Ситуация постмодерна в культуре.
Определ. Тенденцией развития Западной культуры во 2 пол.20 в.становится возрастающее влияние пост-ма.Постмодерн-широкое культурное течение, включающее философию, эстетику, гуманитарные науки и искусство.Оно характеризуется разочарованием в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в торжество человеческого разума, безграничность чел. Возможностей и прогресс.Пост-м чаще всего трактуется как символ постиндустриального общества и глубинных трансформаций современного социума. Течение постмодернизма складывалось в конце 60-х г., в эпоху культурного кризиса в США. В целом, постмодернизм — это выражение мировоззрения, переход к новому витку в развитии культуры, размывание границ, рамок между формами культурной деятельности. В эпоху постмодернизма происходит эклектическая интеграция не видов искусства, а искусства и науки, философии, религии. Все это напоминает возврат к синкретизму, но на более высоком мировоззренческом уровне. Постмодернизм лишен стремления к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, он стремится к простоте и ясности, к совмещению культурных эпох. Поверхностное, но синтетическое отражение мира суть человеческого сознания. Мир нужно не понимать, а принимать. Подлинный мир постмодернизма — лабиринт и полумрак, зеркало и неясность, простота, не имеющая смысла. Законом, определяющим отношение человека к миру, должен стать закон иерархии допустимого, суть которого состоит в мгновенном объяснении истины на основе интуиции, которая возводится в ранг основного принципа этики. Окончательное свое слово постмодернизм еще не сказал. Итак, доминирующим в культуре становится постмодернистский плюрализм и это отличает постмодернизм от модернизма как явления конца XIX — начала XX в., где плюрализм имел место преимущественно в художественной сфере. Кроме того, важным является то, что постмодернистский плюрализм радикальнее, чем любой предшествующий. Он радикален настолько, что может теперь последовательным образом стать универсальным. 1 из важнейших категорий пост-ма явл. деконструкция- невозможность содержательного истолкования бытия, а вместо этого выдвигается возможность множественного истолкования одного текста посредством другого без соблюдения каких-либо жестких рамок и правил.
51. Дра-зм ку-ной идее-ции ин-да в «мозаичной»ку-ре пост-ного об-ва.
Мозаичная культура — термин, определяющий особенность восприятия у современного человека (получавшего образование в обществе либерально-западного типа), когда информация произвольного масштаба и свойства имеет для него одинаковую ценность.Для лиц, поражённых влиянием «культуры мозаичного типа» характерна неспособность выделять главное, общее в общественных процессах, восприятие низводится к фиксации «потока сознания».«Мозаичная культура — понятие, характеризующее состояние современной культуры. Современный человек открывает для себя окружающий мир по законам случая, в процессе проб и ошибок. Совокупность его знаний определяется статистически: он черпает их из жизни, газет, телевидения, то есть по мере надобности, и лишь накопив определенный объем информации, он начинает обнаруживать скрытые в ней структуры, он идет от случайного к случайному, но порой эти случайности оказываются существенны. Классический метод гуманитарного — познания пользовался логической дедукцией и приемом формальных рассуждений, двигаясь от одного узла сети знаний к другому, и „экран знаний“ тогда напоминал паутину или ткань, прочно соединенную поперечными нитями. Постепенно в процессе обучения этих соединительных нитей становится все больше и больше, и ткань образует структуру. В современной культуре знания складываются из разрозненных отрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуру, но они обладают силой сцепления, придающей ткани определенную плотность, компактность. Такую культуру и называют М.к.; она представляет по сути своей случайный, сложенный из многих соприкасающихся, но не образующих конструкцию фрагментов, где нет точек отсчета, нет ни одного подлинно общего понятия, но зато много понятий, обладающих большой весомостью (опорные идеи, ключевые слова и т. п.). Эта культура уже не содержится в основе процесса университетского образования, она — итог ежедневного воздействия на человека обильного и беспорядочного потока случайных сведений». Возникновение мозаичной культуры — естественный процесс разрушения университетского типа образования, расширенного воспроизводства концепции «двух школ» в образовательном процессе — вместо единого светского образования.
Частично такому феномену способствует «рваный» стиль жизни пост-индустриального общества. Расширение числа контактов и общественных сигналов, наряду с падением их качества (поспешный, рваный стиль общения) не способствуют обдумыванию ситуации, но всё чаще требуют немедленного реагирования (на звонки, почтовые сообщения, рекламу, спам).