Попытайтесь показать влияние христианской картины мира на формирование системы ценностей, что согласно христианскому учению является целью жизни человека.
В отличие от христианства, человек в исламе не является безусловной ценностью. В исламе абсолютной ценностью является Аллах, но не личность, поскольку Аллах не воплощается в людях. Это накладывает запрет на изображение человека в мусульманском искусстве. Мусульманская система ценностей выражена наиболее полно в так называемых пяти столпах ислама, в пяти правилах, которым должен следовать истинный мусульманин: первое – символ веры, второе – молитва (салят) 5 раз вдень, третье – соблюдение поста (саум), четвертое – поломничество в Мекку (хадж) и пятое – благотворительность в пользу бедных (закят). Как следует мусульманину достойно вести себя в этой жизни? Ответ на этот вопрос заключен в «шариате» (переводится с арабского «путь, приводящий мусульманина в рай»), опирающемся на Коран и Сунну. Исламская традиция подчеркивает, что «шариат» дан человеку Богом раз и навсегда, а потому он совершенен, вечен и неизменен. «Шариат» – это комплекс догматических положений и обрядов веры, основ нравственности, взаимоотношений людей и их поведения в деловой и семейной жизни. Одной из важных ценностей для мусульман является Кааба – священный большой камень в Мекке, внушающий миллионам людей религиозное чувство, паломничество, к которому весьма поощряется. В священной книге мусульман Коран содержится система нравственных ценностей, выраженных как в императивной, так и в образной форме; прежде всего ориентированных на такие нравственные ценности, как добро, справедливость, любовь, долг.
Подумайте над тем, как система ценностей ислама влияет на нормы поведения и обязанности мусульман, их правовую и бытовую культуру.
Ценности китайской культуры тесно связаны с конфуцианством. Сам Конфуций является вполне исторической личностью. После смерти Конфуций был обожествлен и в честь его сам император совершал религиозные обряды. Главной заслугой конфуцианства стало стремление совместить государственность с человечностью в их восточной интерпретации. Конфуций проповедует такие ценности, как человечность, добродетель, чувство долга и справедливости, нравственные традиции. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и в семье. Конфуцианский канон до ХХ века был и критерием морали, и критерием истины. Согласно конфуцианскому учению, главный принцип жизни человека: « я знаю, что я знаю», т.е. четко определенные отношения и правила поведения в разных ситуациях от рождения до смерти. Другими словами, иерархические и патриархальные отношения положены в основу всего. И в наше время характерная черта китайского общества – особенно почтительное отношение молодежи к старшим. Подтверждение этому служит популярное изречение в Китае: « Кто не слушает старших, тот умирает молодым».
Творческое задание: Проанализируйте, каковы представления о мире и человеке в конфуцианстве.
Восточная культура ориентирована на самопостижение, внутреннюю религиозность, а интуитивизм и иррационализм служат источником ее глубины и богатства. О степени культуры на Востоке судят по терпимости людей к другой культуре. В числе ведущих ценностей на Востоке неизменно считалось учение. Например, в Японии поиск новых знаний и навыков украшает и возвышает человека в любом возрасте и будущее человека зависит не столько от родства, столько от того, с кем столкнет его судьба в возрасте между 15 и 25 годами. В этом возрасте, считают японцы, каждый обретает учителя – покровителя как приемного отца в избранной сфере деятельности.
Мир культуры основан на природе, она присутствует в «снятом виде», т.к. действию законов природы человек придает новый смысл и направленность. В 19 веке немецкий философ Ф.В.Й. Шеллинг назвал мир, в котором живет человек, «второй природой» - результатом преобразования им природы. Как образно об этом сказал поэт прошлого века Н. Заболоцкий «Два мира есть у человека: один, который нас творил; другой, который мы от века творим по мере наших сил». Человек вносит в свои творения некую «человечность», т.е. что – то специфически человеческое, принципиально не могущее возникнуть без него. Культура – это не только мир человеческой деятельности, но и мир артефактов. Артефакты – воплощение культурной формы в конкретном материальном продукте, информационном сообщении или оценочном суждении. Например, в средние века Готический храм был воплощением сокровенной мечты средневекового человека о Божьем граде, символом небесного Иерусалима на земле. Архитектурная красота, таинственное мерцание витражей в сочетании с огнями свечей, роскошное скульптурное убранство, драгоценная утварь, декоративно оформленная, - все было направлено к поэтизации литургии, к внутреннему духовному очищению человека. В готике достигнуто максимальное единство архитектуры и скульптуры. Устремленность готики к небесам – это не только связь с Творцом, это также символ пробуждения человека, призыв к его духовному, нравственному пробуждению.
Важной вехой в развитии художественной культуры ХIVвека является «Троица» А. Рублева. До философского размышления о смысле жизни Андрей Рублев подымается в иконах Звенигородского чина. Икона – изображение Бога или святых, объект поклонения верующих, закрепилась в религиозном сознании православных как неотъемлемый культовый атрибут, ее часто трактуют как «умозрение в красках» - по определению отечественного богослова Е.Трубецкого. В «Троице» через церковный догмат художественными средствами выражена модель человека в ее нравственно – эстетической ориентации, здесь не просто закодирована система нравственных ценностей, а даны принципы гармонизации этой системы. Единство ипостасей – нравственных ценностей выражена в «Троице» Рублева через колорит, цветовой строй иконы.
Архитектурным выражением идеи суфизма (направление в исламской философии и культуры) является мавзолей Тадж – Махал близ Агры в Индии. Он выстроен по желанию Шах – Джахана в честь жены Махал в Индии во времена Великих Моголов. Этот мавзолей является символом любви, такой, какой ее представляли себе суфисты (мистическо – аскетическое течение в исламе). Любовь у них рассматривается как величайшая ценность.
В качестве вывода попытайтесь ответить на вопрос:почему религияявилась способомхранения и передачиобщечеловеческихценностей?
По мере секуляризации внедрение ценностей все больше брала на себя светская нормативная культура в ее сложившемся классическом виде.
Немецкий социолог, культуролог Макс Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» показал, как формировались основные ценности западной культуры. Вебер пытался обосновать мысль, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантскому религиозно – этическому комплексу, обеспечившему воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. На основании этого впоследствии были установлены следующие ценности западной культуры: идеал свободы, равенства и терпимости, уважение к частной собственности, индивидуализм, установка на автономность личности, динамизм, ориентация на новизну, рациональность. Индивидуализм и персональный успех в профессиональной сфере легли в основу американской культуры. Личный успех в русской культуре в отличие от американской – это стремление к достижению правды и справедливости, что часто ассоциировалось с «уравниловкой». Сегодня смысловое содержание этой ценности в российской культуре претерпело большие изменения.
Обсудите в студенческой группе такую актуальную проблему: как современная молодежь относится к личному успеху, какой смысл в это вкладывает. Какого человека сегодня можно назвать успешным?