосевой, явившийся началом научно-технической (новой прометеевской) эпохи.
В качестве вариантов историко-культурной типологии можно рассматривать концепции Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби; теорию циклических флуктуаций П.А.Сорокина; формационную типологию культуры К. Маркса.
Конфессиональные (этноконфессиональные) типы культуры отличаются условностью своей номинации и различаются на основании ареала распространения доминирующей религии и степени ее влияния на жизнедеятельность и ценностную детерминированность определенных социокультурных общностей. Таким образом, целесообразно с определенной степенью условности характеризовать западный (европейский) тип культуры как христианский, арабский – как исламский, народов Юго-Восточной Азии – индо-буддийский, китайский – дао-конфуцианский, еврейский – иудейский, русский – как православный и т. д.
Социальные типы культуры обусловлены неоднородностью социальной структуры общества, чертами сословной организации, различиями жизнедеятельности и особенностями духовного освоения действительности: народная, элитарная, массовая, доминирующая культура и контркультура, маргинальная культура и субкультуры.
Локальные (пространственные) типы культуры представляют собой способы организации жизнедеятельности людей в пределах отдельных систем и объединений, обусловленных совокупностью территориально-географических, исторических, этнонациональных, социальных и других факторов: региональная, этническая, национальная культуры.
19. Массовая культура.
Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.
По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения: Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации.
Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе ХVII - ХVIII вв. приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Д.Дефо – автора романа «Робинзон Крузо» и нашего соотечественника Матвея Комарова - создателя бестселлера XVIII - XIX вв. «Повести о приключениях английского милорда Георга».
Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный жанр художественного творчества XIX века – роман. И все-таки, все вышеизложенное – это предыстория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX - XX веков.
На рубеже XIX- XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль в различных социальных ролях огромного количества людей была проанализирована в ряде философских сочинений ХХ века.
Х.Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» (1930 г.) выводит само понятие «масса» из определения «толпа». Очень познавательна для анализа нашей проблемы книга американского социолога, профессора Колумбийского университета Д. Белла «Конец идеологии» (1960 г.), в которой особенности современного общества определяются возникновением массового производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует пять значений понятия «масса».
Масса – как недифференцированное множество (т.е. противоположность понятию «класс»).
Масса – как синоним невежественности.
Массы – как механизированное общество (т.е. человек воспринимается как придаток техники).
Массы – как бюрократизированное общество (т.е. в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности). Массы – как толпа. Здесь заложен психологический смысл. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе – это варвар.
И Д. Белл делает вывод: массы есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.
Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектом массовой культуры сегодня является не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект «массовой культуры» может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный, и массовый. В свою очередь, понятие «массовая культура» характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.
Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений. Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена – массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство – все это во многом означает перенесение в сферы художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства.
В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс». Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее конкретизировано, изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена «Дух времени» (1962 г.). Понятие «средний класс» стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот «средний класс» стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.
Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является стимулирование потребительского сознания у реципиента (т.е. у зрителя, слушателя, читателя), что, в свою очередь, формирует особый тип – пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию.
Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Однако, оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имиджи) и стереотипы.
Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу, которая базируется на определенных философских основаниях.
20. Элитарная культура.
Элитарная культура является культурой привилегированных групп общества и характеризуется принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Элитарная культура сознательно противостоит культуре большинства, но нуждается в последней, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, разрушая ее шаблоны.
Надо иметь в виду, что культурная элита не совпадает с властной и часто противостоит ей (Сократ, Платон, Пушкин, отказывавшийся «служить царю, служить народу», Толстой), хотя между ними возможны хрупкие альянсы (расцвет наук и искусств при дворе Лоренцо Великолепного; поддержка научных и образовательных проектов Екатериной П; союз русской интеллигенции и советской власти в 20-е гг.)
В элитарной культуре круг истинных и «высоких» ценностей сознательно ограничен, а система обязательных норм ужесточена. Это приводит к количественному сужению элиты, но к качественному ее росту, делая ценности и формы поведения уникальными для каждого представителя элиты. Элитарную культуру отличает высокий уровень инноваций. Для создания и внедрения новых культурных образцов представители элитарной культуры могут вырабатывать свой особый язык (создание особых языков науки, экспериментирование с литературным языком); использовать нарочито субъективные интерпретации; включать предмет в неожиданный смысловой контекст; делать новое культурно значимым или, напротив, ничего нового не принимать. Таким образом, элитарная культура выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно творческую функцию в ней.
Говоря об отношении элитарной культуры к массовой нужно отметить, что хотя первая всегда высмеивала последнею, но в 20 в. очень часто происходи их взаимопереход. Элитарная культура вторгается в те области, которые имеют по своей природе массовый характер. К примеру, представители стиля модерн, для которого была важна функциональность произведения искусства, принимали непосредственное участие в развитии тиражной (газетной, журнальной, книжной) графики, фактически стали создателями искусства плаката, в том числе и рекламного, ставили перед собой задачу слияния художественного высокопрофессионального творчества и массового промышленного производства (последнее было скорее заветным идеалом модерна, чем воплотившейся реальностью). Поп-арт с его искусством коллажа, концептуальное искусство, вводящее в оборот философское осмысление и эстетическое восприятие повседневных массовых предметов, несомненно, отражают процесс элитаризации массовой культуры и одновременно омассовление элитарности. Таким образом, предстатели элитарной культуры невольно, а потом и сознательно начинают апеллировать к массовому сознанию. Поэтому несмотря на то, что постмодернисты выступают против мистификации реальности, которая происходит в процессе воздействия СМИ на общественное сознание и пытаются показать многозначность реального мира, их высокоинтеллектуальная, тонкая, эстетизированная критика зачастую оказывается мало понятной и мало эффективной для большинства.
21. Доминирующая и маргинальная культуры.
Стремление культуры 20 в. к универсальности, постоянный контакт культур друг с другом, миграция привели к появлению маргинальной культуры – культуры группы людей, чьи ценности и модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами, но ни в одну не интегрированы полностью. Маргиналы (индивиды, их группы и общности) формируются на границах социокультурных слоев и структур в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях. Хотя периоды переходов и кризисов испытывает каждый человек, но маргинал испытывает такой кризис относительно непрерывно и таким образом превращается в особый тип личности.
Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти 20 в. Р. Парком, а ее социально-психологические аспекты развиты в 30-40-х гг. Э. Стоунквистом. Но еще К. Маркс рассматривал проблемы социального деклассирования, а Макс Вебер сделал вывод о том, что движение общества начинается тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую социальную силу и дают толчок социокультурным изменениям.
Одна из причин появления маргинальной культуры - одновременное и однопространственное существование группы (индивида) в контексте различных культурных требований. Примерами могут служить мигранты из деревни в город, эмигранты, представители смешанных браков (как по этническому и религиозному, так и по экономическому признаку), этномаргиналы (этнические меньшинства), религиозные маргиналы (люди вне конфессий), женщины-матери с ориентацией на профессиональную карьеру, бисексуалы и т.д.
Особое место занимают социомаргиналы – социально-профессиональные группы в процессе перемещения (потерявшие прежний статус или вновь появившиеся группы, которые еще не имеют общественно приемлемого механизма функционирования). Причина их появления связана с процессами трансформации социальной и профессиональной структуры общества. Важной причиной появления маргиналов на индивидуальном уровне является несовместимость притязаний и культурных установок личности с ценностями той социокультурной группы, к которой принадлежит индивид в силу естественно сложившихся обстоятельств его жизни. Маргиналом человек становится также в том случае, если длительное время пытается стать представителем определенной социокультурной группы, которая, тем не менее, его не принимает.
В силу переходности своего положения и невписанности в какую-либо субкультуру маргиналы почти всегда испытывают внутренний дискомфорт и напряжение личности, чувство растерянности и беспокойства. Они восприимчивы и обидчивы, т.к. обеспокоены невозможностью их принятия в полноценные члены группы. Это порождает соответствующее поведение, которое может выражаться в повышенной активности (нередко агрессивной) с целью самоутверждения. Индивид или группа часто стремятся к обретению значимости в социокультурных движениях (националистических, классовых, конфессиональных, контркультурных). Многие активисты и лидеры социокультурных движений являются маргиналами. Большинство непопулярных в обществе движений на ранних стадиях пополняются из их среды.
Маргинальность личности, огромное желание вписаться в новую культуру может стать причиной сверхпатриотизма, религиозной нетерпимости, мелочного следования этикету, заимствования чисто внешних образцов поведения и символики. Другим, прямо противоположным, вариантом поведения становится отрешенность, пассивность, нежелание входить в какую-либо группу, кризис доверия к ценностям каких бы то ни было субкультур.
Подводя итог, можно сказать, что маргинальная культура в целом характеризуется неустойчивостью и эклектичностью, но возможный синтез различных культурных комплексов создает основу для развития новых культурных образцов. Кроме того, именно маргиналы во многом формируют новые социокультурные слои общества.
22. Субкультура и контркультура.
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются большинством членов общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой. В то же время общество включает группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, характерные только для этих групп. Такие культурные образцы принято называть субкультурами.
Субкультуры могут быть выделены по многим критериям: профессиональному, территориальному (городская, сельская культура), демографическому (молодежная, женская), этническому (культура этнических меньшинств), конфессиональная. Таким образом, субкультура – это суверенное целостное образование внутри доминирующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, лексикой, атрибутикой.
Субкультура является способом институционализации определенных интересов, которых в культуре бесконечно много. С помощью вхождения в определенную субкультуру индивид может разными путями принять и реализовать базисные ценности общества. Отличительной особенностью субкультурных образований является тот факт, что они не стремятся навязать свое господство в культуре, чаще всего, наоборот, изолируют свои признаки от иного культурного слоя. Субкультуры являются очень динамичными элементами структуры культуры и могут развиваться независимо от ядра доминирующей культуры. Существование субкультур обусловлено сложностью процесса вхождения в мир доминирующей культуры (социализация), а также связано с противодействием стремлению официальной культуры заполнить собой всю жизнь общества. В современной культуре спектр различных субкультур столь широк, что становится все более проблематичным выделение единой обобщенной доминирующей культуры.
В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей социальных групп начинают претендовать на универсальность и противопоставлять себя фундаментальным принципам, господствующим в культуре. В этом случае можно говорить о феномене контркультуры. Термин контркультура был введен в 1968 г. Т. Роззаком и означал форму протеста «новых левых», хиппи, панков против стереотипов, норм и ценностей индустриального общества. Он выделил основные особенности этих движений: оппозиция ценностям западноевропейской культуры (отрицание массовой культуры, технократизма, рационализма); настроение эсхатологизма; провозглашение необходимости возвращения к природе и целостности человека. Если понимать контркультуру как способ кардинального изменения ценностных ориентаций эпохи, то это понятие можно использовать для анализа всего историко-культурного процесса. Тогда к контркультурным движениям, возможно отнести киников, ранних христиан, движение романтиков.
Говоря о значении контркультуры, заметим, что она является мощным катализатором культурно-исторического процесса и ядром будущих культурных систем. Это первый этап осмысления и первый способ осуществления новых ценностей. Контркультура не переделывает мир и не исчезает бесследно, а интегрируется с течением времени в официальную культуру и трансформирует ее. Эволюция контркультурных движений – от тотального нигилизма к умеренно-альтернативному содержанию.
23. Сущность народной культуры.
Народная культурав историческом прошлом в значительной мере совпадала с этнической. Затем она обрела ярко выраженную национальную окраску и стала культурой определенного социального слоя (прежде всего крестьян). Такая традиционная народная культура определяла и нормировала все аспекты жизнедеятельности общины. Народная культура проявляется в укладе жизни, формах хозяйственной деятельности, обычаях, обрядах, типах семьи и воспитания, характере жилища, одежде, питании, преданиях, отношениях с природой и т.д.. Особое место в народной культуре занимает фольклор. В современной культуре к народной культуре относят не только прошлые традиции народа, но и любительское художественное творчество.
Если человек идентифицирует себя с народом, с его традициями в стереотипах поведения, обыденных представлениях, выбирает народные формы проведения досуга, то он является представителем народной культуры.
Для того, чтобы точнее охарактеризовать сущность народной культуры, нужно выявить ее особенности:
· Традиционность – важнейшее качество народной культуры. Традиции определяют ценности, нормы и смысл народной культуры. Традиция формируется обычаями и сопротивляется инновациям. Изменение традиции не имеет продуманного характера. Кроме того, именно традиция является социальным механизмом передачи ценностей народной культуры. Это значит, что навыки здесь передаются при непосредственном общении мастера и ученика, минуя институционально-организационные формы.
· Коллективное творчество, при котором практически отсутствует различие между творцами и потребителями, зритель очень часто является активным участником зрелища. Коллективность определяет также анонимность творчества.
· Синкретичность (нераздельность, нерасчлененность явлений), проявляющаяся в синтезе различных видов искусства, практической и художественной деятельности. Например, фольклор является одновременно литературой и системой знаний.
· Образная интерпретация опыта. В народной культуре используются не логические формы изложения знания, не доказательства, а мифопоэтические образы и символы.
В наше время особенностью народной культуры является ее непрофессиональный статус, неспециализированный характер культурной деятельности, что не исключает высокий уровень мастерства, в основе которого лежит свободное владение традицией.
Деление культуры на профессиональную и народную подчеркивает факт институционализации культуры, ее разделения на творца и потребителя. Разделение же на элитарную и массовую связано с наличием в структуре культуры образований, направленных на инновационную, творческую деятельность или, напротив, на тиражирование существующих культурных образцов, их адаптацию к запросам и возможностям культурного большинства.
24. Этническая, национальная и региональная культуры.
Культурный регион – это территориальная целостность, характеризующаяся совокупностью существенных признаков социокультурной деятельности людей и отличающаяся от соседних областей социальными структурами, этнонациональным составом населения, элементами образа жизни, особенностями языка, религии, традиционной материальной культуры.
Примером культурного региона в широком смысле (макрокультуры) может быть пространство европейской культуры, в пределах которого, в свою очередь, можно выделить отдельные локальные общности (микрокультуры), например западноевропейскую и восточноевропейскую. Региональные культуры являются неотъемлемыми компонентами национальной культуры, а национальная культура представляет собой комплекс органически связанных региональных культур.
Этническая культура – культура исторически сложившейся, устойчивой традиционной общности людей, которая характеризуется социальной самоорганизацией, общими признаками самосознания, относительно стабильными особенностями языка, существующего в разных народных формах, единством локализации (общей территорией), схожими антропологическими чертами, отличается оригинальными коммуникативными моделями и относительной гомогенностью социокультурного содержания. Важным условием формирования этнической культуры является наличие определенных природных границ, в которых происходят процессы этногенеза. Причем более замкнутое пространство, в котором осуществляется развитие этноса, способствует формированию достаточно устойчивых и своеобразных культурных признаков. Л.Н. Гумилев понимал этническую целостность как динамичную систему, включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями. По его мнению, “объединиться в этнос нельзя, так как принадлежность к тому или другому этносу воспринимается самим субъектом непосредственно, а окружающими констатируется как факт, не подлежащий сомнению. <…> Человек принадлежит к своему этносу с младенчества”
Этническая культура как наиболее древний слой и исходное начало национальной культуры охватывает обусловленные средой обитания и путями исторического развития традиционный хозяйственный уклад и ремесла, орудия труда, традиционное питание (кулинарию), социальные и семейные отношения, обычаи, нравы, народное творчество, религиозные верования, мифологию и др. Этнокультурные традиции отражают архетипы духовности народа, выражают и закрепляют его отличительные особенности как культурной целостности. Ритуально-культовая сторона этнической культуры выполняет функцию самоорганизации жизнедеятельности этнической общности и является первичной формой коллективного сознания.
Этническая структура – это арена наглядного проявления и воплощения этнической культуры в текущей жизни. Этносы отличаются сложной внутренней структурой и могут разделяться на отдельные этнические группы (субэтносы), обладающие территориальным единством и отличающиеся между собой, как правило, языковыми особенностями, историко-культурными традициями, спецификой социокультурной организации и религиозной жизни.
Национальная культура является более сложной по своей структуре и содержанию системой и представляет собой трансформировавшийся вариант этнической культуры, характеризующийся наличием и исключительной ролью городов и государственно-политических структур, письменности, литературного языка, социально-экономических и дипломатических отношений, специализированных каналов коммуникации, систематического образования и научно-технического потенциала. Национальные культуры отличаются полиэтничным составом населения, совокупностью символов, верований, убеждений, ценностных установок, норм стилей и моделей поведения, которые характеризуют духовную жизнь людей в пределах государства.А. Бердяев считал национальную культуру сложным образованием, формирующимся в результате смешения этнокультурных традиций народов, чьи судьбы связала история. По его определению, “ни территория, ни язык, ни религия не являются признаками, определяющими национальность, хотя все они играют ту или иную роль в ее определении. <…> Нужно быть в национальности, участвовать в ее творческом жизненном процессе, чтобы до конца знать её тайну”.
К.Н. Леонтьев определял культуру как сложную систему государственных, религиозных, нравственных, философских и художественных идей и считал, что “она, как продукт, принадлежит государству; как пища, как достояние, она принадлежит всему миру”.В эволюции всех локальных типов культуры он выделял период первоначальной простоты совпадающий с стадией традиционной этнической культуры; цветущей сложности (сложного цветения), охватывающий эпоху “многообразного и глубокого развития, объединенного в высшем духовном и государственном единстве всего или частей”, вторичного смесительного упрощения, характеризующийся кризисными тенденциями в культуре и ассимиляцией.
25. Генезис культуры. Основные характеристики первобытной культуры.
Древнейшей гипотезой происхождения культуры является божественная, или креационная, рассматривающая способность человека к творческой деятельности как проявление воли высших сил. Культурологическая реконструкция разных мифологических сюжетов свидетельствует, что все или отдельные блага культуры, обеспечивающие полноценность существования человека, были дарованы богами-демиургами, первопредками и героями.
Общественно-историческая (биосоциальная) концепция происхождения культуры основывается на идеях эволюционного развития человек и общества и связывает становление человека как творца культуры с процессами антропосоциогенеза. Становление человека как биосоциального существа происходило постепенно и охватывало несколько стадий адаптации к природному окружению, сопровождающейся изменением биологического, психического и социального поведения: человек прямоходящий, умелый, разумный, творчески активный. В соответствии с идеями Ч. Дарвина, в условиях глобального изменения климатических условий жизни, осуществился активный переход первобытных людей от присваивающей деятельности к производящему труду. Началом собственно творческой деятельности человека стало изготовление и использование орудий труда, освоение огня, овладение навыками земледелия и скотоводства. Жилище человека вместе с близким ему окружением в первобытном мире воспринималось как освоенное пространство, а все, находящееся вне него, отождествлялось с чужим и небезопасным миром. Формирование языка, обусловленное необходимостью совершенствования коммуникативных отношений в коллективе, сопровождалось развитием сознания и способностей к понятийному мышлению.
Важный этап развития архаической культуры связан с возникновением и функционированием системы норм и запретов (табу), выполнявших, прежде всего, магическую и регулятивную функции. Древнейшим табу, впоследствии ставшим нормой цивилизованного общества, был запрет на брачно-половые отношения с кровными родственниками, или инцест (лат. “ incestum” ‘преступная связь, кровосмешение’).В архаическом обществе возникли многие вербальные запреты, связанные с магическими поверьями и распространявшиеся на названия обожествляемых реалий, тотемных животных, отвлеченных понятий, наделяемых негативным смыслом, запреты на сексуальную активность в период охоты, чтобы сохранить силы мужчины для схватки со зверем.
Актуальными для архаического общества были ритуалы возрастных инициаций (лат. initiatio ‘совершение таинств, посвящение’), являвшиеся важным этапом социализации личности и подтверждавшие социальную пригодность молодых людей. Характер инициаций обусловливался половыми различиями подростков, которые проходили специальную подготовку, включавшую обучение охоте, ремесленническому мастерству или же ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми.В первобытном обществе существовало множество культов, основанных на идее обожествления природы (пантеизме), и наиболее универсальный из них был связан с почитанием и сакрализацией земли как производящего и жизнеобеспечивающего начала. Все религиозные представления отличались нетеистическим характером, поскольку в язычестве отсутствовало представление о сверхъестественном (трансцендентном). В сознании язычника божества отождествлялись с природными и космическими стихиями и соответственно имели имманентный характер, т.е. были доступными для рационального и чувственного восприятия. К самым древним формам религиозных верований относятся шаманизм, тотемизм, анимизм, фетишизм, магия, культ предков, которые отражали представления человека об окружающем мире и являлись способом взаимодействия с ним. Первобытное искусство отличалось синкретизмом, и его начальный этап развития связывают с художественной обработкой орудий труда и магическими ритуалами. С конца палеолита известны примитивные статуэтки, изображающие женщин и являющиеся аллегорией почитания природы-матери. Отсутствие ярко выраженных индивидуальных черт в изображении фигур свидетельствует об отсутствии рационального опыта познания человека и представлений о личностном начале. В архаическом обществе складывается пиктографическое письмо, формируются устойчивые знаки и символы, создавшие основу для становления графической системы коммуникативных средств.
Таким образом, можно выделить основные черты первобытной культуры: