Тема 3.3 Культура Античности
Понятие античной культуры. Периодизация античной культуры. Античный
полис. Особенности античной цивилизации и культуры. Культуры Древней Греции. Философские и научные знания в Древней Греции . Развитие историчской науки. Расцвет математических знаний. Астрономия. Медицина. Мифология и литература. Архитектура Древней Греции. Скульптура и керамика.
Истоки древнеримской культуры. Особенности взаимодействия древнеrpеческой и древнеримской культуры. Доминанты римской культуры: гpажданственность, патриотизм, культ полезности. Римское право.Римские граждане и общественная жизнь. Зрелища и их роль в воспитании «римского духа». Инженерный гений римлян и его творения. Стиль римского искусства. Римский скульптурный портрет. Великие римляне . Зарождение и распространение христианства. Вклад античности в мировую культуру. Медицина античного мира. Античная культура как основа европейской цивилизации.
Практическое занятие по теме:
«Культура Античности»
(круглый стол)
Вопросы выносимые на обсуждение :
1. Почему Древнюю Грецию называют колыбелью современной цивилизации?
2. Какие периоды античной культуры вам известны?
3. Каковы особенности культуры Древней Греции?
4. Каковы особенности культуры Древнего Рима?
5. Что из культуры Античности использует современное общество?
Задания для самостоятельной работы
1. Изучите вопросы для практического занятия.
2. Установите характерные черты античной культуры.
3. Подготовьте презентации по темам:
«Олимпийские игры древности»
«Бой гладиаторов в Древнем Риме»
« В мастерской античного скульптора»
« Поэты и писатели Античного мира»
« Наука в эпоху Античности»
4. Назовите характерные черты античной культуры.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовки к практическому занятию
При ответе на первый вопрос, необходимо указать периоды античной культуры: Догреческая Критская (Минойская) и греческая Микенская (Ахейская) культуры (II тыс. до н.э.); Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.); Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.); Классический период (V-IV вв. до н.э.); Эллинизм (III-I в. до н.э.); Римская империя (конец I в. до н.э. – V в.н.э.).
Отвечая на второй вопрос, следует помнить, что греки стали основоположниками европейской философии: греческие философы заложили основы двух философских направлений – материализма и идеализма. С культурой Древней Греции также связывается понятие «философская школа». Знаменательны достижения древних греков в науке: истории, математике, астрономии, медицине. Особое внимание следует уделить созданию библиотек.
Говоря о греческой религии, важно отметить ее политеизм.
Также следует сказать, что литература древних греков представлена как в форме поэзии, так и прозы. В VII-VI вв. до н.э. зарождается театр (жанр трагедии и жанр комедии).
Отдельного внимания заслуживают архитектура, скульптура, керамика.
Раскрывая третий вопрос, следует отметить, что в ранний период римская культура испытывал значительное этрусское влияние, в поздний период – греческое. Тем не менее, римская культура сохранила свою самобытность. Необходимо отдельно рассмотреть религию, литературу, науку, архитектуру, скульптуру, живопись, особенности устройства быта, достижения в области строительной техники и коммунального хозяйства Древнего Рима.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Составьте периодизацию развития античной культуры?
2. Какими характерными особенностями обладала античная культура?
3. В чем заключаются особенности античной религии?
4. Какие жанры характерны для греческой и римской литературы?
5. Каковы особенности греческой и римской письменности по сравнению с древневосточной?
6. Какие направления существовали в античной философии?
7. Какие черты характерны для античной науки?
8. Назовите три ордера античной архитектуры?