Тема 10. Разговорная речь. Роль внеязыковых факторов
Разговорная речь.
Разграничение разговорности и просторечия. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского языка и условия её функционирования. Роль внеязыковых факторов.
Раздел 3. Речевые ситуации и функционально-смысловые типы речи
Тема 11. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение)
Описание. Языковые средства и специальные приёмы жанров-описаний.
Повествование. Языковые средства и специальные приёмы повествовательных жанров.
Рассуждение. Языковые средства и специальные приёмы жанров-рассуждений.
Раздел 4. Речевая деятельность и речевое взаимодействие
Тема 12. Речевая деятельность и речевое взаимодействие
Речевая деятельность. Структура речевой деятельности.
Виды речевой деятельности.
Слушание как наиболее сложный вид речевой деятельности. Уровни слушания.
Говорение. Принципы речевого поведения.
Активное чтение. Жанр и композиция текста.
Тема 13. Речевой этикет
Повседневная речевая практика и норма в речевом этикете.
Речевой этикет и речевая ситуация.
Специализированные единицы речевого этикета в системе языка. Этикетные требования к интонационному оформлению высказывания.
Речевой этикет в исторической и этнокультурной перспективе.
Темы практических и семинарских занятий
Раздел 1. Культура речи и языковая норма.
Нормы современного русского языка
Тема 2. Орфоэпическая норма(форма проведения – практическое занятие)
Вопросы к теме:
1. Благозвучие речи как удачная фонетическая организация ее.
2. Основные нормы современного литературного произношения.
3. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
4. Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм. Допустимые варианты произношения и ударения. Исторические изменения в произношении и ударении.
5. Составление орфоэпического словаря.
Литература:Беженцева О.В. Русский язык и культура речи. Практикум для студентов всех специальностей и направлений. стр. 4.
Тема 3. Грамматическая норма (морфологическая, синтаксическая) (форма проведения – практическое занятие)
Вопросы к теме:
1. Нормативное употребление форм слова.
2. Правильное употребление форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», родом существительного (туфлей – не «туфлем»)), принадлежность к разряду – одушевленности-неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на ступник), особенностями окончаний в форме родительного падежа множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта, лекторы, редакторы) и т. п.
3. Правильное употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»).
4. Правильное образование и употребление некоторых личных форм глагола, причастий и деепричастий.
5. Склонение имен числительных.
Литература:Беженцева О.В. Русский язык и культура речи. Практикум для студентов всех специальностей и направлений. стр. 5–7.
Тема 4. Орфографическая и пунктуационная нормы (форма проведения – практическое занятие)
Вопросы к теме:
1. Русская графика. Слоговой принцип русской графики.
2. Становление орфографической нормы.
3. Основной принцип русской орфографии
4. Роль орфографии в письменном общении между людьми. Возможности орфографии для более точной передачи смысла речи.
5. Роль пунктуации в письменном общении. Смысловая роль знаков препинания в конце и в начале предложения. Употребление знаков препинания внутри простого предложения.
Литература:Беженцева О.В. Русский язык и культура речи. Практикум для студентов всех специальностей и направлений. стр. 7–14