Лестницы древнего мира. Ренессанс
Лестницы храмов древнего мира – это дороги в небо.
Средневековые лестницы, расположенные внутри башни, представляли собой каменные ступени винтовой лестницы.
Средневековые мотивы зачастую перекликаются с «готическим стилем».
Рассмотрим стиль классической красоты и гармонии – Ренессанс.
Лестница внутри ренессансной виллы или дворца эпохи классицизма – это спокойствие и легкость.
Высота ступеней, ширина марша идеально выверены.
В декоре, а именно в ограде лестницы, украшении стен лестничной клетки, архитекторы стремились выразить свое представление о гармонии античного мира
В оформлении использовались античные мотивы и формы – скульптурные изображения, каменные вазы;
ограждение – изящная кованая решетка с орнаментом, напоминающим вензеля.
Ренессансной лестнице требуется организованное пространство.
Архитекторы Возрождения опирались на древние постройки – храмы и остатки дворцов,
поэтому в жилую архитектуру Возрождения входит элемент торжественности, а отсюда и интерес к парадной лестнице, предназначенной для торжественного всхода.
Итальянский зодчий Андреа Палладио (1570г) определил главное предназначение лестницы – служить человеку: « Достойны похвалы лестницы, если они светлы, просторны, легки для хождения: ибо, будучи таковыми, они привлекают человека подняться по ним»
Большой вклад в конструирование лестниц того времени внес Микеланджело, который спроектировал капитолийскую лестницу с широкими ступенями- площадками, чуть наклонными к всходящим (такой тип лестницы называется «кордоната»).
Эта знаменитая лестница – «Кордоната»- стала одним из самых значительных сооружений той эпохи, входящей в ансамбль Капитолия.
Она соединяла Рим с Капитолийским холмом.
Барокко и барочные лестницы
Барокко – пышный торжественный, витиеватый и многословный, блестящий и жизнерадостный, порой склонный к архитектурным преувеличениям, но свободный в своей основе стиль.
Барокко зародилось в недрах итальянского Ренессанса и выплеснулось в новый художественный стиль.
Барочные лестницы созданы лишь для того, чтобы по ним спускались пышные процессии.
Поэтому занимали огромные внутренние пространства (парадная лестница Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, XVIII, архитектор Растрелли).
Архитекторы барокко при планировке лестниц начинают «играть» с пространством, создавая зрительно ощущение подъема и спуска.
В эпоху барокко становятся популярными лестницы, разветвляющиеся надвое (с двумя ветвями) и с дугообразными маршами, со ступенями полукруглой и серповидной формы.
Опорная балясина становится на предпоследнюю ступень, позволяя последней ступени расширяться и образовывать площадку.
Благодаря такому приему, лестница приобретает впечатление водного потока.
Барокко – динамичный стиль, пронизанный движением.
Идею движения подчеркивают и волюты, которыми заканчиваются перила.
Таким образом, лестница последней ступенью не кончается, а входит в пространство.
В орнаменте превалируют растительные формы.
Гамма барокко – белый фон с золотой лепниной.
В оформление лестницы включаются зеркала, зрительно расширяющее пространство.
Классицизм
После эпохи Ренессанса художники, архитекторы, философы вновь и вновь обращаются к классическому наследию, ярким примером которого является эпоха классицизма и ее заключительная и наивысшая стадия – ампир.
Лестницы этой эпохи отмечены простыми ясными формами, любовью к спокойному ритму (например, классическая балюстрада).
Но украшения становятся строже, а решения лестницы холодными и отстраненными.
Классицизм, как всякий «большой» и «значительный» стиль, экспансивен, т.е. занят пространством и организацией пространства.
Один из примеров – находящаяся уже за рамками классицизма, но целиком проникнутая его духом, - знаменитая Потемкинская лестница в Одессе, архитектор Ф.Буффо в 1837-42гг.
Модерн
К концу XIX века складывается единый стиль, получивший мировое признание и называется он – Модерн.
Просуществовав одно десятилетие, этот стиль вошел в историю надолго.
Здание и предметы, наполняющие его едины, живописность перестает быть прерогативой живописи, архитектура подчиняется цвету и линии.
Вместе с тем она становится более пластичной и текучей.
Линия и пластический объем превращает лестницу, а в частности ограждение, в подобие катящейся волны.
Сами конструкции лестниц не претерпевают существенных изменений.
Стремясь создать оригинальные ограждения и оформление лестницы, архитекторы модерна порой забывают о форме лестницы.
Пластическая композиция стиля модерн прослеживается в лестницедома Батло, построенной А. Гауди.
Лестница модерна при всей оригинальности никогда не создает большого впечатления, чем все здание, что предвещает основную идею архитектуры XX века – единство всех элементов.
Хай-тек
Интерьер ХХ века – века высоких технологий, вошедших в человеческое жилище, – проникнут единой конструктивной идеей.
После Второй Мировой войны все чаще создаются интерьеры, отвечающие эстетике минимализма и выраженной функциональности.
Популярными становятся такие материалы, как металл, пластик, стекло.
Интерьерная лестница в стиле Хай-тек демонстрирует обнаженную конструкцию, чаще всего незамкнутую (бескосоурную лестницу), которая не расчленят пространство, способствуя сохранению его единства, что важно в эпоху компактного проживания людей.
Современные стилизации
В наши дни архитекторов, дизайнеров, проектировщиков все также волнуют стили прошлого.
Простота, гармония элементов классической архитектуры, например, резные балясины.
Большинство таких лестниц выполняется из дерева, которое придает им в классическом стиле теплоту и камерность.
Современные лестницы в барочном стиле имеют изгиб марша, что придает лестнице динамичность и богатство пространственной композиции, а также полукруглые и серповидные ступени, растительные мотивы ограждений.
Популярен стиль кантри – деревянный стиль.
Он подразумевает некоторую нарочитую грубоватость, необработанность. Создаст в интерьере простодушную атмосферу.
Дерево, ковка в ограждениях, «пестрая дорожка» в стиле Patchwork, сушеные травы и связки овощей – вот основные штрихи стиля кантри.
РАЗДЕЛ III
ЛЕСТНИЦЫ И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ