Е. Г. Шевляков, М. В. Заковоротная

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР— классификация, упоря­дочение всех выявленных в истории культур по како му-либо критерию (основанию, признаку), присуще­му всем культурам. Главное методологическое усло­вие типологизации — единство критерия, на основе к-рого выделяются типы, культур. Примеры крите­риев типологизации: способ трансляции культуры {традиционные и нетрадиционные культуры); спе­цифика социальной солидарности (кровнородствен­ные, этнические, национальные, конфессиональные типы культур); структура социальной стратификации или деления общества на классы и страты (культуры деревенская, городская, профессиональная, крими­нальная, маргинальная и т. д.); уровень технологии материального, социального и интеллектуального про­изводства (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры); хронологическая пос­ледовательность (первобытная, военная, религиозная, цивилизованная, научная и постнаучная культуры и т. д.); преобладание какой-либо социальной подсисте­мы — экономической (Запад), ценностной (Китай), социетальной (Индия), политической (Ближний Восток) и т. д. Количество критериев типологизации культур на сегодняшний день точно не определено.

Т. П. Матяш

Тема 5

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

ИДЕОЛОГИЯ (от греч. идея — мысль, понятие; ло­гос — учение, теория) — система жизненных, социо-культурных, политических позиций и идей, в к-рых осознается и оценивается отношение людей друг к дру­гу и социальной действительности в целом. Выделя­ются такие формы И.: 1) частичная, определяющая “со­знательные” социально-политические, ценностные, на­учные или религиозные взгляды отдельных людей или групп (стратов); 2) тотальная, являющаяся в ту или иную историческую эпоху единственной и абсолютной детерминантой всех форм, стилей и содержаний зна­ния. Понятие И. показывает, насколько индивидуаль­ное видение обусловлено материальными, экономичес­кими и культурными связями. Свою разработку фе­номен И. получил в концепциях К. Маркса, Ф. Ницше, В. Парето, Л. Гумпловича, К. Манхейма и др.

Д. Л. Устименко

ИСКУССТВО — особая форма культуры, включает спе­цифические виды познания, деятельности, удовлет воряет индивидуальные и социальные эстетические по­требности; отражая действительность в системе худо­жественных образов, содержит концентрированную информацию о духовной жизни общества. Процесс развития И. непрерывен, разомкнут, соотнесён с об­щей социальной историей, не повторяя ее буквально;

высшие из достижений И. последующими этапами развития не перекрываются. И. имеет исторически стабильные и мобильные свойства, сохраняет в созна­нии фундаментальные общие ценности и реагирует на особенности конкретных исторических периодов, круп­ных социальных групп. При зарождении И. его эле­менты синкретически слитны и не выделены из об­щей социальной деятельности; впоследствии, не ут­ратив связей с многообразием социума, И. выработало собственные структуру, системы жанров, стилей, форм, языка (языков). Общие для И. законы преломляются через знаковые системы (системы выразительных средств) вербальные, цветовые, звуковые и др., обра­зуя виды И. (художественная литература, живопись, музыка и др.), которые постоянно взаимодействуют между собой, формируя в т. ч. виды синтетические (театр, киноискусство и др.). Уровень развития и ак­тивность функционирования И. в обществе являются важной характеристикой культуры в целом.

Е. Г. Шевляков

КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ — это те оболочки, в кото­рых представлен тот или иной культурный объект (ар­тефакт). Их нельзя отождествлять с самим объектом. В мире вообще нет явлений, лишенных формы. В куль­туре формы выступают как упорядоченный способ орга­низации того или иного культурного явления, собы­тия. Если содержание культуры характеризует все то, что содержится в ее системе, то К. ф. обнаружи­вают себя с одной стороны как внешнее выражение содержания, с другой — как ее тип и структура. Это определенная характеристика выявления дискретно­сти и градуированности содержания. Черты культур­ного объекта, выражающие его праксиологические и символические функции, суть его форма. Понятие К. ф. по-разному применимо в его ипостасях: мате­риальная, духовная, художественная культура, тех­нология деятельности и ее результаты и т. д. К. ф. динамичны, конкретно историчны, в них всегда об­наруживается связь традиций и новаций, родового и локального.

В. Е. Давидович

МИФОЛОГИЯ (от греч. mythos — сказание и logos — слово, учение): 1) научная дисциплина, изучающая сохранившиеся мифы; 2) сами эти мифы в их сово­купности. Совокупность мифов включала в себя всю духовно-психологическую жизнь древнего социума. Всякая М. приписывает содержание психики (мифи­ческую реальность) самому бытию. Самой ранней была форма тотемистической мифологии, возникшая в эпоху присваивающей культуры собирателей и охотников. Человек считал себя частью тотемного тела, охваты­вающего всю территорию локальной группы. Все су­щества и особенности географического ландшафта включились в тотемную плоть. Бананы, собаки, яще­рицы, люди составляли одну якобы родственную груп­пу. С переходом к огородничеству возникает хтоническая М. (греч. chton — земля). Мифическая реаль­ность персонифицируется в виде зооморфных или фитоморфных фигур. Так, в минойскую эпоху Древ­ней Греции хтонической фигурой был Минотавр (че-ловекобык), связанный с подземным миром. Все боги Египетского пантеона были звероподобны. В Греции в эпоху микенской культуры хтонические боги вытес­няются Небесными богами с человеческим обликом. Таковы олимпийские боги — Зевс, Аполлон, Афина и др. Жизнь богов на Олимпе стала изображаться по аналогии с жизнью царского двора, где деспотичес­кий владыка управляет всеми подданными.

С. Е. Егжова

МОРАЛЬ — регулятив человеческих поступков, наи­более полное выявление человеческого в человеке. Ус­тановление нравственного мира с присущими ему пред­ставлениями о благе и несчастье, добре и зле, совести, стыде, вине, справедливости есть то, что окончатель­но выделяет человека из других существ, делая его уникальным феноменом бытия. Сущность М. состоит в возникновении той формы внутривидовой солидар­ности, в рамках к-рой над-индивидуальные требова­ния Рода, общества, культуры проникают в сознание отдельного человека, воспринимаются как его собствен­ные, сокровенные побуждения, становятся внутрен­ним регулятивом его поступков.

В. Е. Давидович

НАУКА — рационально организованная система по­знающей мысли. Будучи сегментом культуры, Н. есть деятельность по производству новых знаний о мире и человеке, выражающих внутреннюю сущность иссле­дуемого и обладающих объективной значимостью. В современном обществе Н. представляет собой слож­ное, многозвенное, глубоко внутренне расчлененное ду­ховное образование. Ее возможности и границы опре­делены очертаниями социальной практики. Н. — это обособившаяся страна практики, позволяющая загля­нуть за близлежащие цели, рационализировать весь жизненный процесс. Н. выступает как сложно орга­низованная система знаний и как социокультурный институт, т. е. система органов и организаций с их требованиями, регулирующими научный труд, жизнь, сообщество ученых.

В. Е. Давидович

ПРАВО — форма культуры, содержанием которой яв­ляется деятельность государства по регулированию наиболее значимых для жизни человека обществен­ных отношений на основе системы специально выра­ботанных и обеспечиваемых формализованных социальных норм, обязательных к исполнению всеми граж­данами данного общества.

Собственно П. формируется вместе с государством, однако его предпосылки — обычаи, табу, правила по­ведения, нормы морали и религии, и т. п. — возника­ют вместе с человеком и обществом, характеризуют образ жизни как культурный, отличный от животно­го. Важнейшая культурная функция П. — регулиро­вание отношений в условиях несовпадения интересов членов общества в целях его сохранения и развития.

По своему происхождению П. является атрибутом цивилизованного образа жизни, а по функционирова­нию выступает формой социальной культуры, вопло­щенной в деятельности особых социальных институ­тов, обеспечивающих выработку и соблюдение соци­альных норм на основе формализации определенной системы материальных и духовных ценностей.

Главной ценностью П. является Закон как “без­личностная” форма регулирования общественных от­ношений. Практическое отношение к нему членов общества является важнейшей характеристикой П. как феномена культуры, конкретизирующего деонтологизированность Абсолюта в земной, обществен­ной жизни.

В. К. Королев

РЕЛИГИЯ (от лат. religare — связывать) — стремле­ние человека к жизни в единстве с Богом, Абсолютом, воплощающим в себе высшее совершенство, могуще­ство и смысл бытия. Основывается на вере и духовном опыте человека, выражается в мировоззрении, культе (поклонении Божеству) и различных формах объеди­нения верующих (церковь, община и т. д.). По пред­ставлениям о Божестве и происхождении мира Р. де­лятся на: а) монотеистические креационистские (иуда­изм, христианство, ислам); б) манифестационные языческие (различные формы примитивных архаичес­ких культов, политеизма, пантеизма, восточные куль­ты); в) трансформировавшиеся в религиозную тради­цию философские учения (буддизм, конфуцианство). По степени распространенности в мире различают:

а) мировые Р. (буддизм, христианство, ислам), универса­листское мировоззрение к-рых способствует их широ­кому международному распространению; б) этнолокаль-ные Р. (иудаизм, индуизм, даосизм и др.), влияние к-рых ограничивается рамками этноса или региона. Большинство современных культурных традиций ос­новывается на определенном типе религиозности: хри­стианстве, мусульманстве, иудаизме, буддизме и т. д.

В. О. Моргачев

ФИЛОСОФИЯ — форма духовной Деятельности, при­шедшая на смену мифопоэтическому мышлению, от­крывшая логику мышления, его понятийно-категори­альную структуру. Возникла в середине I тысячелетия до н. э. в трех регионах мира: Элладе, Индии и Китае. Остальные культуры или осваивали ту или инуюФ.,или продолжали жить в мифе и в пространстве здравого смысла. Европейская культура сформировалась на эллинской традиции логики, отличающейся от ин­дийской и китайской. Возникновение Ф. произвело глубокие изменения в традиционной античной куль­туре: возникла система понятийно оформленного, вы­раженного в логических суждениях знания, что обес­печило быстрое логическое его усвоение; начался рост интеллектуальных возможностей человека, приведший к разрушению его принудительной связи с предани­ем, к-рое держится на непосредственной и безотчет­ной вере в святость всего своего — отеческих богов, отеческих укладов жизни, и не нуждается вФ.; по­трясая отеческое предание, Ф. впервые произвела рас­кол в греческой жизни на тех, кто охранял традиции (житель ойкумены), и тех, кто их разрушал (космопо­лит, гражданин мира), что явилось прообразом борь­бы идей; разрушив в процессе критики отеческих за­конов единую систему ценностей, первые философы стали утверждать открываемые разумом безусловные первоосновы жизни, одинаковые для всех племен и народов, для всего мироздания; такого рода первоосно­вы не могли быть найдены в чувственном мире, а пото­му Ф. породила идею существования трансцендентно­го мира Истины, Добра, Красоты, где пребывает безус­ловная норма жизни, с к-рой следует сообразовывать как с должным все отеческие нормы, законы, обы­чаи; Ф. изобрела порядок речи, не совпадающий с порядком народного быта: наряду с обычной появи­лась философская речь (философские понятия и кате­гории, к-рым, в силу их искусственности, надо было специально учиться), описывающая метафизические сущности, лежащие за порогом возможности чувствен­ного восприятия. Эти и другие последствия возник­новения Ф. определили в дальнейшем специфику за­падноевропейской культуры в целом.

Т. П. Матяш

ЭКОНОМИКА — форма культуры, содержанием ко­торой является материальное обеспечение обществен­ной жизни человека в обществе в результате его ак­тивного целенаправленного воздействия на природу. В современной экономической науке рассматриваемое понятие ограничивается механизмом деятельности для получения прибыли. Культурология позволяет рас­сматривать Э. как сферу общественной жизни челове­ка, системно. Этот подход представляется более пло­дотворным по следующим обстоятельствам.

Во-первых, главным субъектом экономической дея­тельности является человек, который не просто высту­пает главной производительной силой, а определяет цели, средства, методы хозяйствования в соответствии со своими потребностями, мотивами, интересами. Во-вторых, экономические преобразования осуществля­ются не роботами по заложенной в них программе экономической эффективности, а живыми людьми. Участие человека в экономической деятельности оп­ределяется не только потребностями в материальных благах, но и сложившимися представлениями о смысле IVyJIbiypUJIUI ЛИ. npQinnn ll.m^

и достойном образе экономической жизни, о престиж­ности и допустимости тех или иных видов экономи­ческой деятельности, о собственности, богатстве, вза­имоотношениях людей. В-третьих, человек не явля­ется исключительно экономическим существом. Он имеет многоплановое мировоззрение, идеалы, предрас­судки, внеэкономические интересы, цели, сферы, эмо­циональную, иррациональную жизнь, что не может не оказывать влияния на его экономическую деятель­ность. В этом смысле Э. выступает не просто как жиз­необеспечение, а как сфера самореализации личнос­ти, ее творческого потенциала, независимо от эффек­тивности экономической деятельности. В-четвертых, эта деятельность осуществляется не только конкрет­ным, “живым” человеком, но и в конкретных исто­рических и культурных условиях.

Все это позволяет характеризовать Э. как один из важнейших феноменов культуры.

О. В. Евграфова

Тема 6.

КУЛЬТУРА И ПРИРОДА

ВТОРАЯ ПРИРОДА — выражение, подчеркивающее неразрывную связь культурной деятельности с приро­дой, которая в этом единстве является “первой”, а собственно культура определяется через слово “при­рода” (хоть и вторая). Во взаимодействии с миром человек использует две основные формы деятельнос­ти. Первая — непосредственное потребление челове­ком природных ресурсов биологическим, естественным образом. Вторая — главная форма — преобразование (первой) природы, создание того, что отсутствует в ней в готовом виде — т. н. артефактов. Они призваны обес­печивать как биологические потребности (на более вы­соком уровне и в дополнение к первой форме), так и потребности внеприродные — социальные. Результа­том этого является “очеловечивание” природы, созда­ние нового мира, несущего печать человеческой дея­тельности (в отличие от мира “девственной” приро­ды). В этот новый человеческий мир — В. п. — входят не только предметы и результаты труда, но и матери­альные основания общественных отношений, совмес тная деятельность по преобразованию не только “пер­вой” (ее остается все меньше и меньше), но и “вто­рой” природы, а также изменения и самого человека, вплоть до телесных проявлений. Иногда этот термин просто отождествляют с понятием “культура”, кото­рую воспринимают как то, что “отвоевано” трудом и духом человека у собственно природы как “натуры”.

В. К. Королев

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ — теория в культурологии и социологии, объясняющая особен­ности жизни человека и общества прежде всего и в решающей мере природными причинами, усматрива­ющая главную роль географической среды в форми­ровании и функционировании культуры. Эта среда по­нимается как совокупность предметов и явлений при­роды (земля, вода, воздух, растительный и животный мир, и т. п.), вовлеченных в процесс человеческой жиз­недеятельности и составляющих необходимое условие существования и развития человека и общества. Есте­ственно, что с развитием экономики расширяются и рамки географической среды (которую нельзя отож­дествлять со средой природной).

Идеи причинной обусловленности особенностей об­щества, его культуры географической средой высказы­валась уже в античности (Демокрит, Гиппократ, Геро­дот). В Новое время идеология Г. д. была направлена против религиозной идеи о божественной заданности общественной жизни (Воден, Монтескье, Тюрго), под­черкивала роль природных факторов для культуры и общества. В настоящее время идеи Г. д. весьма акту­альны в экологическом плане, а также в связи с тен­денциями информационной рационализации культуры.

В. К. Королев

КУЛЬТУРА И ПРИРОДА — понятия, к-рые, как пра­вило, рассматриваются во взаимной оппозиции. Под К. в самом общем смысле понимается все, что было преобразовано и освоено человеком; П. — это то, что существует помимо и без человека, по независимым от него законам. Противоположность К. и П. не абсо­лютна: она подразумевает их сопряжение и взаимо­действие. Ведь сам процесс создания К. есть деятель­ность человека по преобразованию природного в куль­турное. Следует учесть, что П. не только вне человека, но и внутри него, поскольку он обладает физическим телом, подверженным действию всех законов матери­ального мира. В свою очередь и К. не только внутри, но и вовне человека (искусственная окружающая сре­да). Формы и грани взаимодействия К. и П. много­образны и изменчивы, как и удельный вес “природ­ного” и “культурного” в различных сферах природ-но-культурного мира. По мере развития общества и увеличения масштабов человеческой деятельности культурный компонент и в материальной и в духов­ной сферах растет количественно и усложняется струк­турно. Особенности взаимодействия К. и П. в том, что внутренний динамизм, скорость содержательного и ко личественного развития К. на математический поря­док превосходит аналогичные скорости эволюции при­родного мира. В рамках Вселенной пространственная область бытия К. бесконечно мала, так же как и вре­мя ее существования есть не более чем миг в астрофи­зическом измерении. Но в течение этого “мига” К. в пределах нашей планеты превратилась в глобальную доминирующую силу, от которой зависит существо­вание всей биологической формы материи, существу­ющей на земле уже более 3,5 (по новейшим данным — 4,5) миллиардов лет. В XX в. стало очевидно, что в К., взятой предельно широко, содержатся элементы, которые в своем развитии способны привести к унич­тожению человеческого общества. Поэтому главной целью деятельности людей должно быть достижение состояния коэволюции К. и П.

С. Я. Сущий

КУЛЬТУРА И РАССТОЯНИЕ.Р. всегда разделяло культурные центры и ареалы, задерживая распрост­ранение инноваций, затрудняя обмен деятелями куль­туры, культурными ценностями и технологиями. “У нас от мысли до мысли пять тысяч верст”, — писал Вяземский Пушкину. Огромные Р. России являлись фактором, препятствовавшим активизации провинци­альной К., что тормозило развитие духовной и мате­риальной К. страны в целом. Однако большие Р. не всегда были негативными для К. Часто именно Р. спа­сали одну К. от массированного давления другой, по­зволяя сохранить свою самобытность. Кроме того, Р. давало толчок творческому процессу (достаточно вспом­нить жанр путевой литературы). Вплоть до 2-ой пол. XX в. фактор Р. оказывал сильное воздействие на ди­намику К., и только стремительный рост новых ком­муникационных и информационных технологий, фор­мирование глобальной системы свели значение Р. для К. почти к минимуму.

С. Я. Сущий

КУЛЬТУРА НАЦИОНАЛЬНАЯ И ПРИРОДНАЯ СРЕДА — проблема влияния природных факторов на специфику культуры народов. К. н. определяется мно­жеством факторов, П. с. — только один из них. Чело­век существует “внутри” природного окружения. Ре­льеф (горы или равнины, плато или изрезанное зали­вами побережье и т. д.), климат (сухой-влажный, холодный-теплый и т. д.), растительность и другие ха­рактеристики П. с. обитания в немалой степени обус­ловливают, прежде всего, содержание трудовой дея­тельности и быта, в рамках к-рых формируется соот­ветствующая материально-хозяйственная и бытовая культура, отражающаяся в фольклорной (низовой) со­ставляющей К. н. Но и в сфере высокой культуры (архитектура, изобразительное искусство, музыка, ли­тература и т. д.) обнаруживается глубокая взаимосвязь К. н. с П. с. Все явления и процессы К. н. в той или иной степени, явно или неявно сопричастны П. с.

С. Я. Сущий

КУЛЬТУРА ФИЗИЧЕСКАЯ (телесная культура) представляет собой деятельность, направленную на поддержание здоровья, высокого жизненного тонуса, физической формы человеческого тела. Здоровье — одна из главных ценностей индивида и общества. Идеал здорового человека по-разному понимался в~ зависимости от исторической эпохи, религиозных воз­зрений, профессиональной принадлежности. Представ­ления о медицинской норме и патологии подвижны, текучи и складываются под воздействием множества факторов. В настоящее время формируется наука валеология — междисциплинарное знание о здоровье, вклю­чающее в себя медико-биологические, этические, исто-рико-культурные, педагогические и др. аспекты. К. ф. охватывает несколько сфер жизнедеятельности чело­века, связанных с сохранением и восстановлением здо­ровья. Основными из них являются: физкультура — любительские занятия спортом, направленные на ук­репление здоровья, культивирование тела и здоровый образ жизни; спорт — профессиональные занятия ка­кими-либо физическими упражнениями с целью дос­тижения рекордов, спортивных побед и получения ма­териального вознаграждения; профессиональная и тра­диционная медицина, как институт массового поддержания здоровья людей.

И. В. Грошевихин

КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — понятие, харак­теризующее один из самых распространенных и эф­фективных подходов к сущности культуры — деятелъ-ностный. Он имеет своей теоретической предпосыл­кой идеологию западноевропейского Просвещения, в которой Д. становится основанием всей культуры. Пер­вые шаги к этому сделал Кант, а в ранг всеобщего основания культуры Д. поставил Фихте, рассматри­вавший субъект (“Я”) как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая создает мир (“не — Я”). Наиболее развитую рационалистическую концеп­цию Д. дал Гегель, толковавший ее как всепроникаю-щую характеристику абсолютного духа, как разумное целеполагание, порождаемые его имманентной потреб­ностью в самоизменении. В XIX в. отмечается отход от чисто рациональной трактовки Д. как основания культуры (Кьеркегор, Шопенгауэр, Гуссерль), начи­нают рассматриваться ценностные регулятивы Д. В марксистской трактовке она выступает прежде всего как предметная, воплощающая органическое единство материального и духовного.

В интересующем нас плане под К. д. понимается форма активного отношения человека к миру, содер­жание которой составляет его целесообразное преоб­разование. Главным в деятельной активности челове­ка как субъекта культуры является предметно-прак­тическое преобразование мира. Но в процессе освоения культурного наследия осуществляется переход пред­метной формы в личностную, а в творческом разви­тии культуры акцент делается на предметную реали­зацию личностных способностей человека. Культура знаменует то обстоятельство, что человек овладел до­стигнутым уровнем технологии своей преобразователь­ной Д. и на этой основе двигает технологию вперед. Предметное богатство — внешняя форма существова­ния культуры как Д. Ее содержанием является разви­тие самого человека как субъекта этой Д.

В. К. Королев

КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ —1) преобразованные (“окультуренные”) человеческой деятельностью эле­менты окружающей природной среды; 2) вся среда (область) обитания человека, в сочетании своих есте­ственных и искусственных элементов.

Степень “окультуренность” окружающей среды есть результат ее преобразования, к-рое напрямую связано с населенностью территории, уровнем развития про­изводительных сил и т. д. Закономерно, что макси­мальной плотности К. л. достигает в городах. Здесь, в местах максимальной концентрации населения и раз­нообразных форм хозяйственной деятельности, при­родная среда подвергается самой значительной транс­формации. Но и современные интенсивные способы сельскохозяйственного производства сопровождаются существенным видоизменением природной среды. Помимо определенной плотности, К. л. обладает и др. характеристиками, отражающими специфику нацио­нальных, трудовых и т. д. предпочтений: К. л. ското­водов, морских рыбаков, земледельцев и т. д.

С. Я. Сущий

КУЛЬТУРЫ ГЕОГРАФИЯ— научная дисциплина, расположенная на стыке географии, культурологии, социологии, этнологии и др. наук. Предмет К. г. — изучение закономерностей появления, развития и про­странственного распространения культурных систем и отдельных их элементов. В зависимости от того, ка­кие элементы культуры являются предметом рассмот­рения, в К. г. можно выделить несколько субдисцип­лин (география образа жизни, география социокультурной инфраструктуры, география традиций и норм поведения, география культурного наследия и т. д.), а также пространственных уровней исследования (они могут касаться локальных участков, областей и реги­онов, целых государств, цивилизаций и всей плане­тарной системы). Междисциплинарный характер К. г. открывает возможности для широких межнаучных обобщений, что повышает ее значимость для культу­рологии.

С. Я. Сущий

ТРУД — важнейшая форма культурной деятельнос­ти, воплощаемая в технологиях преобразования чело­веком природы, общества, самого себя, а также в ее продуктах (артефактах). При таком подходе культура осознается не как чисто духовная проблема воспита­ния и просвещения человека различными интеллек­туальными средствами, а как практическая проблема изучения и формирования условий для реализации деятельностных способностей человека. Кроме того, эта трактовка культуры не ограничивает ее деятель­ностью (духовной) элиты, а связывает с материально-преобразующей деятельностью масс, главное занятие которых - Т.

Именно Т. и выступает источником культуры, со­здает все богатство общественных отношений, преоб­разует общество и человека. (Примечательно данное М. Горьким определение: “Культура. это любовь к труду, но такая же неукротимо жадная, как любовь к женщине”. (Соч. в 25 т-х. — М., 1974, Т. 21. с. 186).

Т. создает культуру не столько тем, что производит вещи, ценности, сколько формированием и развитием человека во всем богатстве его общественных связей и способностей. Через конкретные продукты Т. создает общественные связи, а тем самым — и культуру как образ жизни человека в обществе. Именно в качестве “носителя” всеобщего характера Т. культура получает предметную форму своего существования. Предметы культуры — это, прежде всего, предметы Т., отличаю­щиеся от природных объектов своей “человеческой формой”, т.е. реализацией способностей, потребнос­тей, знаний, умений, интересов и т. п. человека.

О. В. Евграфова

Тема 7

КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, ИСТОРИЯ

КУЛЬТУРА АНТИЧНАЯ. Каждый период в ис­тории культуры по-своему ценен. Однако особую роль исследователи отводят античной (греческой и рим­ской) культуре, чья литература, искусство и филосо­фия стали отправной точкой в развитии последующей (европейской) культуры, оказали большое влияние на другие культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы — меру всех вещей. В целом для античной культуры ха­рактерен рациональный (теоретичный) подход к по­ниманию мира и в то же время эмоционально-эстети­ческое его восприятие” стройная логика, индивиду­альное своеобразие в решении тех или иных проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где раз­витие культуры протекало, в основном, в форме ком­ментирования древних учений, ставших канониче­скими, увековечивания традиций.

У истоков греческой культуры стоят Крит и Микены, чью культуру еще нельзя считать водоразделом между древним Востоком и Западом. Более того, ха рактерная для этой эпохи (2 тысячелетие до н. э.) так называемая “дворцовая” культура сближает ее с вос­точными прототипами: наблюдается та же централи­зация хозяйственной, религиозной и военно-полити­ческой жизни, что и в культуре Египта, наличие жре­ческого сословия и мощной бюрократии, где ключевой выступает фигура писца и пирамиду власти венчает царь-жрец.

Крушение централизованных систем Крита и Микен развязало руки родовой знати — басилеям в их борьбе за славу, доблести и богатство. Их подвиги вос­певались в поэме Гомера “Илиада”, возвращение са­мого “интеллектуального” греческого героя Одиссея домой, на Итаку — в “Одиссее”.

Своеобразие гомеровской эпохи (XI-IX вв. до н. э.) состоит в том, что основной вектор развития культу­ры направлен не на родовые, а на индивидуальные нормы культуры. Поведение героев Гомера резко ин­дивидуализировано, основная ценность — воинская доблесть (“арете”), ее достижение регламентируется “героическим кодексом”, приводит к славе, вслед за которой идет чествование — соответствующее поло­жение в обществе и сопутствующее ему богатство. Основной формой общественного контроля выступает “культура стыда” — непосредственно осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы. Фор­мируется рациональная ориентация поведения, его обоснование и соответствующее самосознание. Боги расцениваются как часть природы, человек, поклоня­ясь богам, может и должен строить с ними отноше­ния рационально. Гомеровская эпоха демонстрирует состязательность (“агон”) как норму культуротворчества и закладывает агональный фундамент всей евро­пейской культуры.

Последующая, архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н. э.) демонстрирует результат нового типа обществен­ных связей — закон (“номос”) как безличную право­вую норму, равнообязательную для всех. Формирует­ся полис (город-государство), в котором каждый пол­ноправный гражданин — собственник и политик, выражающий частные интересы через поддержание общественных. Равное положение граждан перед за­коном вводит механизм ограничения в агональную культуру: на первый план выдвигаются мирные доб­родетели (“справедливость”, “рассудительность”, “бла­гочестие”), а необходимость поддержания общего блага ставит граждан в позицию принудительного социаль­ного творчества. Новый социальный и природный порядок регулируется нормами космической компен­сации и меры и подлежит рациональному осмысле­нию в различных натурфилософских системах.

Эпоха классики (V-IV вв. до н. э.) — кратковре­менный взлет греческого гения во всех областях куль­туры: искусстве, архитектуре, литературе, философии и науке. Эпоха подготовлена накопленным эффектом самосознания (победа греков над персами, осознание преимуществ закона перед произволом и деспотизмом), формируется представление о человеке как самостоятельной (автаркичной) личности, закон приобретает характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуждению. Воспеваются достижения человека, об­щественная жизнь служит саморазвитию личности (эпоха Перикла). В то же время начинают осознавать­ся проблемы человеческой индивидуальности (поли­тика софистов и Сократа), перед греками открывается бездна проблемы бессознательного (иррационального), которую классическая культура Греции пытается ком­пенсировать рациональной системой обоснования он­тологической безопасности (Платон, Аристотель). Про­блемы атараксии (невозмутимость души) и личного спасения — последнее “прости”, послание Древней Греции Европе в эпоху эллинизма (конец IV-I вв. до н. э.), ликвидировавшего самостоятельность гречес­ких полисов.

Г. В. Драч

КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ — культурное течение, зародившееся в XIV в. в Италии, а во 2-й пол. XV — XVI вв. распространившееся в другие страны. Содер­жание К. В. — гуманизм, утверждающий ценность и достоинство человека.

Термин “Возрождение” (фр. “Ренессанс”) введен в научный оборот в середине XIX века Ж. Мишле.

Предпосылки К.В.: рост городов, развитие буржу­азных отношений в торговле; кризис католицизма и, как следствие, рост еретических движений; высвобож­дение личности из-под гнета сословных отношений.

Два века В. является чисто итальянским явлением. Основные его этапы: 1) “предвозрождение” (“прото­ренессанс”) — 60-е гг. XIII в. — 20-е гг. XIV в. (ду-ченто— Ducento— наименование 13 в. в Италии). Эпоха Данте и Джотто; 2) треченто (Trecento — наи­менование XIV в. в Италии); 3) кватроченто (Quatrocento) — наименование XV в. в Италии — раннее Воз­рождение, центр — Флоренция (Донателло, Мазаччо, Брунеллески, Боттичелли); 4) чинквеченто (Cinquecento — наименование XVI в. в Италии). Высокое Воз­рождение (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанд­жело). Позднее Возрождение — центр — Венеция (Ти­циан, Веронезе, Тинторетто).

Северное (Заальпийское) Возрождение охватывает ряд европейских стран в XVI в.; ведущие центры ху­дожественной культуры — Германия, Франция, Ис­пания, Англия. Специфика культуры северного Воз­рождения: 1) меньшая зависимость от античных об­разцов; 2) стремление возродить дух первоначального христианства.

С. М. Пешкова

КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО —совокупность ценностей, образцов и норм, символи­ческих регулятивов поведения человека, живущего в условиях демократии. Принципы демократии реали­зуются прежде всего в общественно-политической жиз­ни, где действует тщательно отработанный механизм учета интересов различных социальных слоев и групп. Но демократические принципы и ценности распрост­раняются и на все другие сферы общества, становясь элементом внутренней культуры и потребностей чело­века. В К. о. д. широкое распространение получили гуманистические принципы и ценности — права че­ловека, вера в прогресс, активность и труд, достиже­ние и успех и др. На развитие К. о. д. существенное влияние оказывает НТР, которая намного расширяет возможности приобщения масс к духовным ценнос­тям, предъявляет возросшие требования к образова­тельному уровню, повышению интеллектуального по­тенциала общества; с другой стороны, нарастающий в условиях К. о. д. поток массовой культуры оказыва­ет негативное воздействие на общество, формируя куль­турные стандарты “общего блага”.

В. Н. Шевелев

Наши рекомендации