Е. Г. Шевляков, М. В. Заковоротная
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР— классификация, упорядочение всех выявленных в истории культур по како му-либо критерию (основанию, признаку), присущему всем культурам. Главное методологическое условие типологизации — единство критерия, на основе к-рого выделяются типы, культур. Примеры критериев типологизации: способ трансляции культуры {традиционные и нетрадиционные культуры); специфика социальной солидарности (кровнородственные, этнические, национальные, конфессиональные типы культур); структура социальной стратификации или деления общества на классы и страты (культуры деревенская, городская, профессиональная, криминальная, маргинальная и т. д.); уровень технологии материального, социального и интеллектуального производства (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры); хронологическая последовательность (первобытная, военная, религиозная, цивилизованная, научная и постнаучная культуры и т. д.); преобладание какой-либо социальной подсистемы — экономической (Запад), ценностной (Китай), социетальной (Индия), политической (Ближний Восток) и т. д. Количество критериев типологизации культур на сегодняшний день точно не определено.
Т. П. Матяш
Тема 5
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
ИДЕОЛОГИЯ (от греч. идея — мысль, понятие; логос — учение, теория) — система жизненных, социо-культурных, политических позиций и идей, в к-рых осознается и оценивается отношение людей друг к другу и социальной действительности в целом. Выделяются такие формы И.: 1) частичная, определяющая “сознательные” социально-политические, ценностные, научные или религиозные взгляды отдельных людей или групп (стратов); 2) тотальная, являющаяся в ту или иную историческую эпоху единственной и абсолютной детерминантой всех форм, стилей и содержаний знания. Понятие И. показывает, насколько индивидуальное видение обусловлено материальными, экономическими и культурными связями. Свою разработку феномен И. получил в концепциях К. Маркса, Ф. Ницше, В. Парето, Л. Гумпловича, К. Манхейма и др.
Д. Л. Устименко
ИСКУССТВО — особая форма культуры, включает специфические виды познания, деятельности, удовлет воряет индивидуальные и социальные эстетические потребности; отражая действительность в системе художественных образов, содержит концентрированную информацию о духовной жизни общества. Процесс развития И. непрерывен, разомкнут, соотнесён с общей социальной историей, не повторяя ее буквально;
высшие из достижений И. последующими этапами развития не перекрываются. И. имеет исторически стабильные и мобильные свойства, сохраняет в сознании фундаментальные общие ценности и реагирует на особенности конкретных исторических периодов, крупных социальных групп. При зарождении И. его элементы синкретически слитны и не выделены из общей социальной деятельности; впоследствии, не утратив связей с многообразием социума, И. выработало собственные структуру, системы жанров, стилей, форм, языка (языков). Общие для И. законы преломляются через знаковые системы (системы выразительных средств) вербальные, цветовые, звуковые и др., образуя виды И. (художественная литература, живопись, музыка и др.), которые постоянно взаимодействуют между собой, формируя в т. ч. виды синтетические (театр, киноискусство и др.). Уровень развития и активность функционирования И. в обществе являются важной характеристикой культуры в целом.
Е. Г. Шевляков
КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ — это те оболочки, в которых представлен тот или иной культурный объект (артефакт). Их нельзя отождествлять с самим объектом. В мире вообще нет явлений, лишенных формы. В культуре формы выступают как упорядоченный способ организации того или иного культурного явления, события. Если содержание культуры характеризует все то, что содержится в ее системе, то К. ф. обнаруживают себя с одной стороны как внешнее выражение содержания, с другой — как ее тип и структура. Это определенная характеристика выявления дискретности и градуированности содержания. Черты культурного объекта, выражающие его праксиологические и символические функции, суть его форма. Понятие К. ф. по-разному применимо в его ипостасях: материальная, духовная, художественная культура, технология деятельности и ее результаты и т. д. К. ф. динамичны, конкретно историчны, в них всегда обнаруживается связь традиций и новаций, родового и локального.
В. Е. Давидович
МИФОЛОГИЯ (от греч. mythos — сказание и logos — слово, учение): 1) научная дисциплина, изучающая сохранившиеся мифы; 2) сами эти мифы в их совокупности. Совокупность мифов включала в себя всю духовно-психологическую жизнь древнего социума. Всякая М. приписывает содержание психики (мифическую реальность) самому бытию. Самой ранней была форма тотемистической мифологии, возникшая в эпоху присваивающей культуры собирателей и охотников. Человек считал себя частью тотемного тела, охватывающего всю территорию локальной группы. Все существа и особенности географического ландшафта включились в тотемную плоть. Бананы, собаки, ящерицы, люди составляли одну якобы родственную группу. С переходом к огородничеству возникает хтоническая М. (греч. chton — земля). Мифическая реальность персонифицируется в виде зооморфных или фитоморфных фигур. Так, в минойскую эпоху Древней Греции хтонической фигурой был Минотавр (че-ловекобык), связанный с подземным миром. Все боги Египетского пантеона были звероподобны. В Греции в эпоху микенской культуры хтонические боги вытесняются Небесными богами с человеческим обликом. Таковы олимпийские боги — Зевс, Аполлон, Афина и др. Жизнь богов на Олимпе стала изображаться по аналогии с жизнью царского двора, где деспотический владыка управляет всеми подданными.
С. Е. Егжова
МОРАЛЬ — регулятив человеческих поступков, наиболее полное выявление человеческого в человеке. Установление нравственного мира с присущими ему представлениями о благе и несчастье, добре и зле, совести, стыде, вине, справедливости есть то, что окончательно выделяет человека из других существ, делая его уникальным феноменом бытия. Сущность М. состоит в возникновении той формы внутривидовой солидарности, в рамках к-рой над-индивидуальные требования Рода, общества, культуры проникают в сознание отдельного человека, воспринимаются как его собственные, сокровенные побуждения, становятся внутренним регулятивом его поступков.
В. Е. Давидович
НАУКА — рационально организованная система познающей мысли. Будучи сегментом культуры, Н. есть деятельность по производству новых знаний о мире и человеке, выражающих внутреннюю сущность исследуемого и обладающих объективной значимостью. В современном обществе Н. представляет собой сложное, многозвенное, глубоко внутренне расчлененное духовное образование. Ее возможности и границы определены очертаниями социальной практики. Н. — это обособившаяся страна практики, позволяющая заглянуть за близлежащие цели, рационализировать весь жизненный процесс. Н. выступает как сложно организованная система знаний и как социокультурный институт, т. е. система органов и организаций с их требованиями, регулирующими научный труд, жизнь, сообщество ученых.
В. Е. Давидович
ПРАВО — форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по регулированию наиболее значимых для жизни человека общественных отношений на основе системы специально выработанных и обеспечиваемых формализованных социальных норм, обязательных к исполнению всеми гражданами данного общества.
Собственно П. формируется вместе с государством, однако его предпосылки — обычаи, табу, правила поведения, нормы морали и религии, и т. п. — возникают вместе с человеком и обществом, характеризуют образ жизни как культурный, отличный от животного. Важнейшая культурная функция П. — регулирование отношений в условиях несовпадения интересов членов общества в целях его сохранения и развития.
По своему происхождению П. является атрибутом цивилизованного образа жизни, а по функционированию выступает формой социальной культуры, воплощенной в деятельности особых социальных институтов, обеспечивающих выработку и соблюдение социальных норм на основе формализации определенной системы материальных и духовных ценностей.
Главной ценностью П. является Закон как “безличностная” форма регулирования общественных отношений. Практическое отношение к нему членов общества является важнейшей характеристикой П. как феномена культуры, конкретизирующего деонтологизированность Абсолюта в земной, общественной жизни.
В. К. Королев
РЕЛИГИЯ (от лат. religare — связывать) — стремление человека к жизни в единстве с Богом, Абсолютом, воплощающим в себе высшее совершенство, могущество и смысл бытия. Основывается на вере и духовном опыте человека, выражается в мировоззрении, культе (поклонении Божеству) и различных формах объединения верующих (церковь, община и т. д.). По представлениям о Божестве и происхождении мира Р. делятся на: а) монотеистические креационистские (иудаизм, христианство, ислам); б) манифестационные языческие (различные формы примитивных архаических культов, политеизма, пантеизма, восточные культы); в) трансформировавшиеся в религиозную традицию философские учения (буддизм, конфуцианство). По степени распространенности в мире различают:
а) мировые Р. (буддизм, христианство, ислам), универсалистское мировоззрение к-рых способствует их широкому международному распространению; б) этнолокаль-ные Р. (иудаизм, индуизм, даосизм и др.), влияние к-рых ограничивается рамками этноса или региона. Большинство современных культурных традиций основывается на определенном типе религиозности: христианстве, мусульманстве, иудаизме, буддизме и т. д.
В. О. Моргачев
ФИЛОСОФИЯ — форма духовной Деятельности, пришедшая на смену мифопоэтическому мышлению, открывшая логику мышления, его понятийно-категориальную структуру. Возникла в середине I тысячелетия до н. э. в трех регионах мира: Элладе, Индии и Китае. Остальные культуры или осваивали ту или инуюФ.,или продолжали жить в мифе и в пространстве здравого смысла. Европейская культура сформировалась на эллинской традиции логики, отличающейся от индийской и китайской. Возникновение Ф. произвело глубокие изменения в традиционной античной культуре: возникла система понятийно оформленного, выраженного в логических суждениях знания, что обеспечило быстрое логическое его усвоение; начался рост интеллектуальных возможностей человека, приведший к разрушению его принудительной связи с преданием, к-рое держится на непосредственной и безотчетной вере в святость всего своего — отеческих богов, отеческих укладов жизни, и не нуждается вФ.; потрясая отеческое предание, Ф. впервые произвела раскол в греческой жизни на тех, кто охранял традиции (житель ойкумены), и тех, кто их разрушал (космополит, гражданин мира), что явилось прообразом борьбы идей; разрушив в процессе критики отеческих законов единую систему ценностей, первые философы стали утверждать открываемые разумом безусловные первоосновы жизни, одинаковые для всех племен и народов, для всего мироздания; такого рода первоосновы не могли быть найдены в чувственном мире, а потому Ф. породила идею существования трансцендентного мира Истины, Добра, Красоты, где пребывает безусловная норма жизни, с к-рой следует сообразовывать как с должным все отеческие нормы, законы, обычаи; Ф. изобрела порядок речи, не совпадающий с порядком народного быта: наряду с обычной появилась философская речь (философские понятия и категории, к-рым, в силу их искусственности, надо было специально учиться), описывающая метафизические сущности, лежащие за порогом возможности чувственного восприятия. Эти и другие последствия возникновения Ф. определили в дальнейшем специфику западноевропейской культуры в целом.
Т. П. Матяш
ЭКОНОМИКА — форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в обществе в результате его активного целенаправленного воздействия на природу. В современной экономической науке рассматриваемое понятие ограничивается механизмом деятельности для получения прибыли. Культурология позволяет рассматривать Э. как сферу общественной жизни человека, системно. Этот подход представляется более плодотворным по следующим обстоятельствам.
Во-первых, главным субъектом экономической деятельности является человек, который не просто выступает главной производительной силой, а определяет цели, средства, методы хозяйствования в соответствии со своими потребностями, мотивами, интересами. Во-вторых, экономические преобразования осуществляются не роботами по заложенной в них программе экономической эффективности, а живыми людьми. Участие человека в экономической деятельности определяется не только потребностями в материальных благах, но и сложившимися представлениями о смысле IVyJIbiypUJIUI ЛИ. npQinnn ll.m^
и достойном образе экономической жизни, о престижности и допустимости тех или иных видов экономической деятельности, о собственности, богатстве, взаимоотношениях людей. В-третьих, человек не является исключительно экономическим существом. Он имеет многоплановое мировоззрение, идеалы, предрассудки, внеэкономические интересы, цели, сферы, эмоциональную, иррациональную жизнь, что не может не оказывать влияния на его экономическую деятельность. В этом смысле Э. выступает не просто как жизнеобеспечение, а как сфера самореализации личности, ее творческого потенциала, независимо от эффективности экономической деятельности. В-четвертых, эта деятельность осуществляется не только конкретным, “живым” человеком, но и в конкретных исторических и культурных условиях.
Все это позволяет характеризовать Э. как один из важнейших феноменов культуры.
О. В. Евграфова
Тема 6.
КУЛЬТУРА И ПРИРОДА
ВТОРАЯ ПРИРОДА — выражение, подчеркивающее неразрывную связь культурной деятельности с природой, которая в этом единстве является “первой”, а собственно культура определяется через слово “природа” (хоть и вторая). Во взаимодействии с миром человек использует две основные формы деятельности. Первая — непосредственное потребление человеком природных ресурсов биологическим, естественным образом. Вторая — главная форма — преобразование (первой) природы, создание того, что отсутствует в ней в готовом виде — т. н. артефактов. Они призваны обеспечивать как биологические потребности (на более высоком уровне и в дополнение к первой форме), так и потребности внеприродные — социальные. Результатом этого является “очеловечивание” природы, создание нового мира, несущего печать человеческой деятельности (в отличие от мира “девственной” природы). В этот новый человеческий мир — В. п. — входят не только предметы и результаты труда, но и материальные основания общественных отношений, совмес тная деятельность по преобразованию не только “первой” (ее остается все меньше и меньше), но и “второй” природы, а также изменения и самого человека, вплоть до телесных проявлений. Иногда этот термин просто отождествляют с понятием “культура”, которую воспринимают как то, что “отвоевано” трудом и духом человека у собственно природы как “натуры”.
В. К. Королев
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ — теория в культурологии и социологии, объясняющая особенности жизни человека и общества прежде всего и в решающей мере природными причинами, усматривающая главную роль географической среды в формировании и функционировании культуры. Эта среда понимается как совокупность предметов и явлений природы (земля, вода, воздух, растительный и животный мир, и т. п.), вовлеченных в процесс человеческой жизнедеятельности и составляющих необходимое условие существования и развития человека и общества. Естественно, что с развитием экономики расширяются и рамки географической среды (которую нельзя отождествлять со средой природной).
Идеи причинной обусловленности особенностей общества, его культуры географической средой высказывалась уже в античности (Демокрит, Гиппократ, Геродот). В Новое время идеология Г. д. была направлена против религиозной идеи о божественной заданности общественной жизни (Воден, Монтескье, Тюрго), подчеркивала роль природных факторов для культуры и общества. В настоящее время идеи Г. д. весьма актуальны в экологическом плане, а также в связи с тенденциями информационной рационализации культуры.
В. К. Королев
КУЛЬТУРА И ПРИРОДА — понятия, к-рые, как правило, рассматриваются во взаимной оппозиции. Под К. в самом общем смысле понимается все, что было преобразовано и освоено человеком; П. — это то, что существует помимо и без человека, по независимым от него законам. Противоположность К. и П. не абсолютна: она подразумевает их сопряжение и взаимодействие. Ведь сам процесс создания К. есть деятельность человека по преобразованию природного в культурное. Следует учесть, что П. не только вне человека, но и внутри него, поскольку он обладает физическим телом, подверженным действию всех законов материального мира. В свою очередь и К. не только внутри, но и вовне человека (искусственная окружающая среда). Формы и грани взаимодействия К. и П. многообразны и изменчивы, как и удельный вес “природного” и “культурного” в различных сферах природ-но-культурного мира. По мере развития общества и увеличения масштабов человеческой деятельности культурный компонент и в материальной и в духовной сферах растет количественно и усложняется структурно. Особенности взаимодействия К. и П. в том, что внутренний динамизм, скорость содержательного и ко личественного развития К. на математический порядок превосходит аналогичные скорости эволюции природного мира. В рамках Вселенной пространственная область бытия К. бесконечно мала, так же как и время ее существования есть не более чем миг в астрофизическом измерении. Но в течение этого “мига” К. в пределах нашей планеты превратилась в глобальную доминирующую силу, от которой зависит существование всей биологической формы материи, существующей на земле уже более 3,5 (по новейшим данным — 4,5) миллиардов лет. В XX в. стало очевидно, что в К., взятой предельно широко, содержатся элементы, которые в своем развитии способны привести к уничтожению человеческого общества. Поэтому главной целью деятельности людей должно быть достижение состояния коэволюции К. и П.
С. Я. Сущий
КУЛЬТУРА И РАССТОЯНИЕ.Р. всегда разделяло культурные центры и ареалы, задерживая распространение инноваций, затрудняя обмен деятелями культуры, культурными ценностями и технологиями. “У нас от мысли до мысли пять тысяч верст”, — писал Вяземский Пушкину. Огромные Р. России являлись фактором, препятствовавшим активизации провинциальной К., что тормозило развитие духовной и материальной К. страны в целом. Однако большие Р. не всегда были негативными для К. Часто именно Р. спасали одну К. от массированного давления другой, позволяя сохранить свою самобытность. Кроме того, Р. давало толчок творческому процессу (достаточно вспомнить жанр путевой литературы). Вплоть до 2-ой пол. XX в. фактор Р. оказывал сильное воздействие на динамику К., и только стремительный рост новых коммуникационных и информационных технологий, формирование глобальной системы свели значение Р. для К. почти к минимуму.
С. Я. Сущий
КУЛЬТУРА НАЦИОНАЛЬНАЯ И ПРИРОДНАЯ СРЕДА — проблема влияния природных факторов на специфику культуры народов. К. н. определяется множеством факторов, П. с. — только один из них. Человек существует “внутри” природного окружения. Рельеф (горы или равнины, плато или изрезанное заливами побережье и т. д.), климат (сухой-влажный, холодный-теплый и т. д.), растительность и другие характеристики П. с. обитания в немалой степени обусловливают, прежде всего, содержание трудовой деятельности и быта, в рамках к-рых формируется соответствующая материально-хозяйственная и бытовая культура, отражающаяся в фольклорной (низовой) составляющей К. н. Но и в сфере высокой культуры (архитектура, изобразительное искусство, музыка, литература и т. д.) обнаруживается глубокая взаимосвязь К. н. с П. с. Все явления и процессы К. н. в той или иной степени, явно или неявно сопричастны П. с.
С. Я. Сущий
КУЛЬТУРА ФИЗИЧЕСКАЯ (телесная культура) представляет собой деятельность, направленную на поддержание здоровья, высокого жизненного тонуса, физической формы человеческого тела. Здоровье — одна из главных ценностей индивида и общества. Идеал здорового человека по-разному понимался в~ зависимости от исторической эпохи, религиозных воззрений, профессиональной принадлежности. Представления о медицинской норме и патологии подвижны, текучи и складываются под воздействием множества факторов. В настоящее время формируется наука валеология — междисциплинарное знание о здоровье, включающее в себя медико-биологические, этические, исто-рико-культурные, педагогические и др. аспекты. К. ф. охватывает несколько сфер жизнедеятельности человека, связанных с сохранением и восстановлением здоровья. Основными из них являются: физкультура — любительские занятия спортом, направленные на укрепление здоровья, культивирование тела и здоровый образ жизни; спорт — профессиональные занятия какими-либо физическими упражнениями с целью достижения рекордов, спортивных побед и получения материального вознаграждения; профессиональная и традиционная медицина, как институт массового поддержания здоровья людей.
И. В. Грошевихин
КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — понятие, характеризующее один из самых распространенных и эффективных подходов к сущности культуры — деятелъ-ностный. Он имеет своей теоретической предпосылкой идеологию западноевропейского Просвещения, в которой Д. становится основанием всей культуры. Первые шаги к этому сделал Кант, а в ранг всеобщего основания культуры Д. поставил Фихте, рассматривавший субъект (“Я”) как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая создает мир (“не — Я”). Наиболее развитую рационалистическую концепцию Д. дал Гегель, толковавший ее как всепроникаю-щую характеристику абсолютного духа, как разумное целеполагание, порождаемые его имманентной потребностью в самоизменении. В XIX в. отмечается отход от чисто рациональной трактовки Д. как основания культуры (Кьеркегор, Шопенгауэр, Гуссерль), начинают рассматриваться ценностные регулятивы Д. В марксистской трактовке она выступает прежде всего как предметная, воплощающая органическое единство материального и духовного.
В интересующем нас плане под К. д. понимается форма активного отношения человека к миру, содержание которой составляет его целесообразное преобразование. Главным в деятельной активности человека как субъекта культуры является предметно-практическое преобразование мира. Но в процессе освоения культурного наследия осуществляется переход предметной формы в личностную, а в творческом развитии культуры акцент делается на предметную реализацию личностных способностей человека. Культура знаменует то обстоятельство, что человек овладел достигнутым уровнем технологии своей преобразовательной Д. и на этой основе двигает технологию вперед. Предметное богатство — внешняя форма существования культуры как Д. Ее содержанием является развитие самого человека как субъекта этой Д.
В. К. Королев
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ —1) преобразованные (“окультуренные”) человеческой деятельностью элементы окружающей природной среды; 2) вся среда (область) обитания человека, в сочетании своих естественных и искусственных элементов.
Степень “окультуренность” окружающей среды есть результат ее преобразования, к-рое напрямую связано с населенностью территории, уровнем развития производительных сил и т. д. Закономерно, что максимальной плотности К. л. достигает в городах. Здесь, в местах максимальной концентрации населения и разнообразных форм хозяйственной деятельности, природная среда подвергается самой значительной трансформации. Но и современные интенсивные способы сельскохозяйственного производства сопровождаются существенным видоизменением природной среды. Помимо определенной плотности, К. л. обладает и др. характеристиками, отражающими специфику национальных, трудовых и т. д. предпочтений: К. л. скотоводов, морских рыбаков, земледельцев и т. д.
С. Я. Сущий
КУЛЬТУРЫ ГЕОГРАФИЯ— научная дисциплина, расположенная на стыке географии, культурологии, социологии, этнологии и др. наук. Предмет К. г. — изучение закономерностей появления, развития и пространственного распространения культурных систем и отдельных их элементов. В зависимости от того, какие элементы культуры являются предметом рассмотрения, в К. г. можно выделить несколько субдисциплин (география образа жизни, география социокультурной инфраструктуры, география традиций и норм поведения, география культурного наследия и т. д.), а также пространственных уровней исследования (они могут касаться локальных участков, областей и регионов, целых государств, цивилизаций и всей планетарной системы). Междисциплинарный характер К. г. открывает возможности для широких межнаучных обобщений, что повышает ее значимость для культурологии.
С. Я. Сущий
ТРУД — важнейшая форма культурной деятельности, воплощаемая в технологиях преобразования человеком природы, общества, самого себя, а также в ее продуктах (артефактах). При таком подходе культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и просвещения человека различными интеллектуальными средствами, а как практическая проблема изучения и формирования условий для реализации деятельностных способностей человека. Кроме того, эта трактовка культуры не ограничивает ее деятельностью (духовной) элиты, а связывает с материально-преобразующей деятельностью масс, главное занятие которых - Т.
Именно Т. и выступает источником культуры, создает все богатство общественных отношений, преобразует общество и человека. (Примечательно данное М. Горьким определение: “Культура. это любовь к труду, но такая же неукротимо жадная, как любовь к женщине”. (Соч. в 25 т-х. — М., 1974, Т. 21. с. 186).
Т. создает культуру не столько тем, что производит вещи, ценности, сколько формированием и развитием человека во всем богатстве его общественных связей и способностей. Через конкретные продукты Т. создает общественные связи, а тем самым — и культуру как образ жизни человека в обществе. Именно в качестве “носителя” всеобщего характера Т. культура получает предметную форму своего существования. Предметы культуры — это, прежде всего, предметы Т., отличающиеся от природных объектов своей “человеческой формой”, т.е. реализацией способностей, потребностей, знаний, умений, интересов и т. п. человека.
О. В. Евграфова
Тема 7
КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА АНТИЧНАЯ. Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Однако особую роль исследователи отводят античной (греческой и римской) культуре, чья литература, искусство и философия стали отправной точкой в развитии последующей (европейской) культуры, оказали большое влияние на другие культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы — меру всех вещей. В целом для античной культуры характерен рациональный (теоретичный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие” стройная логика, индивидуальное своеобразие в решении тех или иных проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в форме комментирования древних учений, ставших каноническими, увековечивания традиций.
У истоков греческой культуры стоят Крит и Микены, чью культуру еще нельзя считать водоразделом между древним Востоком и Западом. Более того, ха рактерная для этой эпохи (2 тысячелетие до н. э.) так называемая “дворцовая” культура сближает ее с восточными прототипами: наблюдается та же централизация хозяйственной, религиозной и военно-политической жизни, что и в культуре Египта, наличие жреческого сословия и мощной бюрократии, где ключевой выступает фигура писца и пирамиду власти венчает царь-жрец.
Крушение централизованных систем Крита и Микен развязало руки родовой знати — басилеям в их борьбе за славу, доблести и богатство. Их подвиги воспевались в поэме Гомера “Илиада”, возвращение самого “интеллектуального” греческого героя Одиссея домой, на Итаку — в “Одиссее”.
Своеобразие гомеровской эпохи (XI-IX вв. до н. э.) состоит в том, что основной вектор развития культуры направлен не на родовые, а на индивидуальные нормы культуры. Поведение героев Гомера резко индивидуализировано, основная ценность — воинская доблесть (“арете”), ее достижение регламентируется “героическим кодексом”, приводит к славе, вслед за которой идет чествование — соответствующее положение в обществе и сопутствующее ему богатство. Основной формой общественного контроля выступает “культура стыда” — непосредственно осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы. Формируется рациональная ориентация поведения, его обоснование и соответствующее самосознание. Боги расцениваются как часть природы, человек, поклоняясь богам, может и должен строить с ними отношения рационально. Гомеровская эпоха демонстрирует состязательность (“агон”) как норму культуротворчества и закладывает агональный фундамент всей европейской культуры.
Последующая, архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н. э.) демонстрирует результат нового типа общественных связей — закон (“номос”) как безличную правовую норму, равнообязательную для всех. Формируется полис (город-государство), в котором каждый полноправный гражданин — собственник и политик, выражающий частные интересы через поддержание общественных. Равное положение граждан перед законом вводит механизм ограничения в агональную культуру: на первый план выдвигаются мирные добродетели (“справедливость”, “рассудительность”, “благочестие”), а необходимость поддержания общего блага ставит граждан в позицию принудительного социального творчества. Новый социальный и природный порядок регулируется нормами космической компенсации и меры и подлежит рациональному осмыслению в различных натурфилософских системах.
Эпоха классики (V-IV вв. до н. э.) — кратковременный взлет греческого гения во всех областях культуры: искусстве, архитектуре, литературе, философии и науке. Эпоха подготовлена накопленным эффектом самосознания (победа греков над персами, осознание преимуществ закона перед произволом и деспотизмом), формируется представление о человеке как самостоятельной (автаркичной) личности, закон приобретает характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуждению. Воспеваются достижения человека, общественная жизнь служит саморазвитию личности (эпоха Перикла). В то же время начинают осознаваться проблемы человеческой индивидуальности (политика софистов и Сократа), перед греками открывается бездна проблемы бессознательного (иррационального), которую классическая культура Греции пытается компенсировать рациональной системой обоснования онтологической безопасности (Платон, Аристотель). Проблемы атараксии (невозмутимость души) и личного спасения — последнее “прости”, послание Древней Греции Европе в эпоху эллинизма (конец IV-I вв. до н. э.), ликвидировавшего самостоятельность греческих полисов.
Г. В. Драч
КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ — культурное течение, зародившееся в XIV в. в Италии, а во 2-й пол. XV — XVI вв. распространившееся в другие страны. Содержание К. В. — гуманизм, утверждающий ценность и достоинство человека.
Термин “Возрождение” (фр. “Ренессанс”) введен в научный оборот в середине XIX века Ж. Мишле.
Предпосылки К.В.: рост городов, развитие буржуазных отношений в торговле; кризис католицизма и, как следствие, рост еретических движений; высвобождение личности из-под гнета сословных отношений.
Два века В. является чисто итальянским явлением. Основные его этапы: 1) “предвозрождение” (“проторенессанс”) — 60-е гг. XIII в. — 20-е гг. XIV в. (ду-ченто— Ducento— наименование 13 в. в Италии). Эпоха Данте и Джотто; 2) треченто (Trecento — наименование XIV в. в Италии); 3) кватроченто (Quatrocento) — наименование XV в. в Италии — раннее Возрождение, центр — Флоренция (Донателло, Мазаччо, Брунеллески, Боттичелли); 4) чинквеченто (Cinquecento — наименование XVI в. в Италии). Высокое Возрождение (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанджело). Позднее Возрождение — центр — Венеция (Тициан, Веронезе, Тинторетто).
Северное (Заальпийское) Возрождение охватывает ряд европейских стран в XVI в.; ведущие центры художественной культуры — Германия, Франция, Испания, Англия. Специфика культуры северного Возрождения: 1) меньшая зависимость от античных образцов; 2) стремление возродить дух первоначального христианства.
С. М. Пешкова
КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО —совокупность ценностей, образцов и норм, символических регулятивов поведения человека, живущего в условиях демократии. Принципы демократии реализуются прежде всего в общественно-политической жизни, где действует тщательно отработанный механизм учета интересов различных социальных слоев и групп. Но демократические принципы и ценности распространяются и на все другие сферы общества, становясь элементом внутренней культуры и потребностей человека. В К. о. д. широкое распространение получили гуманистические принципы и ценности — права человека, вера в прогресс, активность и труд, достижение и успех и др. На развитие К. о. д. существенное влияние оказывает НТР, которая намного расширяет возможности приобщения масс к духовным ценностям, предъявляет возросшие требования к образовательному уровню, повышению интеллектуального потенциала общества; с другой стороны, нарастающий в условиях К. о. д. поток массовой культуры оказывает негативное воздействие на общество, формируя культурные стандарты “общего блага”.
В. Н. Шевелев