Культурная динамика в современном обществе
Культурная динамика в традиционном обществе.
Традиционная культура(или тип общества) – это культура, делающая в своем развитии акцент не на изменения, а на сохранение установившегося культурного порядка. Отличительной чертой традиционной культуры является неуклонное следование воспринятым от предшествующих поколений образцам поведения – обычаям, обрядам, ритуалам, традициям. Эти образцы усваиваются с детства от старших (с этим связано обязательное для традиционной культуры почитание старших), которые выступают как хранители накопленного жизненного опыта. Традиционной культуре присущ высокий уровень нормативности, которая охватывает все стороны жизни людей. Огромную силу в данных культурах имеет общественное мнение. Возможности проявления индивидуальных начал в традиционной культуре минимальны. Попытки творчества, направленные к обновлению традиционных норм жизни и деятельности в традиционной культуре, не одобряются. Этот тип культуры сориентирован на сохранение самобытности, культурного своеобразия, поэтому традиционные общества могут веками оставаться практически неизменными. Традиционная культура доиндустриальна, как правило, бесписьменна, основной род занятий в ней – сельское хозяйство. Традиционная культура органично взаимодействует с природой, едина с ней. Часто наряду с термином «традиционная культура» используется понятие «примитивная культура». Однако отождествлять традиционную культуру с примитивным началом неверно. По мнению К. Леви—Строса, человек традиционного общества по своим духовно—физическим характеристикам не уступает представителям современной культуры. Его интеллектуальные ресурсы столь же богаты и разнообразны. Традиционные общества до сих пор существуют в Южной Америке, Африке, Австралии. В сельской местности развитых стран также существует тенденция к сохранению традиционного образа жизни. Следовательно, даже в рамках одной страны могут сосуществовать два типа культуры– современная и традиционная. Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.
Культурная динамика в современном обществе.
Современное общество начало пониматься как особый тип цивилизации, первоначально возникший в Западной Европе и затем распространившийся в других регионах как система жизни, экономического, политического устройства, идеологии и культуры.
В ходе модернизации происходит переход к современному обществу (modern society). Оно, прежде всего, характеризуется коренным отличием от традиционного — ориентацией на инновации. Другие его черты: преобладание инноваций над традицией; светский характер социальной жизни; поступательное (нециклическое) развитие; выделенная персональность, индустриальный характер, преимущественная ориентация на инструментальные ценности; демократическая система власти; наличие отложенного спроса, т.е. способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего; активный деятельный психологический склад (личность типа А); целерациональность; предпочтение мировоззренческому знанию точных наук и технологий (техногенная цивилизация), универсальность развития (к образцам которого начинает устремляться весь мир).
В этот период на Западе формируется наука, называемая классической. Классическое естествознание, начиная с Галилея и Ньютона, стремится познать общие законы природы безотносительно к конкретно стоящим задачам для того, чтобы знание этих законов можно было применить для решения любых задач.
Как видим, современные (modern) общества по существу противоположны традиционным. Поэтому переход к ним — модернизация — это драматический процесс.
Фокусом современных обществ выступает индивидуальность, вырастающая на пересечении инноваций, секуляризации и демократизации. Активная деятельность ради будущего, а не только сегодняшнего потребления порождает здесь тип трудоголика, постоянно готового к жизненной гонке. Современным становится не только общество, но и человек. Его отличает интерес ко всему новому, готовность к изменениям; разнообразие взглядов, ориентация на информацию; серьезное отношение ко времени и к его измерению; эффективность; планирование эффективности и времени, личное достоинство, партикуляризм и оптимизм.
Запад бросает вызов всему миру. Это — вызов современности. Современность — это не только Новое, иначе (быстро) текущее время, возникшее в уникальном опыте Запада. Это также — нечто передовое, лучшее.
Подход, который мы применяем к типологии обществ, является культурологически-цивилизационным. Это означает, что социальные сдвиги мы рассматриваем как следствие культурных и цивилизационных обстоятельств и считаем главными в них невидимое — духовные процессы.
Запад, в этом его вызове современному миру, имел ряд своих собственных фаз:
1. Эпоха меркантилизма, захвата торговых путей, мировой торговли, колонизации других народов. Вызов Запада состоял в его способности освоить это мировое пространство.
2. Эпоха раннего индустриализма (после первой промышленной революции). Запад имел недоступное остальному миру преимущество развитой промышленности.
3. Время после второй промышленной революции (использование электричества, изобретение конвейера в начале XX в., открытие радиоактивности и пр.). Конвейер открыл возможность расчленения производственного процесса и перенесения традиционных отраслей индустрии, особенно текстильной, в незападные страны. Произошли перемены и на Западе, где появилось уже не только массовое производство, но и массовое общество. Массы отличаются отсутствием социальной целостности — они образуются всякий раз заново в новой социальной ситуации.
4. Эпоха научно-технической революции, начавшаяся в середине пятидесятых годов XX в. Если раньше наука обслуживала уже назревшие задачи практики, и последняя имела тенденции собственного развития (паровая машина была изобретена до термодинамики, летательные аппараты до аэродинамики), то научно-техническая революция характеризуется технологическим применением фундаментальных наук (атомные электростанции не могли быть построены до открытия ядерной физики, выход в космос не мог быть реальным даже как попытка без знания скоростей преодоления земного притяжения, вмешательство в наследственные процессы было бы невозможно без генетики и пр.). Запад освоил технологическое применение фундаментальных наук, снова превзошел всех и обогнал. Научно-техническая революция стала новой фазой его вызова.
Однако научно-техническая революция сделала возможным применение фундаментального знания - всеобщего, не имеющего хозяев в мире - повсюду. Свобода как западный принцип привела к продаже лицензий на его применение. Ученые незападных стран — СССР, Китая, Индии, Японии - оказались способными сами открывать новые технологии на уровне применения фундаментальных наук.