Архитектура западной европы рубежа 19-20 веков
15/03/12
Архитектура
Стилевое пространство – ареаромантизм.
Бельгия, Франция – арт нуо
Германия - Юген штиль
Испания – модернизм
Бельгия – Брюссель - два основных архитектора – Виктор Портан и Анри ван де Велде.
Особняк Тосселе.
- Линейный мозаичный узор на полу
- Создание темы арабески, формирующую атмосферу духовности
- Каждый эл-т определен интенциальностью – стремлению перейти в другое, в иное
- За основу взяты бутоны стебеля, потенциальность к самораскрытию, готовность к новым этапам роста
- Вестибюль – как точка расхождения
- Извилистый рисунок стен демонстрирует извилистость стен
- Тяга к взаимопересечению потолка и пола
- Лестничная площадка – копия античной фрески рождение Афродиты
- Вводится иконический знак – Афродита – подчеркивает смысл вектору божественного восхождения. Подъем волн.
- Все сооружение как волны.
Особняк Ван Эйтвельде. Брюссель.Орта.
- интерьер – спералевидные лестницы и вестибюль
- стекла соединяют несколько этажей здания
- раскрытие здания вовне
В.Орта.Дом студия Виктора Орта.
- темы – текучесть арх форм, органичное вытекание одной из другой
- постоянная готовность к новому повороту в здании
- дерево использовано активно для создания органичного пространства, которое уподоблено природному миру
- предметы ДПИ в интерьере
Антонио Гауди-и-Корнет (1852-1926)
Направление – пластицизм.
Каталонская готика; испанское барокко, народное искусство каталонии,
Парк Гуэль, Пелада.
Крипта церкви в городе Гуэль
30.03.12
Стилевое пространтсво ареаклассицизм
Архитектура западной европы рубежа 19-20 веков.
- ареаклассицизмпредставлен как – неоклассицизм и рационализм.
- Неоклассицизм –тесно связан с романтизмом, синтез классицистических и романтических приемов. Получил распространение в Германии и Австрии, т.к на протяжении 19 века традиции классицизма были явлены именно в этих странах.
Вилла Франца Фон Штука, Мюнхен. Характерно: идея порядка, ордер, эмманационная концепция, кубические объемы берутся за основу, идея храмового пространства внедряется в повседневные постройки, использован дорический ордер, портик организует выход всего объема на плоскость, фасад как ключевой облик, симметрия в организации здания, ось которая задается центральной линией фасада – на нее нанизываются все элементы интерьера.
Справа– муз салон, слева – гостинная и арочный проход для библиотеки, вход – со стенами из материала, ткани, последний объем это скульптурная мастерская, и выход во двор – сад. На втором этаже все пространство это живописная мастерская. Весь ансамбль выстроен как нанизывание объемов. 3-х частная структура фасада окрылена пропилеями.
12/04/12
Роден. Делала произведения из глины поскольку это пластика и этот материал пластичен. Данные произведения уже делали из камня и отливали его ученики.
Данаида
1885 год
требует медленного обхода. Отсылает к мифу о Данаидах. 50 египетских дочерей и ими хотели обладать двоюродные братья. В аду Данаиды были обречены – должны вечно наполнять бездонную бочку. Данаида – жертва сладострастия, и убийца сладострастных. Момент неутолимости желания.
Бальзак.
Квинтэссенция творчества. Заказано группой литераторов в итоге надсмеялось над работой.
Граждане Кале
1884-86 гг.
Как мученики, которые бы отдали свою жизнь за город. Сосредоточено внимание на моменте ухода. Его интересует последний час человека. Все жесты это разное отношение к моменту близости смерти. Дорога человека на пути к смерти. Ассоциация смертной казни и несение жизненного креста. Готовность к жертвоприношению.
Серия «руки»
Идея потенциальности жизненного бытия. Тема потенциальной готовности мрамора превратиться в любую форму.
Рука Бога, а внутри Адам и Ева в любовной саитии.
Рука Дьявола же удерживает одиночную фигуру, человеческие пороки и неготовности отдавать себя другому.
Рука Родена удерживающая человеческий торс. Человеческая жизнь как зарождающаяся в руке Бога.
Единство с творцом.
Творчество Эмиля Антуана Бурдел (1861-1929 гг)
Хар-ки:
- актуализация традиций архаики
- резко читаемая поверхность
- сильное напряжение
- движение фигур доведены до предела
- сложные ракурсы
- композиции всегда центробежные
Бетховен на ветру .
Привлекало качество глухоты. Что человек способен написать произведения без слуха. Интуитивное творчество, нематериальное искусство и видение. Ветер – как ветер творчества, ткань – как окрыленность музыкальным даром.
Скульптура. Голова Бетховена.
С одной стороны Вакх, с другой – Бетховен, и творец.
Большая трагическая маска Бетховена. 1901 г.
Лицо – искажено. Черты лица плывут и искривляются. Волны проходят через саму плоть. Динамика.
Голова Аполлона.
Была актуальна тема Геракла.
Стреляющий Геракл. 1909 г. Скульптурная группа.
- множественное повторение лука (скала, тело, рука)
- эффект радиационного распространения токов
- понятие натяжения и напряжения
- нет тетивы, цели, стрелы.
- Представлен человек стрела
- Ситуация стрельбы переводится в сверхчувственную
- Сильное душевное напряжение
- Представлен потенциал к совершению героического подвига
- Важность не совершения подвига, а подчинения всего человеческого существа выходу за пределы телесного
- Миф – Бог солнца Гелиос, направляющий свои лучи на землю. Геракл разозлился на него и поэтому направляет на него свой лук
- Человек бросает вызов высшим силам
- Гелиос восхитился, это и было первым шагом Геракла к вознесению на Олимп
- Человеческое начало устремляется ввысь
Творчество Франца фон Штука
Стреляющая Амазонка
- ск активно взаимодействует с арх
- у здания появляется стрела, которая выводит здание вовне
- единство кобылицы и Амазонки, соединение человеческого и животного начала
- единение рационального и иррационального
Атлет
- соотносятся два шара – голова и ядро
Раненный Кентавр
Меняется:
- война внутренняя.
- Сила и слабость, подъем и спад
- Нет ранящего, не видно раны
- Поза – как крик отчаяния, правая рука в зоне сердца – он сам как будто вырывает сердце. Сама природа кентавра наносит ему эту рану.
- Тема отчаяния и крика
Стилевое пространство ареаклассицизм в ск зап евр рубежа 19-20 вв.
Эпоха ожидания войны. Герой сражается с самим собой. Ход от противного.
Творчество Аристида Майоля (1861-1944)
Искусство берет на себя роль искусственно создать идеал.
Худ язык – египетский классицизм, древнегреческая классика.
- идея монументальности
- статуи отличаются весомостью пластических масс, героини наполнены покоем, грацией
- нет острых углов
- нет сопротивления, весь космос в фигуре
Флора
- композиция всегда вертикальна
- нисходящее движение
- контрфорст
- внутреннее равновесие
- гармония духа и тела
Лето
Средиземноморье – 1901-05
Помона 1907 г.
- гладкость выступов, объемность форм
- ниспадание линий контура, для открытых пространств
- интимный контакт скульптуры и природного окружения
- ск растет как дерево
- полнота, обнаженность, увенчанность
- соединение женской фигуры с плодами, окр пр-вом, возникает понятие несения плода
- растительные формы подобны друг другу (грудь-яблоко…)
- созерцательное одухотворенное выражение лица выражает гармонию
- духовное наполнение и физическое
- во внутрь этой фигуры можно вписать треугольник, геометрическая ясность
- распространение – венок-голова – руки-ладони
- Помона – Богиня плодов, она в процессе дарения
- Природа дарит и тело, человеческую плоть, сам человек это дар природы
Памятник Сезанну. 1912-1925 гг.
- аллегория творчества Сезанна
- возлежащая поза формирует очертание треугольника
- над коленом находится массивная лавровая ветка
- женское тело как ландшафт в качестве одушевленной земли
- модель гармоничного человека
- человеческая сущность вмещающая в себя Бога
-
19/04/12
Неоимпрессионизм (пуантилизм/дивизионизм)
(Точка/разделение). Название связано с манерой исполнения.
- оптическое разделение цветов
- научно обоснован
- техника выводится в названиях художественного течения
- искуссное творения как главное
- сам термин означает связку импрессионизма и неоимпрессионизма. Связаны 2 течения ареаклассицизмом. концепция эмманации
- тема наполненности земного бытия божественным соучастием
- дробный мост
- стремление свести к точке
главные представители: Жорж Сера, Поль Синьяк, Шарль Ангран, Эдмон Кросс, Альбер Дюбуа-Пилле, Тео Ваг Риссельбок.
24/05/12