Для подготовки к семинарским занятиям, зачету

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вологодский государственный технический университет»

(ВоГТУ)

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические указания

по организации самостоятельной работы

для студентов дневного отделения всех направлений бакалавриата

Вологда

УДК 008 (09)

Культурология: методические указания по организации самостоятельной работы для студентов всех направлений бакалавриата. – Вологда: ВоГТУ, 2012. – 31 с.

Методические указания и планы семинарских занятий по культурологии составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин, и имеют цель оказать помощь в организации самостоятельной работы студентов при изучении курса культурологии.

Методические указания предназначены для студентов дневной формы обучения всех направлений бакалавриата ВоГТУ.

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ.

Составители: Гостева Л.Ф., канд. филос. наук, доцент

Беляева Т.А., канд. ист. наук, доцент

Липовецкий В.В., ассистент

Савина Н.В., канд. ист. наук, доцент

Середа Н.Д., канд. филол. наук, доцент

Рецензент: Якушева Л.А., кандидат культурологии, доцент (Вологодский государственный педагогический университет)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Курс культурологии входит в вариативную часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Современная культурология представляет собой интегральную науку, включающую данные философии, социологии, истории религии, искусствознания и др. Она дает системное представление о сущности, структуре и содержании культуры в ее исторической динамике.

Целью дисциплины является формирование и образование личности, обладающей качествами, которые обеспечат получение навыков культурного диалога, толерантности; развитие самостоятельности мышления с учетом получения нового знания, навыков в области социального и культурного взаимодействия, гармоничное включение в современные социально-экономические и общекультурные процессы.

Предлагаемый курс охватывает наиболее важные проблемы теории культуры.

Задачи данного курса предполагают:

· осуществление образования и воспитания студентов в процессе усвоения и воспроизведения социокультурного опыта человечества;

· усвоение представлений о феномене культуры, богатстве и многообразии мировой культуры, закономерностях культурного процесса;

· усвоение понятийного аппарата культурологии, основных теорий и направлений, изучение наиболее важных этапов развития мировой и национальной культуры;

· формирование системы ценностей, соответствующей новым условиям социального бытия и необходимой для саморегуляции культурного роста личности;

· выработку навыков осмысленного отношения к явлениям и проблемам современной культуры общества.

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Студенты направления бакалавриата «туризм» изучают культурологию в первом / втором семестре первого курса, при этом изучению данной дисциплины предшествует освоение курсов истории России, культура Русского Севера, мировая культура и искусство, др. Культурология, в связи с этим, выступает как интегративная наука, обобщающая материал других дисциплин и исследующая наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования культуры.

Первый раздел курса посвящен общим проблемам теории культуры. Здесь излагаются основные характеристики феномена культуры, раскрывается сущность, социальные функции, структура культуры, а также рассматриваются различные школы и направления в культурологии.

Второй раздел предполагает изучение истоков культуры и ее динамики, т.е. в нем рассматриваются проблемы исторического изменения культурного опыта человечества и закономерности этого развития, моменты общего и особенного в культурном развитии.

Остальные разделы посвящены изучению отдельных элементов в структуре культуры, а также актуальных проблем современной культуры, связанных с процессом глобализации и информатизации общества.

Введение нового материала по каждой теме начинается с лекции. На учебную лекцию возлагаются следующие функции:

· ознакомление со структурой учебного материала;

· разъяснение новых идей и понятий;

· использование самых последних данных по рассматриваемой теме;

· подготовка к работе с методическими материалами;

· проблемные вопросы.

Целями семинарского занятия является овладение интеллектуальными умениями, систематизация и закрепление учебного материала, контроль и оценка работы студента.

Семинарское занятие предполагает подготовку студента, для чего необходимо просмотреть материал лекции, проработать рекомендуемую литературу, подготовить сообщение по вопросам семинарского занятия.

Усвоение знаний во многом зависит от организации и эффективности самостоятельной работы студента. В процессе подготовки к семинарским занятиям студент должен научиться:

· составить рабочий план изучения материала;

· использовать приемы рационального чтения;

· рационально обрабатывать учебную информацию, анализировать и запоминать ее;

· работать со справочной литературой;

· конкретно отвечать на вопросы в письменном и устном виде;

· использовать теоретическое знание для анализа конкретных явлений и ситуаций в современной культуре.

Конечным итогом изучения и усвоения материала является зачет.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Тема 1. Культурология как область знаний. Ее предмет и место в ряду наук

Структура и состав культурологического знания. Культурология и ее основные разделы: философия культуры, социология культуры, морфология культуры, история культуры. Культурная антропология. Культура как предмет теоретического исследования. Полисемантизм понятия и опыт определения. Культура и цивилизация. Методы культурологических исследований.

Тема 2. Морфология и социальная динамика культуры

Культура как система. Структура культуры. Мифология и религия, мораль, право, наука, искусство и др. в системе духовной культуры. Понятие субъекта культуры. Культура этническая, народная, национальная, массовая, элитарная. Общее и особенное в развитии культуры. Межкультурные коммуникации.

Тема 3. Социальные функции культуры

Культура в системе индивидуальных и общественных потребностей. Функционирование культуры. Культура и личность. Социально-нормативные и познавательно-коммуникативные функции культуры. Культурные ценности и нормы. Моралистическое направление в культурологии. Социальные институты культуры.

Тема 4. Историческая динамика культуры

Культура как процесс. Культурогенез. Вариативность исторического процесса. Специфика культурной эволюции. Динамика традиций и инноваций. Основные принципы классификации культурной эволюции и ее этапы. Понятие культурной эпохи. Концепция линейного развития культуры К. Ясперса.

Тема 5. Типология мировой культуры

Общеметодологические проблемы типологизации культуры Концепции Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, др. Понятие культурной самоидентичности. Методологические основания региональной классификации мировой культуры. Культурные регионы.

Индийский культурный регион. Роль брахманизма, буддизма, индуизма в формировании индийской культуры. Особенности индийской философии, эстетики, искусства. Дальневосточный культурный регион. Роль национальных философско-религиозных учений в формировании культуры региона (конфуцианство, даосизм, синтоизм). Основные направления буддизма и их специфика. Художественная культура. Европейско-североамериканский культурный регион. Понятие европейской культуры и ее основные черты. Роль и значение римско-эллинистического культурного наследия и христианства. Культурно-конфессиональные различия: католицизм, православие, протестантизм. Роль европейской культуры в истории развития культуры североамериканского региона. Арабо-исламский культурный регион. Ислам и его влияние на культуру региона. Особенности мусульманской культуры, эстетики, быта, нравов. Суннизм и шиизм в исламском мире.

Тема 6. Место и роль культуры России в мировом культурно-историческом процессе

Специфика социокультурного процесса в России. Проблемы взаимодействия русской культуры с культурами Запада и Востока. “Русская идея” как самосознание культуры, ее истоки и развитие. Славянофильство, западничество, евразийство. Духовный кризис и пути возрождения русской культуры.

Тема 7. Культура и актуальные проблемы современности

Социокультурный смысл техники. Роль техники в динамике культуры. Техногенный характер современной цивилизации. Научно-техническая революция и ее социокультурные последствия. Технократизм как проблема общества и культуры. Культурный прогресс и культурный кризис.

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ КУЛЬТУРОЛОГИИ

для подготовки к семинарским занятиям, зачету

Основная литература

1. Кармин, А.С. Культурология: учебник / А.С. Кармин. – СПб.: Лань, 2004. – 927 с.

2. Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко. – М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 686 с.

3. Культурология: учебник / под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 2004. – 709 с.

4. Культурология: учеб. пособие / под науч. ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 413 с.

5. Розин, В.М. Культурология: учебник / В.М. Розин. – М.: Гардарики, 2003. – 462 с.

Дополнительная литература

Наши рекомендации