Методические указания (рекомендации) по работе со словарями и справочниками
Для подготовки к семинару студентам рекомендуется конспектировать статьи, находящиеся в справочниках, в которых зафиксированы синтаксические нормы. Характеризуя синтаксические нормы необходимо указывать автора и название словаря.
Литература
Основная
- Русский язык и культура речи.: Учеб. / Под ред. В.И.Максимова, А.В.Голубевой. – М.:Юрайт, 2012. – 358 с.
- Долганов Д.А. Русский язык и культура речи: Учеб.пособие.- Самара: СМИУ, 2008.- 64 с.
- Носкова Л.Г. Русский язык и культура речи: учеб. Пос.-М.: ЦОКР МВД России,2 009.-160с.
- Розенталь Д.Э. Современный русский язык: Учеб.пособие.- 10-е изд.-М.: Айрис-Пресс, 2008.- 448 с.
- Долганов Д.А. Русский язык и культура речи: Практикум.- Самара: СМИу, 2009.- 56 с.
Дополнительная
1. Розенталь Д. Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати // Библиотека Гумер // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/DicTermin/index.php.
2. Единственное и множественное число сказуемого // Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ // http://www.gramota.ru/spravka/letters/?rub=bolshinstvo.
Тема 8. Научный функциональный стиль
№ | Форма самостоятельной работы | Форма текущего контроля |
1. | Подготовка к семинарскому занятию | Устный опрос, групповая работа |
2. | Разработка структуры реферата по заданной теме. Составление списка литературы для реферата. | Проверка структуры, списка |
Задания для подготовки к семинарскому занятию
Вопросы
1. Назовите экстралингвистические признаки научного стиля и дайте определение научного функционального стиля.
2. Перечислите подстили научного стиля, охарактеризуйте основные жанры каждого из подстилей.
Задания
1.Постройте предложения, включив в их грамматические основы приведенные словоформы или словосочетания. Определите тип сказуемого в этих предложениях.
Образец: отбор целевых рынков – этап процесса управления маркетингом;
(1) отбор целевых рынков – это этап процесса управления маркетингом;
(2) отбор целевых рынков является этапом процесса управления маркетингом;
(3) отбор целевых рынков – один из этапов процесса управления маркетингом;
(4) отбор целевых рынков является одним из этапов процесса управления маркетингом
1) цель исследования – выяснение особенностей
2) тип государства – рабовладельческое государство
3) озон – газ
4) наука, религия, право – формы общественного сознания
5) идиомы – фразеологические единицы
2. Прочитайте текст. Проанализируйте его морфологические особенности, остановившись на следующих характеристиках: а) имя существительное – абстрактное, конкретное, вещественное; род; число; б) глагол - абстрактная/конкретная семантика; наклонение, время, число и лицо; в) деепричастия и причастия.
Эволюция вычислительных систем
Концепция вычислительных сетей является логическим результатом эволюции компьютерной технологии. Первые компьютеры 50-х годов – большие, громоздкие и дорогие – предназначались для очень небольшого числа избранных пользователей, а использовались в режиме пакетной обработки. Системы пакетной обработки, как правило, строились на базе мэйнфрэйма – мощного и надежного компьютера универсального назначения. Пользователи подготавливали перфокарты, содержащие данные и команды программ, и передавали их в вычислительный центр. Операторы вводили эти карты в компьютер, а распечатанные результаты пользователи получали обычно только на следующий день. Таким образом, одна неверно набитая карта означала как минимум суточную задержку.
Конечно, для пользователей интерактивный режим работы, при котором можно с терминала оперативно руководить процессом обработки своих данных, был бы гораздо удобнее. Но интересами пользователей на первых этапах развития вычислительных систем в значительной степени пренебрегали, поскольку пакетный режим – это самый эффективный режим использования вычислительной мощности, так как он позволяет выполнить в единицу времени больше пользовательских задач, чем любые другие режимы. Во главу угла ставилась эффективность работы самого дорогого устройства вычислительной машины – процессора, в ущерб эффективности работы использующих его специалистов.
3. Проанализируйте тексты по плану и установите его функционально-стилевую принадлежность.
План анализа: 1) тема текста;
2) особенности лексики: лексика нейтральная, общекнижная и специальная; характер эмоционально-экспрессивной окраски лексики;
3) характерные словообразовательные модели;
4) морфологические особенности;
5) синтаксические особенности.
Текст 1.
Проведем исследования трактовок понятий «нововведение», «инновация», «новшество». В словаре В.И.Даля нововведение - новизна, состояние всего нового; введение новизны, новых обычаев, порядков; новшество /40/. Словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой содержит следующее толкование: ново... - новый, впервые появившийся, а нововведение - новое правило, вновь установленный порядок /76/.
Перевод с английского слова innovate - вводить новшества, рационализировать; innovation — нововведение, новшество, новизна; innovator — новатор /90/. Термин «новатор» - обновитель, который толкуется как человек, вносящий и осуществляющий прогрессивные принципы, идеи, приемы в какой-либо области деятельности /76/.
Большой экономический словарь рассматривает термин «инновация» как вложение средств в экономику, обеспечивающую смену техники и технологии; новая техника или технология, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса /21/.
В данной трактовке, на наш взгляд, есть смешение двух направлений - финансового и организационного. Так автор склонен признать вывод И.Л.Борисенко, который соглашается со вторым толкованием и пояснением, но воспринимать термин «инновация» как вложение средств в экономику считает недопустимым. Невозможно рассматривать конкретную экономическую новацию как вложение средств в науку, технику, производство, но что вложение средств в экономику рассматривается в качестве инновации - это довольно спорно /91/.
Из английских терминологических словарей ясно видно, что инновация является синонимом нововведения или новшества и может использоваться наряду с ними. Однако анализ позиций различных ученых показал, что наиболее распространены две точки зрения: в одном случае, нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции, технологии, метода и так далее; в другом — как процесс введения новых изделий, элементов производства, подходов, принципов вместо действующих.
Нам белее импонирует определение инновации как результата творческого процесса в виде созданной (внедренной) новой продукции, применение которой требует, чтобы использующие ее изменили привычные стереотипы деятельности, навыки в работе. Важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования, по нашему мнению, является новизна ее потребительских свойств, то есть качество новой продукции, техническая же новизна играет при этом второстепенную роль.
Текст 2.
Спортивный менеджер - ключевая фигура в спортивной организации, функционирующей в рыночных условиях. Управленческая деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития физической культуры и спорта. Отдельные элементы управленческой деятельности в определенной мере присущи всем категориям работников физической культуры и спорта: тренерам, преподавателям, учителям физической культуры, инструкторам и т.д. В этом можно убедиться, проанализировав должностные обязанности различных категорий физкультурно-спортивных работников, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками. Так, например:
- тренер-преподаватель по спорту осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом; обеспечивает безопасность учебно-тренировочного процесса; разрабатывает годовые и текущие планы подготовки. Ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы;
- инструктор по физической культуре учреждений образования организует активный отдых обучающихся (воспитанников) в режиме учебного и внеучебного времени учреждения; организует и проводит с участием педагогических работников и родителей физкультурно -спортивные праздники, соревнования, дни здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера; организует работу кружков и спортивных секций; осуществляет связи с учреждениями дополнительного образования спортивной направленности и учреждениями спорта; организует деятельность физкультурного актива и т.д.
По данным исследования Д.Е. Несытова (2000), тренеры на организационную работу затрачивают до 10-12% рабочего времени, а старшие тренеры - до половины своего рабочего времени.
Управленческая деятельность (спортивный менеджмент) как особый вид трудовой профессиональной деятельности работников физкультурно-спортивных организаций возникает на определенной стадии разделения и кооперации их труда. Рождение спортивного менеджмента как профессии связано с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организаций, т.е. профессиональных управляющих.
Анализ нормативных правовых документов по физической культуре и спорту показывает, что к основным должностям, которые занимают спортивные менеджеры, правомерно отнести следующие должности:
директор спортивной школы;
заместитель директора спортивной школы;
председатель (президент) спортивного клуба;
заместители председателя спортивного клуба;
начальник отдела спортивного клуба;
директор (заведующий) спортивного сооружения (ФОКа);
президент спортивной федерации (союза,ассоциации);
вице-президент спортивной федерации;
председатель ФСО;
заместители председателя ФСО;
менеджер (начальник) команды по футболу (и другим игровым видам спорта);
руководитель (начальник) структурного подразделения физкультурно-спортивной организации;
персональный менеджер спортсмена -профессионала (в теннисе, футболе, хоккее, легкой атлетике и др.);
председатель комитета по физической культуре и спорту;
заместитель председателя комитета по физической культуре и спорту;
руководители структурных подразделений комитетов по физической культуре и спорту;
директор фитнес-клуба и физкультурно-оздоровительного центра.
По данным государственной статистики, в настоящее время в России в физкультурно-спортивных организациях всех уровней занято 5,6 тыс. управленческих работников, из которых 2,8 тыс. - руководящие работники, т.е. спортивные менеджеры.
(Переверзин И.И. Современный российский спортивный менеджер и модель его подготовки)