Искусство как форма культуры
Искусство входит в ряд важнейших культурных универсалий. В нём напрямую воплощается фундаментальное человеческое стремление, без которого трудно представить историю культуры, - стремление к совершенству. Всеядность и безразличие в мире людей – признак незрелости, забитости или душевной патологии. Вообще же человеку свойственны жажда лучшего и «сны о чём-то большем».
Отношение к миру, при котором мы различаем в нём степени и оттенки совершенства, его рост или убывание, принято называть эстетическим. Оно характеризуется следующими особенностями:
- Восприятию и оценки подлежит только единичный, индивидуально-неповторимый объект (конкретный пейзаж, конкретный человек…)
- Восприятие начинается с формы объекта, но учитывает и его содержание, значимость для человека (красный цвет где - на щеках девушки или на кончике ее носа?).
- Степень совершенства объекта не столько продумывается, сколько эмоционально переживается.
- Человек предаётся бескорыстному созерцанию объекта, отвлекаясь от «грубой практической потребности» (Г.Гегель) и довольствуясь «эстетической видимостью» (Ф.Шиллер).
Высшую степень совершенства люди обозначают термином «прекрасное» или «красота» (прекрасный поступок, красивая женщина…). Надо сказать, что эстетические образцы разных народов, эпох и культур могут между собой сильно расходиться. Но, как правило, люди считают прекрасными такие объекты действительности, содержание которых имеет для них положительную ценность (жизнь, любовь, здоровье, истина и т.д.), а форма наилучшим образом это содержание выражает.
Прекрасное является центральной категорией эстетики (гр. aisthetikos – относящийся к чувственному восприятию) – науки об эстетическом освоении мира людьми. Поэтому эстетику называют ещё теорией красоты – в природе, обществе и искусстве. В качестве названия науки слово «эстетика» впервые использовал немецкий философ А. Г. Баумгартен (1714 – 1762) в своей книге, опубликованной в 1750 г.
Полезно уточнить смысл и некоторых других эстетических категорий.
Понятие «безобразное» вместе с прекрасным образует два полюса эстетического сознания. Если прекрасное есть совершенство формы и эстетический идеал, то безобразное лишено формы, негармонично, представляет антиценность.
Возвышенное – эстетическая категория, указывающая на некое превышение нормы, которое одновременно заставляет человека, и трепетать, и восхищаться, и стремиться к саморазвитию. Чувство возвышенного будит в нас, например, вид звёздного неба, человеческий героизм, мощное экстатическая музыка и т. п.
Возвышенному противостоит низменное – эстетическая категория, выражающая крайнюю степень безобразного, обычно – моральное уродство. Низменными, низкими именуются такие качества и поступки людей, как хамство, разврат, льстивость, предательство и т.д.
Категория «трагическое» отражает острейшие противоречия человеческого существования (разлад между идеалом и действительностью, между свободой и необходимостью, между личным счастьем и общественным долгом...). Она напоминает нам о тяжёлых безрадостных событиях, участники которых страдали и погибали, реализуя свой сознательный выбор. Последнее надо подчеркнуть, ибо здесь - существенное отличие трагического от просто печального или ужасного.
Иной подход к несообразностям человеческой жизни демонстрирует категория «комическое». Все наши ошибки, неудачи, даже прегрешения и муки она отдаёт во власть смеха. Только смех этот может быть разным – от беззаботного и дружеского до язвительного и безжалостного. Истинно комическоее не теряет связь с эстетическим (да и нравственным) идеалом. В противном случае оно быстро перерождается в цинизм и пошлость, т.е. скатывается к низменному.
Как можно было понять, все перечисленные категории так или иначе соотносятся с категорией прекрасного: они её дополняют, уточняют, оттеняют. Мы ещё не вспомнили об изящном, грациозном, элегантном, поэтическом и т.п., но и уже названного достаточно, чтобы представить широту и пестроту эстетического мировидения. Это – бескрайне поле, на котором и выступает искусство.
Вообще у слова «искусство» есть несколько значений. Одно из них, самое широкое по смыслу, относиться ко всякому мастерству, ко всякой умело выполненной деятельности (искусство столяра, педагогическое искусство и т.д.). В другом значении искусством является всякое творчество по законам красоты, а оно включает и создание полезных вещей, и оформление личного и общественного быта, и заботу о красоте межличностных отношений и т.п. Мы же дальше будем говорить об искусстве как о синониме художественного творчества, разновидностями которого выступают живопись, скульптура, литература, архитектура, музыка и т.д.
Искусство как художественное творчество есть важнейший и самый «чистый» вид эстетической деятельности. Если дизайнер или ремесленник старается предать красоту практически полезным вещам (машине, мебели, одежде…), то творения искусства (романы, картины, спектакли, танцы…) являются эстетически самоценными. Их нельзя, выражаясь словами поэта, «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать». Они предназначены для того, чтобы дарить людям духовною радость (то, что авторы за них могут получать деньги – другой вопрос).
Продолжая определять сущность искусство, скажем, что оно есть ценностное эмоционально-образное моделирование человеческой действительности, выполненное талантливо, творчески и на высоком техническом уровне. Используя специальные средства (художественное слово, мелодию и ритм, графический рисунок и краски, пластику человеческого тела), искусство и отражает (моделирует) мир, и выражает наше к нему отношение (восторг, ужас, удивление, брезгливость…). По словам М. Чернышевского, если наука дает «беспристрастное» знание, то искусство выносит «приговор» жизни. Оно стремиться волновать людей, как писал Л. Толстой, «заражать» их чувствами – в отличие от науки, которая, по замечанию Г. Гегеля, изучает «спокойное содержание явления» и потому кажется «сухой» и «холодной».
Единицыей художественного освоения мира является художественный образ. Недаром искусство называют мышлением в образах (а науку, соответственно, мышлением в понятиях). Понятие обобщает явления, фиксируя их существенные свойства и отвлекаясь от конкретных форм, (например, понятие «стол», стол вообще, независимо от материала, цвета и количества ножек; или такое понятие высокой степени абстракции, как правосознание: - попробуй, покажи что это ). А художественный образ есть и обобщенное, и конкретно-чувственное, и в тоже время индивидуально-творческое воссоздание жизни. Художники рисуют не лес вообще, а вот именно этот лес. И лес, увиденный и изображенный Куинджи, не будет походить на лес, написанный Левитаном.
Художественный образ не тождественен реальности, он условен, подобен игре. Ради того, чтобы добиться большей выразительности, художник (писатель, композитор, режиссер…) может пожертвовать точностью деталей или создать прямо фантастические картины. Один автор, Е. Золотухина-Аболина, очень удачно сравнила искусство с витражом, через который «мы видим действительность дивно преобразованный. Мир никуда не исчезает, реальность не улетучивается, но подобно тьму, как белый свет, проходя через призму, распадается на сияющие лучи радуги, эта реальность становится привлекательной и прекрасной, проходя через призму души художника». Хочется добавить – если художник талантлив и мастеровит.
Искусство, появившееся на заре человеческой истории, сопровождает нашу жизнь чуть ли не с рождения и до самой смерти. Конкретизируем его функции.
1. Искусство обращает нас к эстетическим ценностям и идеалам, развивает в нас эстетический вкус, т.е. умение отличать совершенное от несовершенного (ценностно-эстетическая функция)
2. Искусство раскрепощает в человеке творческие силы, дает ему возможность посреди большого мира выстроить свой собственный мир – художественный (функция творчества и самовыражения).
3. Искусство развлекает людей, доставляет им наслаждение (гедонистическая функция)
4. Искусство восполняет «пробелы» в нашей жизни, предлагая нашему воображению яркие чувства, интересные приключения, мудрых собеседников и т. п., в чем мы реально нуждаемся (компенсаторная функция)
5. Искусство является важным способом общения, особым языком, точнее – языками (коммуникативная функция).
6. Искусство помогает нам узнать и понять мир, себя, других людей, человеческую историю (познавательно-просветительская функция).
7. Искусство, через своих лучших представителей чутко вглядываясь в жизнь, порой способна предвосхитить будущее (прогностическая функция).
8. Искусство вольно-невольно воспитывает людей, формируя в них определённые качества и убеждения, в т.ч. нравственные (воспитательная функция).
Т.о., искусство занимает в системе культуры уникальное место, одно из ключевых. На этом месте его не способны заменить ни наука, ни философия, ни религия, ни что-либо другое.
Мы дали общую характеристику искусства, но на практике оно существует во многих видах и формах. Познакомимся с некоторыми их классификациями.
Выделяют пространственные (статические), временные (динамические) и пространственно-временные искусства. Пространственными называют искусства, произведения которых, раз возникнув, не меняются и занимают определённое место в пространстве. Это живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (художественная вышивка, ковка, чеканка, керамика и т.д.), фотоискусство. К временным относятся музыка и литература. Их произведения разворачиваются во времени и требуют последовательного восприятия. А вот танец, эстрада, театр, цирк, кино являются пространственно-временными видами искусства. Они выстраивают свои образы и в пространстве, и во времени.
Другая классификация различает изобразительные и неизобразительные (выразительные) искусства. Первая группа включает живопись, графику, скульптуру, кино, театр. Все эти искусства представляют жизненные объекты в их конкретном обличии, рисуют нам реальные действия. Но музыка, архитектура, танец, значительная часть прикладного искусства подобных возможностей не имеют, зато способны непосредственно выразить внутренний мир своих творцов, их мысли, чувства, ценностные ориентации. Они входят во вторую группу искусств.
Можно разделить искусства на предметные и деятельностные. Произведения предметных видов отделены от тех, кто их создал. Именно это мы наблюдаем в живописи, графике, скульптуре, архитектуре, фотоискусстве, прикладном искусстве, литературе.А в деятельностных искусствах – в танце, театре, на эстраде; пожалуй, и в музыке, поскольку она должна звучать, - произведениями является сама художественная деятельность.
На особом положении находятся театр и кино. Это синтетические искусства. Они образовались на стыке нескольких других видов искусства, и включают их элементы. И спектакль, и фильм задействуют литературу (сценарий), живопись и графику (декорации), музыку, а возможно, и танец. Кино ещё вдобавок выросло из фотографии.
Внутри видов искусства существуют подразделения на жанры. Так называют исторически сложившиеся и относительно устойчивые типы художественных произведений, которые выделяются по самым разным критериям. Например, в зависимости от того, какую сферу бытия изображает художник, в живописи различают жанры портрета, пейзажа, натюрморта, исторический, батальный и т.д. Если брать в качестве критерия объем произведения, то в литературе обнаружатся рассказ, повесть, роман, в инструментальной музыке – миниатюра, соната, симфония. Можно поставить во главу угла то, что одни жанры утверждают некие ценности (ода, гимн, романс…), другие над ними смеются (эпиграмма, фарс, частушка…). По назначению в музыке выделяют жанры марша, колыбельной песни, церковных песнопений и т. д. Как вы догадались, этот список жанров далеко не полон.
Помимо видов и жанров многообразие и динамизм искусству придают ещё стили и направления. Стиль в искусстве – это совокупность приёмов, принципов и выразительных средств, характеризующих творчество одного художника (индивидуальный стиль) или целой группы и даже нескольких поколений художников. Можно говорить о крупных стилях – национальных и эпохальных. К числу последних в истории Европы относятся романский, готический, барокко, классицизм… Понятие «художественное направление» порой отожествляется с понятием «художественный стиль», а порой закрепляется за теми группами художников, чьи специфические манеры и взгляды не получили решающего и долговременного влияния в искусстве, не стали чем-то эпохальным.
В истории искусства заметно, как отдельные его виды, жанры, стили появлялись, взаимодействовали, возвышались или терять популярность и даже деградировали. За этими изменениями можно угадать некие подвижки, происходящие в ментальности, ценностных ориентациях людей, во всей системе их культуры. Недаром искусство называют душой своей эпохи. Будем это помнить и учитывать при наших занятиях культурологией.