Тема 2. Современная теория культуры: философская, общенаучная и конкретнонаучная методология в исследовании культуры
Векторы и ориентиры современной культурологии. Связь теоретической культурологии с другими гуманитарными дисциплинами. Культурология как научная и учебная дисциплина. Основные разделы культурологии. Культурология, теория, история и философия культуры. Место культурологического дискурса в системе социальных и гуманитарных наук.
Культура как специфический объект и предмет исследования. Эмпирические и теоретические методы в изучении культуры. Структурные, функциональные, типологические методы и подходы к изучению культурных феноменов. Метод моделирования и реконструкции в теории и истории культуры. Генетический и деконструктивистский подходы в культурологии.
Новая и новейшая методология исследований культуры в работах философов, теоретиков, историков, социологов и антропологов культуры в XX – начале XXI вв.
Культурологическая проблематика в горизонте этнологии и культурной антропологии. Влияние эволюционизма (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс) на становление эволюционной школы в культурологии (Э. Тайлор, Д. Фрезер, Б. Малиновский). Проблемы культуры в социально-философской антропологии (А. Гелен, М. Ландманн). Культурно-антропологические взгляды К. Леви-Стросса и его последователей. М. Мосс и толкование культурологии как антропологии: антропологическая модель культуры. Л. Уайт об этнологии как истоке общей теории культуры. Формирование структурно-функционального подхода к изучению культурных феноменов и структурно-семиотической методологии анализа (Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс). Совокупный эффект изучения культуры на базе этнологии: этнографический факт многообразия / уникальности различных культур; проблематика заимствования, повтора диффузии культур; разрушение европоцентристского предрассудка в представлениях о культуре.
Аксиологический подход к изучению культуры. Баденская школ (неокантианство В. Виндельбанда, Г. Риккерта). Культура как совокупность универсальных, надындивидуальных ценностей. Культура и духовная свобод Ценностный характер культурно-исторической норматики. Марбургская школа философов культуры. Э. Кассирер и «культурный символизм»: культурогенез в трактовке автора «Философии символических форм». Идея «осевого времен К. Ясперса и критика культурного панлогизма. Проблематика «сущности» и «существования» (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю) в определении онтологического статуса культуры. Уроки постклассического философствования в отношении культуры: разрушение метафизического дискурса культуры. Критика принципов нарративности, гомогенности, универсальности в понимании культуры.
Проникновение специальных методов в культурологию. Психоаналитический подход к изучению культуры и культурогенеза. Культура и психика у З. Фрейда: идея внешнего принуждения; культура как система табу и сублимации психосексуальной энергии. Глубинная психология К. Юнга: архетипическая рецепция культурной истории. Неофрейдизм 50-х гг. XX в.: Г. Маркузе, Т. Адорно о возможностях либидозной культурной революции. Семиотический вектор в культурологии. Лингвистический треугольник (Г. Фреге, А. Ричардес) и его значение для понимания языка культур. Гипотеза лингвистической относительности культур (Э. Сепир): лингвистический релятивизм. Культура как знаково-символическая система. Понятие письма и текста как базовые для семиотической трактовки культуры. Структурный психоанализ Ж. Лакана, М. Фуко, Ю. Кристевой, Дж. Батлер, Ж. Делеза: культура и власть; концепция психовласти. Структуралистские и постструктуралистские школы критики дискурса и их роль в самоопределении актуальной западноевропейской культурной парадигмы. Новейшая теория культуры: плюрализм методологии и современных исследовательских программ.