Разговорный стиль речи. Особенности и стилевые черты. Роль внеязыковых факторов.

Разгово́рная речь — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Для разговорного стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи. Например, в булочной не кажется странной фраза: «Пожалуйста, с отрубями, один».

Непринуждённая обстановка общения обусловливает большую свободу в выборе эмоциональных слов и выражений: шире употребляются слова разговорные (глупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать), просторечные (заржать, рохля, аховый, растрёпа), жаргонные (родители — предки, железно, мирово).

В разговорном стиле речи, особенно при быстром её темпе, возможна большая редукция гласных, вплоть до полного их выпадения и упрощения групп согласных. Словообразовательные особенности: широко употребляются суффиксы субъективной оценки. Для усиления экспрессивности употребляется удвоение слов.

Ограничена: абстрактная лексика, иноязычные слова, книжные слова.

В качестве примера можно привести высказывание одного из персонажей рассказа А. П. Чехова «Месть»:

— Отворите же, черт возьми! Долго ли ещё мне придется коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?

В этом небольшом отрывке нашли отражение следующие черты разговорного стиля:

вопросительные и восклицательные предложения;

междометие разговорного стиля «черт возьми»;

личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме.

Лексические средства

Разговорные слова и фразеологизмы: вымахал (вырос), электричка (электропоезд), лексика с эмоционально-экспрессивной окраской (класс), уменьшительно-ласкательные суффиксы (серенький), суффиксы субъективной оценки: деляга, работяга, общага, секретарша, директорша, рукастый. Субстантивация, использования слов стяжения - вычерка, зачетка

29. История обращений людей в России.

Обращением называют направленную к кому-либо речь. Следовательно, специфика обращения состоит в том, что оно привлекает внимание собеседника и одновременно называет его. Так люди вступают в речевой контакт.

История России предоставляет исключительно интересный материал для изучения влияния власти и социальных перемен на обращение людей друг к другу.

До Революции 1917 года в России не было универсального обращения к человеку. Обращение господин использовалось обычно для характеристики человека по занимаемой должности но, не обозначая его положения. сударь / сударыня - для среднего сословия; барин / барыня для тех и других, и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия.

В первые годы советской власти существовало противопоставление двух классов - «господ» и «товарищей», людей, употребляющих соответствующие обращения. Обращение товарищ для бывшей царской интеллигенции было оскорбительным, а пролетариатов, которые пришли к власти, обращение господин свидетельствовало о принадлежности собеседника к идеологически враждебным элементам. Именно в период становления советской власти в русском языке появились новые значения слов господа и товарищи. Эти слова стали обозначать соответствующие классы в обществе.

После распада СССР и советской культуры этикетная система оказалась вновь в неустойчивом состоянии. Начиная с конца 80-х гг. в официальной обстановке стали возрождаться обращения сударь, сударыня, господин, госпожа.

Обращение же товарищ постепенно начало выходить из повседневного обращения людей друг к другу, его продолжают использовать военные, члены партий коммунистического направления.

Ученые, преподаватели, врачи, юристы отдают предпочтение словам коллеги, друзья. А слова женщина, мужчина, получившие распространение в последние время в роли обращения, нарушают норму речевого этикета, свидетельствуют о недостаточной культуре говорящего. В таком случае предпочтительнее начинать разговор без обращений, используя обезличенные формы: будьте любезны…, будьте добры…, извините…

30. Механизмы порождения речи.

Речь - это специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств. Сложность овладения речью состоит в как можно более полном и совершенном овладении знаками языковой структуры.

Язык является многоуровневой системой со своими требованиями и ограничениями по всем уровням - от фонетического и графического до грамматического и семантического. Они составляют нормы, правила использования вербальных знаков, которым пользующиеся знаками (информанты) обучаются как в естественных условиях - с помощью родителей, в семье, так и в специальных учебных условиях - в школе, на курсах, по справочникам, словарям.

Так как речь всегда является двусторонним процессом распознавания информантом языковых знаков, речевые механизмы оказываются разнообразными и иерархически подчиненными.

За речь отвечают центральные управляющие отделы в левом (речевом) полушарии головного мозга, где находятся специальные зоны, ответственные за моторные функции речи (моторный центр речи П. Брока) и сенсорные функции (сенсорный центр речи К. Верник)

К исполнительным отделам речевого механизма относится артикуляционный отдел, обеспечивающий человеку возможность произносить разнообразные речевые звуки. Он состоит из гортани, гортанной части глотки, ротовой и носовой полостей, голосовых связок, генерирующих звук с помощью тока воздуха, идущего из легких.

Речь человека возникла и развилась на основе слуховой и зрительной систем. Акустическая модальность речевых процессов более спонтанна, жизненно необходима и произвольна. В любом обществе прежде всего налаживается система акустической речевой связи, что обеспечивает оперативный обмен информацией в специфических условиях обитания (общей безграмотности и пр.). Слушание (аудирование) речи является ведущим во всей структуре речевых процессов. Именно здесь формируются первые перцептивные эталоны, позволяющие индивиду различить звукокомплексы между собой и соотнести с ними различные объекты окружающего мира. Конечная цель слушания - понимание речи даже в условиях помех, частичного искажения и пропусков. Понимание зависит не только от разборчивости речи, но и от таких психолингвистических свойств, как появление знакомых звукокомплексов, сочетание их в знакомые грамматические конструкции и достаточная логическая связь между ними.

Речь - продукт социального развития. Активное использование звукокомплексов возможно только при хорошо сформированных перцептивных эталонах. Дети под влиянием окружающих взрослых приспосабливают свои артикуляционные возможности к принятым в данной среде. Если аудирование речи является ее ведущим видом, то говорение (порождение речевого высказывания) является наиболее показательным. Говорение занимает 30 % речевого времени и вместе с аудированием на 3/4 закрывает собой все речевые процессы.

Наши рекомендации