Возникновение философии и науки
В Греции VII- VI вв. до н. э. возникает новый тип установки индивида по отношению к окружающему миру. Как следствие, возникает быстро развившаяся в замкнутую культурную форму - философия и наука. Именно греки стали создателями науки, основанной на принципах рациональности. Попытаемся дать ответ, что такое наука и почему греки являются ее создателями, ведь нам прекрасно известно о высоком уровне развития научных знаний в Египте, Вавилоне.
Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Цель науки - познание ради познания, т.е. постижение истины. Научная деятельность по производству знаний не может быть направлена только на решение практических задач.
Отсюда следует, что в древних цивилизациях, обладавших налаженным механизмом хранения и передачи информации, где отсутствовала отчетливо выраженная деятельность по получению новых знаний, не было науки в подлинном смысле этого слова. Основная социальная прослойка, ответственная за хранение знаний, - жрецы, в числе их задач трансляция, но не развитие и обогащение знаний. На протяжении многих веков происходило медленное изменение объема и состава знаний, но совершалось это скорее всего стихийно и не носило характера сознательно направлявшейся деятельности. Кроме того, египетские и вавилонские научные знания носили прикладной характер, мы никогда не встретим постановки вопроса об устройстве мира в целом астрономом или математиком, всегда решались конкретные практические задачи.
Прямо противоположная картина в античной Греции. Отличительной чертой греческой науки с момента ее зарождения была теоретичность, стремление к познанию истины.
Вплоть до V в. до н. э. наука не отделима от философии, существовало единое знание, включавшее в себя все сферы, - натурфилософия (основная проблематика - происхождение и устройство мира). Философские размышления о первоначалах изначально были связаны с естественно-научными наблюдениями и математическими расчетами. В недрах этой науки выкристаллизовался способ мышления, позволяющий из одного знания выводить другое, - логика.
Античные мыслители остро ощущали разницу между практическим смыслом знаний – знаниями, основанными на искусстве ("техне" - ремесло, искусство), и знаниями теоретического характера, знаниями ради самого знания, ради постижения истины. Приоритет разума, культ Логоса обусловили безоговорочное первенство теории.
Высшей точкой развития и в то же время завершающей стадией натурфилософии была всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля. Но в это время обнаруживается распад единой науки на отдельные дисциплины, каждая из которых обладает своим предметом и методом исследования.
В отличие от современной древнегреческая наука не знала эксперимена, который имеет целью подтвердить или опровергнуть то или иное положение. Тем не менее, возникновение науки было величайшим революционным переворотом в способе осмысления человеком мира, себя самого и своего места в мире.
. Сколь бы значимыми и глубокими ни были последующие научные революции, они происходили уже в рамках существующих науки и философии.
Контрольные вопросы
1. Чем отличается античная культура от культуры древневосточного типа?
2. Что такое наука? Почему Греция является родиной науки?
3. Что такое полис? Какова роль полисного устройства в формировании системы ценностей древнего грека?
4. Назовите доминанты античной культуры. Какие особенности мировосприятия отразились в древнегреческой скульптуре, архитектуре, музыке?
Библиографический список
1. Запад и Восток: традиции и современность. - М., 1993.
2. Иванов Вяч. Вс. Дионис и прадионисийство. - СПб., 1994.
3 .Кнабе Г. С. Древний Рим - история и повседневность. - М., 1986.
4. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993.
5. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991.
6. Ницше ф. Стихотворения. Философская проза. – СПб., 1993.
7 .Петров М. К. Язык, знак, культура. - М., 1991.
8. Платон. Сочинения. В 3-х т. Т.3. - М., 1972.
9 .Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. - Т. 1. – Минск, 1998.
7. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
7.1. Культура западного Средневековья как традиционный тип культуры.
7.2. Корпоративное устройство средневекового общества
7.3. Средневековая картина мира.
Ключевые слова: Средние века, традиционный тип культуры, «картина мира», корпорации.