Тема 8. этика и виды речевой деятельности

Практическое занятие 16.

Тема. Этика письменной речи. Этика устной речи. Этика слушания

Цель:формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявление уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-11).

Организационная форма:беседа.

Вопросы для обсуждения:

1. Речевой этикет в деловой переписке.

2. Этикет устной деловой речи.

3. Этикет слушания.

Методические рекомендации

Содержание первого вопроса составляют основные правила ведения деловой переписки. Студенту надо знать формы официального обращения, особенности употребления местоимений в деловых бумагах, правила подписания деловых писем.

Второй вопрос требует раскрытия основных принципов речевого этикета в деловом общении, характеристики приемов расположения собеседника и основных коммуникативных барьеров, возникающих в результате нарушения норм этикета.

В третьем вопросе необходимо сформулировать правила слушания в речевой коммуникации и раскрыть особенности и механизмы активного слушания.

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1.Прочитайте предложения, найдите в них нарушения административного речевого этикета.

Не откажите нам в любезности и пришлите, если это Вас не затруднит, проект Устава фирмы. Институт просит представить Ваши экспонаты для выставки в приемлемом для экспонирования виде. Направляем Вам для утверждения откорректированный вариант проекта нового положения. Обращаюсь к Вам с убедительной просьбой прислать срочно необходимую документацию. Мы просили Вас сообщить нам результаты проведенной проверки.

Задание 2. При обращении к какому адресату можно использовать следующие этикетные формы завершения письма:

«С надеждой на плодотворное сотрудничество»;

«Жду ответа, как соловей лета»;

«Целую»?

Задание 3. Определите, какие из форм прощания:Пока! Бывай! Прощайте! Счастливо! Всего хорошего! До скорого! До встречи! Бай! Будь! Чао! Позвольте откланяться! Разрешите попрощаться! Ну, давай! Привет! До новых встреч! – могут использоваться:

а) в официальной обстановке;

б) в общении с клиентом;

в) в общении с друзьями.

Задание 4.Иногда в деловом общении приходится отказывать в чем-либо клиентам, партнерам и т.д. Сформулируйте 3 основных правила речевого поведения в таких случаях.

Задание 5. У вас в офисе делегация иностранных коллег. В каком порядке вы будете вести представление? Вы должны представить им сотрудников: секретаря-референта (девушку 26 пет), менеджера по сбыту (мужчину 37 лет), делопроизводителя (женщину 42 лет) и своего помощника (мужчину 32 лет).

Задание 6. Вы встречаете в аэропорту японского представителя фирмы-партнера. Как вы будете его приветствовать? Покажите.

Задание 7. Какие средства общения вы выберете в следующей ситуации? Вам необходимо заключить сделку с человеком, который имеет очень приблизительное понятие о правилах хорошего тона, вежливости и корректности.

Задание 8. Для проверки, насколько вы готовы уже сегодня вступить в деловые контакты с партнерами разного статуса, предлагаем вам провести самотестирование, учитывая приводимые ситуации.

А. Представляются:

а) старший — младшему,

б) младший — старшему,

в) мужчина — женщине,

г) женщина — мужчине,

д) человек с более высоким положением — человеку с более низким,

е) обратное к «д».

Б. Обязательно ли рукопожатие при встрече знакомых мужчин?

а) обязательно,

б) необязательно,

В. Только что прибывшие на встречу, переговоры, прием столкнулись с покидающими их. Нужно ли представляться?

Г. К вам пришел посетитель. Перед вашим столом несколько стульев. Приглашая садиться, укажете ли вы на конкретный стул?

Д. Кто начинает беседу: хозяин кабинета или посетитель? Какими словами это лучше сделать?

Е. Нужно ли стучаться, входя в кабинет? (только в нерабочее, т.е. в личное время хозяина кабинета; в рабочее время, чуть приоткрыв дверь, попросить разрешения войти)

Ж. Влияет ли одежда на деловой успех?

а) да

б) нет, это «встречают по одежке», да ведь провожают «по уму»!

З. В деловом общении следует быть максимально серьезным:

а) всегда,

б) не всегда.

И. О чем свидетельствуют следующие рукопожатия?

а) слишком короткое сухой ладонью,

б) слишком влажной ладонью,

в) чуть более продолжительное, сопровождаемое широкой улыбкой,

г) с задержанием руки партнера s своей.

Задание 9. Решите следующие задачи, выбрав правильный ответ или cформулировав собственный:

А. Договариваясь о встрече для переговоров, вы:

а) назовете время встречи,

б) предложите партнеру назвать свое время.

Б. Организуя место переговоров, что вы предпочтете:

а) кресла.

б) стулья.

В. Делегацию гостей нужно посадить:

а) лицом к двери,

б) спиной к двери.

Г. Что нужно сделать для организации стенографирования или магнитофонной записи переговоров?

Д. Что является сигналом к началу переговоров?

Е. Какая тактика предпочтительнее в начале переговоров:

а) изложить свою точку зрения,

б) выслушать точку зрения другой стороны.

Ж. На чем делается упор в ходе переговоров: на проблеме или на личности партнера?

З. Наилучший компромисс заключается тогда, когда:

а) стороны идут на взаимные уступки в рамках решаемой проблемы,

б) выходят за рамки проблемы.

И. Вы заметили просчет партнера по переговорам, делающий впоследствии этот договор выгодным только для вас:

а) скажете об этом,

б) не скажете.

в) в крайнем случае потом ему уступите.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.

3. Русский язык и культура речи: практикум по курсу: учебник / под ред. В. И. Максимова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 304 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

Наши рекомендации