Века Индуистского искусства
Произведения северной половины Индии.
Архитектура княжеского Ориса. - северо-восточная часть территории Индии.
Бхубанешва- столица Орисвы.
Конарак.
Кхаджурапу. Храмы 9-12 веков.
Распространение тантрийской мифологии и учений. Переплетения в природе жизни. В декоре всех храмов 9-12 веков присутствуют эротические мотивы.
Памятники Бхубанешвы.
Утверждается тип отдельно стоящего храма. Отсутствие арочных и столбчатых конструкций. Перекрываются помещения либо балками, либо плитами, которые образуют ступенчатую пирамидку.
Храм посвящённый Парашурамишваре. Сер 8 века.
Башенная часть — шикхара с плоским покрытием мандапой.
Внутри алтарь. Маленькое целое, в котором стоит рингам — символизирует детородный орган Шивы. Башня сложена из каменных блоков и не имеет внутреннего пространства. Шикхара представляет собой овальную в разрезе башню с 4 гранями, ориентированными по сторонам света. Наверху — трезубец - признак действующего индуистского храма. Поверхность сложно раскрепована. Число граней определяется нумерологией. Декор геометрический, архитектурный, в небольшой степени растительный. На первом ярусе фигуративные изображения божеств.
Храм Лингараджа в Бхумбанешваре. 1000 г. н.э.
Самый пышный и самый большой храм Бхубанешвара. Архитектурный ансамбль сложнее, основное здание состоит из высокой шикхры и мандапы. Мандапа образует пирамиду. Увеличилось количество граней шикхары. Поверхность сложная, увеличилось количество горизонтальных тяг. Появление дополнительных башенок, примыкающих к основному объёму башни. Множество дочерних храмов. Красные флаги- признак действующего храма.
Храм Раджарани(царь и царица)
украшение башни антропо и зоо морфной скульптурой. На ступенчатой поверхности шикхары есть изображения. Бог смерти. В одной руке лассо, а другой палица. Царственный головной убор. Буйвол — ездовое животное Яхва
танцовщица. Изогнутость вокруг вертикальной оси.
Храмы Конараки
Храм Сури 1225г
Вертикальной доминантой является мандапа..
На цоколе храма 24 огромных колеса. Все сооружение становится похожим на колесницу. Возможно, изначально, рядом стояли скульптуры коней. Колесо разделено на сутки — стражи. Парный геральдические композиции.
Скульптура на мандарме. Опирается на элементы фона.
Кхаджурапу.
Храмовый комплекс 9-12 вв. Тип храма с башней. Храм Брахмы 10 века. Сливание воедино мандарпы и шикхары в общий пирамидальный объём
Паршвана 9в.
Форма шикхары усложняется и к основному объёму примыкает множество башен и декор становится ещё более разработанным и многообразным. Появление крошечных полосок — маленькие ярусы, солнечные окошки. Антропоморфные и зооморфные персонажи на ступенчатой поверхности. Макора — спутник Камы.
Ява и Шива.
Вишну и Лакшна - метхуна
Кама и Рати. Тип лица с миндалевидными глазами.
Особа, красящая ступни хной
Женщина с благовониями.
Ярус с фигурами сидящих божеств,
Храм Камдарья в Махадео 11-12вв.
Храм из шикхары и мандарпы. Сливаются воедино. Этот тип храма развеивается в сторону изощрённости формы. Множество приставных башенок..
Цокольная часть активно расчленяется на поверхности. У каждого цоколя появляется полоска постамента..
Всякие непристойности на фасаде)))
Храм в Дурге.
Декор выползает на внутреннюю поверхность.
На юге меньше эротических скульптур, так как преобладает не скульптур, а архитектура.
Надвратная башня гупура - венчает вход в храм. Стены по периметру территории. Прямоугольная форма. Скульптурный декор подчиняется контурам архитектуры.
Храм в Танжоре
По периметру дворы обносят колоннадой.
Фриз, украшающий архитектуру.
Хиривид 13 век
Традиция использования священных водоемов. Прямоугольные водоемы, когда они без воды- представляют башню, опрокинутую вниз.
Храм в Чидамбараме. Посвящён Шиве.
Храм в Шрирангаме.
Скульптура. Литье по восковой модели
Шива Натараджа. Шива в танце- акт разрушения. Стоит на карлике.
Шива в аспекте синяя шея.
Свиток из книги(пальмовой) рукописи на пальмовых листах.
рукопись 11 века.
Изображена Сарасвати -богиня учености и музыки. Гусь- символ духа.