Культурологический смысл романтического движения

Одним из представителей немецкого романтизма был Шиллер Фридрих (1759 – 1805) – немецкий поэт, историк, философ.

У него было достаточно оснований, чтобы с неподдельным пафосом выразить страстный протест против порядков тогдашней Германии. И он полагал, что искусство радикальным образом поможет покончить с феодальными пережитками и утвердить принципы добра и красоты. Перед красотой, созданной человеком, нельзя устоять. Искусство покоряет и возвышает людей.

Шиллер возмущен тем, что общество, разделив людей имущественно, разделило их и культурно. Польза стала великим идолом времени. Меркантилизм и предпринимательство враждебны красоте.

Что делать, как спасти гармоничность и цельность человеческого характера, как противостоять натиску торгашества и денежного расчета?

Шиллер предлагает концепцию эстетического воспитания. По его мнению, только красота ведет к свободе, добру и справедливости. А красота творится в сфере искусства. В искусстве достигается не только воспроизведение жизни, но и идеализация ее. В основе идеализации – игра творческие сил художника. Такая игра – инструмент, с помощью которого человек создает мир прекрасного.

Красота – необходимое условие формирования разумного индивида. Все остальные виды деятельности развивают лишь его отдельные силы, делая его односторонним. Поэтому одна из важнейших задач культуры состоит в том, чтобы «подчинить человека форме уже в чисто физической его жизни и сделать его, насколько это зависит от царства красоты, эстетическим; ибо только из эстетического, а не из физического может разниться моральное состояние».

Мир эстетического идеален, искусственно сконструирован, но он привлекателен для людей, которые готовы бежать от тягот реальности в царство «эстетической видимости». Все народы, вышедшие из состояния варварства, склонны к наслаждению видимостью, к украшениям в игре.

Таким образом, по мнению Шиллера, игра творческих сил художника и эстетическая видимость – базовые ценности культуры, гарантирующей человеку мораль, справедливость и равенство.

Шиллер отражал мятежное стремление к свободе, утверждал человеческое достоинство в работах «Буря и натиск», «Разбойники», «Заговор Фиеско», «Коварство и любовь», «Дон. Карлос» и в других.

Представители романтизма /понятие происходит от французского romantisme/ выразили разочарование в итогах буржуазно-демократических революций.

Романтизм противопоставил утилитаризму и материальности нарождавшегося буржуазного общества разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез и фантазий, идеализацию прошлого. Мучительный разлад идеала и социальной действительности – основа романтического мировосприятия в искусстве. На смену беззаветному служению родине, воспетому Давидом, приходит служение самому себе, идеалы личной независимости. Если Просвещение предлагало бороться со своими чувствами, то романтизм утверждает полную раскованность. Именно их он считает нормальным проявлением индивидуальности, а рассудительность и логику – болезнью. Романтизм – это мир, в котором царствуют меланхолия, иррациональность, эксцентричность. Его следы проявлялись в европейском сознании еще в XVII веке, но расценивались врачами как признак умственного расстройства. Но романтизм противостоит рационализму, а не гуманизму. Напротив, он создает новый гуманизм, предлагая рассматривать человека во всех его проявлениях.

Романтизм пробудил интерес к национальному прошлому, к традициям, фольклору, к культуре своего народа. Романтики стремились создать универсальную картину мира в развитии истории и литературы, выдвигали идею синтеза искусств.

ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ В ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.

Культура XIX века

В культуре нового времени XIX век занимает особое место. Это век классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости и затем вступила в стадию кризиса.

В своей основе культура XIX столетия базируется на тех же мировоззренческих посылках, что и вся культура нового времени: рационализме, антропоцентризме, сциентизме, европоцентризме и др. Она пытается удержаться в пределах нововременной культурной парадигмы в ответе на фундаментальный вопрос: «Как существует мир, в котором мы живем?». Однако новизна исторической ситуации потребовала и новых подходов к решению этого старого, как сам мир, вопроса. Обозначенная обстановка – следствие трех эпохальных явлений, значение которых для судеб европейской культуры трудно переоценить: промышленный переворот в Англии, война за независимость североамериканских колоний. Великая французская буржуазная революция. Именно эти события образуют нижнюю логическую границу XIX столетия, смещая, ее в XVIII век. Именно они обусловливают культурный поворот на рубеже ХVIII – ХIХ вв. И верхняя граница, его выход в XX век, также не совпадает с хронологическими рамками. Август 1814 – вот пункт прибытия культуры Нового времени с ее рационализмом и оптимизмом, верой в безграничный прогресс и добрую природу человека.

Капиталистическая индустриализация, или промышленный переворот классического буржуазного типа, происходит ранее всего в Англии. К середине XIX в. это свершившийся факт в большинстве стран Европы и Северной Америки. Будучи в конечном счете закономерным результатом господства рационализма и утилитаризма в культуре Нового времени, он обеспечивал новый скачок в развитии науки и техники. От механической прялки «Дженни» – к паровой машине Дж.Уатта (1784) и пароходу Фултона (1807), от паровоза Стеффенсона (1814) – к первой подземной железной дороге (1863) и т.д. шло вперед совершенствование инженерной мысли, опережаемое научными открытиями, способствующими дальнейшему развитию промышленности. Эпоха пара и электричества, телефона и телеграфа, время интереснейших открытий в астрономии, геологии, биологии и химии... Как показали подсчеты П.Сорокина, «лишь только один XIX век принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые», а именно – 8.527, вследствие чего техническое господство над пространством, временем и материей выросло беспредельно.

Сходные процессы происходили в социально-политичес-кой жизни. Война за независимость североамериканских колоний (1774 – 1776) выбила из цепи самой мощной британской колониальной империи одно важное звено. Первая держава Европы терпела поражение. Принятие 4 июля 1776 г. Декларации независимости, образование Североамериканских Штатов продемонстрировали возросшие возможности освободительной борьбы угнетенных народов, кризис политики, основанной на европоцентризме, перспективы ускоренного движения по пути капиталистического развития, минуя феодализм. Капитализм вышел за пределы Европы, обнаруживая тенденцию к превращению в мировую систему. Именно эта направленность и стала определяющей в XIX в., когда начала складываться мировая капиталистическая система хозяйства, мировой рынок, а история становилась подлинно всемирной историей. Формирование мировой культуры как целого, как единства многообразия – национальных культур, художественных школ и т.д., поставило на повестку дня проблему диалога культур.

Великая французская буржуазная революции 1789 – 1793 гг. – классический политический переворот буржуазного типа. Хотя уже лидеры американской революции вдохновлялись идеалами французских просветителей, лишь Французская революция, воплотившая, казалось бы, в жизнь их принципы, обозначила кризис культуры Просвещения как неспособной обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности.

Европейская культура не могла не реагировать на экономические и социальные изменения в обществе. И она реагировала, создавая новые художественные ценности и стили, мировосприятие и образ жизни. Художественное своеобразие культуры XIX века определяли три главных стиля – классицизм (неоклассицизм и ампир), романтизм и реализм. Только в конце столетия зарождаются новые направления, определившие облик европейской культуры уже XX века.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – стиль, сформировавшийся в литераторе, искусстве и философии в 17-м – начале 19-го вв. Эстетики классицизма зародилась в середине 16-го века в Италии, когда художники, объединившиеся для изучения приемов и образцом мастеров Высокого Возрождения, объявили классическое искусство Ренессанса эстетическим эталоном и образцом для подражания. Для классицизма характерно строгое соблюдение творческих норм и правил, высокая гражданская тематика, представление о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе.

Доктрина классицизма получила наиболее полное выражение во Франции в 17-м веке, и на него большое влияние оказала философия Рене Декарта. Этот стиль устанавливает незыблемость авторитетов, деление жанров на высокие и низкие, единство действия (все отбытия происходят в течения суток).

Классицизм с его антифеодальным духом и пафосом республиканской гражданственности господствовал во Франции в революционные годы и первое десятилетие столетия, когда конфликт идеала и действительности еще не обозначился и не был в достаточной степени осознан.

Акцент на автономию и свободу индивида, его самоценность, инициативу, самореализацию был органической частью новой идейно-психологической ориентации, в формирование которой существенный вклад внес либерализм – ведущее политическое формообразование XIX в.

XIX век стал периодом серьезных достижений в философии, которая была богата разными течениями и направлениями.

Самым мощным направлением первой половины XIX столетия являлась классическая немецкая философия. Ее родоначальником считается И.Кант, философские взгляды которого рассмотрены выше. Другой представитель немецкой классической философии Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814), выступил, как и Гегель, против кантонского учения о «вещи-в-себе». Центральное понятие учения Фихте – деятельность всеобщего «Я», которому противостоит «не-Я» – мир объектов. Диалектику творческого самополагания «Я» в переработанном виде восприняли Ф.В.Шеллинг и Г.В.Ф.Гегель. Философию И.Фихте считают также провозвестником романтизма.

Титаном классической философии стал великий немецкий мыслитель Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 – 1831).

Идеалистическая философия Гегеля в середине столетия нашла наиболее полное воплощение в материалистической философии Карла Маркса (1818 – 1883) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895), которые позаимствовали у него только диалектический метод. Первичным объявлялось бытие (материя), а вторичным – сознание. Природа и общество развиваются через единство и борьбу противоположностей. В обществе движущей силой выступает классовая борьба, благодаря ей, а также революционной смене одного способа производства другим общество развивается от первобытной формации к рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Искусство входит в надстройку общества, определяется экономическим базисом, но не прямо, благодаря чему расцвет культуры не всегда совпадает с экономическим подъемом страны.

В противовес философии Маркса и Гегеля сформировалось несколько философских школ и направлений, в том числе позитивизм, родоначальником которого выступил Огюст Конт (1798 – 1857), и философия жизни, родоначальником которой считается Фридрих Ницше.

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – учение, согласно которому подлинным знанием может быть только эмпирическое, основанное на опыте и точном описании фактов. Различают «классический позитивизм» (Дж.С.Милль, Г.Спенсер), эмпириокритицизм (махизм), неопозитивизм (аналитическая философия). Позитивизм оказал решающее влияние на методологию естественных и социальных наук в XIX и XX веках.

В философии жизни основным выступает понятие жизни, рассматриваемой как некая интуитивно постигаемая целостность и творческое, вечно текущее начало бытия. В различных вариантах этого течения «жизнь» истолковывается как естественное начало в противоположность механическому (Ф.Ницше, Л.Клагес, Т.Лессинг, Л.Фробениус и др.), как космическая сила («жизненный порыв» А.Бергсона), как источник неповторимых образов культуры (В.Дильтей, Г.Зиммель), которая противопоставляется механической «цивилизации» (О.Шпенглер). Философия жизни повлияла на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др.

Ницше Фридрих (1844 – 1900) – «философ неприятных истин», как он однажды выразился о себе. Он художественно обрисовал опошление и угасание творческого пафоса западноевропейской культуры. Сытый буржуа не приемлет истории и священных ценностей, возвышенных идей и дерзновенных прорывов в неведомое. Все это заменяется карьерой, деньгами, легкими развлечениями. «Вся наша европейская культура... как бы направляется к катастрофе».[16]

Центральное место в культурологической концепции Ницше занимает жизнь, основу которой образует воля. Понять импульсы воли, ее характер можно лишь с помощью искусства. Ницше не скрывает своей враждебности к науке. Ее истины – это всего лишь биологически полезный вид заблуждения.

В дальнейшем взгляды Ницше несколько меняются. Жизнь для Ницше становится синонимом воли к власти. В ней, в сверхчеловеке – конечный смысл жизни и культуры.

Сверхчеловек – выражение и продукт трагических эпох, которые характеризуются взлетом искусства. Освобожденный от общественного влияния и морали стада, сверхчеловек несет ответственность только перед самим собой. Его энергия поддерживается искусством, как аполлоническим, так и главным образом дионисийским.

XVIII и XIX века прошли, по мнению Ницше, под знаком упадка духовной жизни Европы и создали такую форму мышления, как нигилизм. Его сущность заключается в обесценивании высших идеалов, к чему всегда приводят безраздельное господство рационализма, морали стадного человека и стремления к социальному равенству. Философия лишилась аристократизма, а христианство навязало сострадание и милосердие к низшим слоям общества.

В своей переоценке ценностей Ницше отводит искусству роль противоядия нигилизму. Оно должно спасти сильных духом от упадка и жалости к обездоленным, дать им освобождение от моральных обязательств перед обиженными и угнетенными. Подобные взгляды Ницше были охарактеризованы как аристократический неоцинизм.

Философия Ницше – это призыв к саморазрушению твари в человеке во имя самосозидания в нем творца, названного «сверхчеловеком». В дилемме мораль или свобода Ницше выбрал свободу, предположив, что традиционная мораль цивилизации, предписывающая людям сострадание к больным и несчастным и запрещающая их притеснять, основана на несвободе. Ницше – за свободу от морали, но во имя морали. Он против морали, прикрывающей духовную нищету и коллективизм. Он за свободную мораль индивида, физически и нравственно здорового, волевого, устремленного в будущее. Подобно Руссо, Ницше против цивилизации, за возврат к природе, но не против культуры, а во имя ее спасения.

У Ницше впервые вырисовываются контуры различия культуры как способа реализации всей полноты человеческого духа и цивилизации как формы его угасания.

Классицизм, или неоклассицизм начала XX столетия называют также ампиром (от фр. empire – империя) или стилем Империи. Он завершил эволюцию классицизма и демонстрировал торжество государственной мощи. Ампир впитал в себя древнеегипетские мотивы (геометризм египетского орнамента, стилизованные сфинксы), мотивы росписей Помпей, этрусских ваз, которые использовались в интерьерах дворцов. Архитектуру отличают массивные портики с колоннами дорического (иногда тосканского) ордера, военная эмблематика (орлы, лавровые венки, воинские доспехи, дикторские связки). В этот период возводятся мемориальные сооружения (триумфальные арки, мемориальные колонны). Если рассматривать эволюцию живописи во Франции от классицизма к ампиру как единую линию, то обнаруживается, что если классицизм прославлял пышное великолепие дворцовой жизни французских королей, то ампир – военные подвиги Наполеона и вкусы нарождающейся буржуазии. Целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), повторявшая древнеримские образцы.

Романтизм

На рубеже XVIII и XIX веков в Германии и других европейских странах возникло новое направление в духовной и художественной культуре, получившее название романтизм. Романтизм стал своеобразной реакцией на классицизм с его культом разума и рационализма.

Первые признаки романтизма появляются почти одновременно в разных странах, но каждая внесла в его развитие свой вклад. Родиной романтизма считается Германия, здесь были заложены основы романтической эстетики. Из Германии новое течение стремительно распространилось по всей Европе. Романтизм охватил литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства.

Философско-эстетическую теорию раннего романтизма разработали в Германии А.В. и Ф.Шлегели, Новалис, И.Фихте, Ф.В.Шеллинг, Ф.Шлейермахер, Л.Тик, творческое объединение которых, существовавшее в 1798-1801 годах, получило название Иенских романтиков. Кружок немецких романтиков создал эстетическую концепцию новой универсальной культуры и помог формированию в первой половине XIX века романтической философии, к представителям которой относят Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775 – 1854), Артура Шопенгауэра (1788 – 1860), Серена Кьеркегора (1813 – 1855).

Немецкий философ Фридрих Шеллинг был близок йенским романтикам. Исходя из положений Канта и Фихте, он создал романтическую теорию, построенную на основе объективного идеализма. Главный метод познания у него – интеллектуальная интуиция, присущая философскому и художественному гению. Искусство – высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного («Система трансцендентального идеализма», 1800). В нем воедино сливаются все виды деятельности – теоретическая и практическая, духовная и чувственная.

Крупной исторической фигурой был немецкий философ-иррационалист Артур Шопенгауэр. Шопенгауэр происходил из состоятельной купеческой семьи. Его мать обладала склонностью к изящным искусствам и занималась литературным творчеством (собрание ее сочинений составило 24 тома). В Гет-тингенском университете изучал Платона и Канта, слушал лекции Ф.А.Вольфа по истории греческой и латинской литературы. Ф.Шлейермахера – по истории философии, И.Фихте – по философии. В его основном произведении «Мир как воля и представление» (1819 – 1844) мир предстает как стихийная «воля к жизни». Она – источник инстинктов и бесконечного эгоизма человека, который выражается в непрерывной «войне всех против всех». Государство не может уничтожить эгоизма, поскольку оно – лишь система сбалансированных частных воль. Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение – «пессимизмом». Мировая история не имеет смысла. Страдание – наказание за первородный грех, вину обособленного существования. Преодоление эгоизма и страдания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства лежит созерцание идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени. Высшее из искусств – музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение «воли к жизни». Однако полное освобождение происходит только в сфере морали, на путях аскезы, умерщвления желаний. Влияние Шопенгауэра испытали в Германии Р.Вагнер, Э.Гартман, Ф.Ницше, Т.Манн и др., в России – Л.Толстой, А.Фет и др.

Выдающийся датский философ, теолог и писатель Серен Кьеркегор создал субъективную («экзистенциальную») диалектику личности, проходящую три стадии на пути к Богу: эстетическую, этическую и религиозную. Домашняя атмосфера, в которой он рос, была проникнута христианским сознанием вины (его отец проклял Бога). Вероятно, от отца он унаследовал склонность к меланхолии, которую в ранний период скрывал от себя и других под маской сарказма и иронии. Кьеркегор считал, что предназначение философии состоит в познании не какого-то абсолютного духа, но повседневного существования (экзистенции) человека. Внешний мир, какой бы ни была его онтологическая структура и как бы совершенен или несовершенен он ни был, не способен помочь человеку решить его внутренние проблемы. Внешний мир – это «разбитое» и бессмысленное бытие, ответом на него должны быть страх и отчаяние («Страх и трепет», 1843). Земное существование – это «жизнь в парадоксальном». Философ рекомендовал индивиду полностью отдать себя на волю Бога, т.е. проводить «жизнь в религиозном». Думать «экзистенциально», т.е. исходя из подлинного существования, – значит быть беспредельно преданным христианской истине, даже если это грозит мученической кончиной. Идеи Кьеркегора повлияли на всю европейскую культуру и даже науку (в этом признавался основатель квантовой механики Н.Бор).

Отрицание утилитаризма и принципов буржуазного практицизма, жертвой которых становилась человеческая личность, выражали в своем творчестве и английские романтики. Крупнейшим среди них был Джордж Ноэль Гордон Байрон (1766 – 1824). Байрон, член палаты лордов, воспевал не прелести придворной жизни, а «мировую скорбь», романтический бунт одиночки против всего общества. Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812 – 1818), философские поэмы «Манфред» (1817) и «Каин» (1821), цикл стихов на библейские мотивы, роман в стихах «Дон-Жуан» (1819 – 1824), лирика передают острое ощущение катастрофичности человеческого бытия, утрату старых идеалов и ценностей. Автор создал тип одинокого героя, «падшего ангела», который и себя, и других ведет к гибели. Байрон был участником движения карбонариев, национально-освободительной революции в Греции (умер в военном лагере). Им создан тип «байронического» рефлексирующего героя: разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, не понятый людьми страдалец, бросающий вызов всему миропорядку и Богу. Творчество Байрона, явившееся важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление байронизма начала XIX века, в том числе «русского».

Романтики уравнивают высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необычное. Этот стиль характеризуется стремительностью движения, драматизмом сюжета, накалом страстей. Личная реакция творца – на современное событие или на некую сцену – становится критерием искусства, а живопись – выразительным средством. Романтизм – это комплекс индивидуальных реакций на социальные и метафизические потрясения.

Исторические рамки романтизма ограничиваются периодом с 1770 по 1840 год. В его развитии специалисты выделяют три этапа: предромантизм (1770 – 1800); зрелый романтизм (1800 – 1824), вызванный французской революцией 1789 года и военными кампаниями Наполеона (Гойя, Жерико, раннее творчества Делакруа); расцвет романтизма – с 1824 по 1840 (зрелое искусство Тернера и Делакруа). Если в предромантизме преобладали вкусы и формы английской чувствительности, то зрелый романтизм – полностью французский. В этот период появляется новая историческая живопись и современная школа пейзажа. В третий период, называемый «романтическим движением», господствующее положение заняла концепция гения, воплотившаяся в зрелом творчестве Тернера и Делакруа.

Романтизм был первым направлением в искусстве, которое признало художника субъектом творчества и провозгласило безусловный приоритет индивидуальных вкусов творческой личности.

Постоянное брожение в Европе, связанное с незавершенностью цикла буржуазных революций, развитием социальных и национальных движений и т.д. вряд ли могло найти более адекватную форму выражения в искусстве, чем романтическое бунтарство.

Специфической для романтического искусства является проблема двоемирия, т.е. сопоставления и противопоставления реального и воображаемого миров, организующего, конструирующего принципа романтической художественно-образной модели. Причем реальная действительность, «проза жизни» с ее утилитарностью и бездуховностью расценивается не заслуживающей человека пустой «кажимостью», противостоящей подлинному ценностному миру. Утверждение и развертывание прекрасного идеала как реальности, осуществляемой хотя бы в мечтах, – сущностная сторона романтизма.

Отвергая современную ему действительность как вместилище всех пороков, романтизм «бежит» от нее, совершая путешествия во времени и пространстве. Бегство за реальные пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех основных формах а именно:

– уход в природу, которая была либо камертоном бурных душевных переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты (отсюда – критика города, идеализация простых тружеников, в особенности сельских, интерес к их духовности, выраженной в фольклоре); романтизм заглядывает в иные регионы, экзотические страны, тем более что эпоха великих географических открытий создала для этого самые благоприятные возможности (восточная тема поэзии Байрона, полотна Делакруа). В случае отсутствия реального территориального адреса бегства, он выдумывается из головы, конструируется в воображении (фантастические миры Гофмана, Гейне, Вагнера).

– переход в иное время. Не находя опоры в настоящем, романтизм разрывает естественную связь времен: идеализирует прошлое, особенно средневековье, его нравы, образ жизни (рыцарские романы В.Скотта, оперы Вагнера), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), патриархальный быт крестьян (Кольридж, Ж.Санд) и многое другое; конструирует предполагаемое будущее, свободно манипулируя с временным потоком.

– уход в собственный внутренний мир, сокровенные уголки своего «Я».

Реализм

Третьим крупным стилистическим направлением в культуре XIX века являлся реализм. Как отдельный элемент, реализм, если это желание отразить жизнь как она есть, ничего не приукрашивая и не искажая, был присущ всем эпохам и, пожалуй, всем художественным жанрам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения и др.). Однако только в XIX веке он превращается в целостную систему взглядов на мир, в устойчивый принцип, который последовательно проводился художником в каждом жесте, позе, композиции.

Реализм в широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства.

В узком значении реализм представляет собой конкретно-историческое направление в искусстве, возникшее в 30-е годы XIX века. Он выражался в воспроизведении типичных характеров и социальных конфликтов, внимании к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни.

Реализм и романтизм объединяет критическое отношение к капиталистической реальности. Когда капитализм в середине XX века вступил в новую историческую фазу, стал более цивилизованным, пошел на убыль обличительный пафос художников, сменились художественные стили эпохи. От романтизма реализм отличают методы отображения критикуемой реальности: скрупулезная работа с объективными фактами у реалистов, углубление в субъективный мир человека – у романтиков.

Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства XIX – XX веков числятся Стендаль, О.Бальзак, Ч.Диккенс, Г.Флобер, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, М.Твен, А.П.Чехов, Т.Манн, У.Фолкнер, А.И.Солженицын, О.Домье, Г.Курбе, И.Е.Репин, В.И.Суриков, М.П.Мусоргский, М.С.Щеп­кин, К.С.Станиславский.

Во второй половине XIX столетия критическая направленность обретает иные формы выражения, а именно: условное и незаинтересованное отношение к действительности, переоценка ценностей, идеалов, которые все больше концентрируются в сфере искусства.

Наши рекомендации