Теория происхождения и социальные функции искусства
Современной наукой установлено, что искусство зародилось в эпоху позднего (верхнего) палеолита (около 30 - 40 тысячелетий до н.э ). Это время формирования Homo Sapiens - Человека Разумного.
Стремление понять свое место в окружающем мире прочитывается в тех образах, что донесли до нас гравированные и живописные изображения на камне из Бурделя, Эль Парналло, Истюрица, палеонтологические “Венеры”, живопись и петроглифы, изображения, (выбитые, выцарапанные или высеченные на камне пещер Ласко, Альтамиры, Нио, наскальное искусство Северной Африки и Сахары.
До обнаружения в 1879 г. росписей в испанской пещере Альтамира дворянином Марселино де Саутуолла среди этнографов и археологов бытовало мнение, что первобытный человек был лишен всякой духовности и занимался только поиском пищи.
Однако, английский исследователь первобытного искусства Анри Брейль в начале века заговорил о настоящей “цивилизации каменного века”, проследив эволюцию первобытного искусства от простейших спиралей и отпечатков рук на глине через гравированные изображения животных на костях, камне и роге к полихромным (многоцветным ) росписям в пещерах на огромных пространствах Европы и Азии.
Говоря о первобытном искусстве, необходимо иметь в виду, что сознание первобытного человека представляло неразрывный синкретический (от греческого synkretismos - соединение) комплекс, и все в дальнейшем развивающиеся в самостоятельные формы культуры существовали как единое целое и были взаимосвязаны между собой. Искусство, фиксируя ту сферу социальности, которая свойственна Homo Sapiens, становилось и средством общения между людьми и закрепляло способность давать обобщенную картину мира в художественных образах. Известный исследователь психологии искусства Л.С. Выготский пришел к такому выводу: “Искусство есть социальное в нас... Существеннейшая особенность человека, в отличии от животного, заключается в том, что он вносит и отделяет от своего тела, и аппарат техники, и аппарат научного познания, которые становятся как бы орудиями общества. Так же точно и искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого он вовлекает в круг социальной жизни интимные и самые личные стороны нашего существа” ( Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. С.316 - 317 ).
В настоящее время существует много точек зрения на происхождение искусства. Одни авторы выводят его из “художественного инстинкта”, биологически свойственного человеку, другие - из потребности в привлечении партнеров, третьи видят в нем форму развития игрового поведения, четвертые - продукт развития религиозно-культовых ритуалов и т.д. Однако, наиболее обоснованным следует считать представление о происхождении искусства как социально обусловленной форме человеческой деятельности, имеющего прежде всего практическое, жизненно необходимое значение и являющегося одним из условий и средств человеческого существования и совершенствования.
Религиозная теория. В соответствии с ней красота является одним из имен Божьих, а искусство - конкретно чувственным выражением божественной идеи. Происхождение искусства связывается с проявлением божественного начала. Данная теория особое проявление получила в работах средневековых философов - богословов (Августин Аврелий, Боэций, Кассидор, Исидор Севильский и др.).
Теория подражания (“имитативная теория”). Согласно этой теории, в искусстве проявляется инстинкт подражания (Гераклит, Демокрит, Аристотель, Лукреций Кар, О.Конт, Ж.Даламбер и др.). Древнегреческий философ Гераклит Эфесский считал, что искусство подражает красоте в природе. Античный мыслитель Демокрит определял возникновение искусства из непосредственного подражания животным (именно в античности появился термин “мимезис” - подражание). Наблюдая за действиями животных, птиц, насекомых, люди научились “от паука - ткачеству и штопке, от ласточки - постройке домов, от певчих птиц - лебедя и соловья - пению” ( Лурье С.Я., Демокрит Л., 1970. С.332).
По Платону предметы -тени идей, искусство же подражает предметам и есть отражаение отраженного (тень тени), а потому, явление - низшее. Доступ ему в идеальное государство должен быть ограничен (гимны богам).
Для Аристотеля искусство - подражание действительности. Он видел в искусстве “подражание” матери-природе и одно из средств “очищения” чувств человека, воспитания его красивым, благородным, мужественным (“Поэтика”). Причинами зарождения искусства он считал естественные склонности человека к имитации, подражанию природе. Аристотель полагает, что музыка с помощью ритмов и мелодий подражает определенным состояниям души - гневу, кротости, мужеству. Формы музыки близки к естественным состояниям души. Испытывая печаль или радость от подражания действительности в музыке, человек привыкает глубоко чувствовать в жизни. Аристотель, рассматривая проблему мимезиса, считал, что в искусстве не просто создаются образы реально существующих предметов или явлений, но и заложил импульс к сравнению с ними.
Игровая теория (Г. Спенсер, К. Бюхер, В. Фриче, Ф. Шиллер, Й. Хейзинга и др.) основывается на том, что отличительной чертой искусства является его не только эстетическая, но и игровая природа. В силу того, что игра - явление биологическое, присущее всем животным, то и искусство является одним из естественных природных явлений. Так, как игра старше труда, то искусство старше производства полезных предметов. Его основная цель - удовольствие, наслаждение. Психологи справедливо подчеркивают, что степень выраженности игрового начала является неотъемлемой частью творческого процесса во сферах человеческой деятельности. Ф.Шиллер высоко ценил игровые способности человека, независимо от его профессии. По его убеждению, “счастлив человек играющий”, т.е. способный уйти из реальности в обстоятельства вымышленного мира. А.Бахтин писал: “Этот “другой” мир - мир игры - реальный феномен человеческой цивилизации на всех этапах”. Искусство, будучи игрой, преодолевает материал действительности (Л.С.Выготский). Человек приходит в мир искусства, отдаляясь и вновь возвращаясь к реальности, но уже с дистанции вымысла, идеала, “игры воображения” (И.Кант). Чтобы это, как и всякая игра, состоялось, “необходима доля творческого простодушия” ( А.Довженко ).
“Искусство - это божественная игра, поскольку остается искусством лишь до тех пор, пока мы помним, что, в конце концов, это всего лишь вымысел, что актеров на сцене не убивают, пока ужас и отвращение н мешают нам верить, что мы, читатели или зрители, участвуем в искусной и захватывающей игре; как только равновесие нарушается, мы видим, что на сцене начинает разворачиваться нелепая мелодрама” ( В. В.Набоков ).
Игровое начало в искусстве проявляется во всем: в игре смыслов, намеков, подтекстов, интриг, загадочности и неожиданности сюжетных построений. В различных видах и жанрах искусства есть свои специфические правила игры, изначально обусловленные языком, выразительными средствами, особенностями формообразования. Поэт играет словами, рифмой, ритмом; живописец - красками, цветовыми контрастами, колористической палитрой; кинематографист - монтажем, планами, ракурсами подвижного изображения; музыкант - звуками, мелодией, гармонией, ритмом; поэт и писатель - метафорами, аллегориями, гиперболами, ассоциациями, сравнениями и т.д. Но, пожалуй, ярче всего игровая природа искусства проявляется в театре, творчестве актера. Здесь господствует принцип маски, перевоплощения, лицедейства, притворства. Едва ли не будет преувеличением считать театральный спектакль наиболее наглядной художественной моделью игры не только в искусстве, но и в жизни. Известный голландский ученый Й.Хейзинга в своей работе “Homo Ludens” - “Человек Играющий”, особым образом подчеркнул, что для человека игра является важной формой его бытия, атрибутивным свойством его жизни. Под углом зрения игрового начала автор рассматривает историю художественных стилей, где природа и основные принципы в искусстве барокко, классицизма, рококо, романтизма, сентиментализма тесно сопряжены с культурными кодами соответствующих исторических эпох.
Некоторые ученые рассматривают искусство как реализацию “инстинкта украшения”, средства полового привлечения (Ч. Дарвин, О. Вейнигер, К. Грос, Н. Нардау, К. Ланге, З. Фрейд и др.). Сторонники этой точки зрения полагают, что искусство возникло как средство приманивания представителями одного пола особей другого пола. Например, одна из наиболее древних форм искусства - украшательство - создавалось для того, чтобы произвести наибольшее сексуальное увлечение. Поскольку любовные похождения как животных, так и человека сопровождаются определенными звуками, поскольку это порождает музыку.
Марксистская концепция искусства на первый план выдвигала общественно-историческую практику и производственную деятельность людей. Она ценна тем, что позволяет рассматривать искусство, сопоставляя его с наукой, философией, моралью, правом, религией и т.д. Однако, тезис о зависимости форм общественного сознания от общественного бытия порождает много неразрешенных вопросов.
В итоге, если рассматривать данную проблему в контексте генезиса культуры в целом, то, очевидно, что многие идеи и теории можно экстраполировать в область искусства. Так, в качестве импульсов для возникновения искусства могут выступать рефлексия, труд, этноантропологические особенности, процесс сигнификации, коммуникации и др. Каждая из названных теорий имеет право на существование, приоритет той или иной может быть отдан в контексте поставленных исследовательских задач.
Искусство, являясь социальным явлением, не может существовать вне культуры и должно быть осмыслено в ее контексте. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая воздействие на личность. Сам процесс творчества аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность - художественный мир.
Искусство имеет полифункциональный характер. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое воздействие на людей, а также выполняет и другие функции. Среди основных функций искусства следует выделить следующие:
- Познавательно-эвристическая функция. Отражая действительность, искусство является одним из способов познания человеком окружающего мира. Из романов Диккенса можно узнать о жизни английского общества больше, чем из сочинений всех историков, экономистов, статистов той эпохи, вместе взятых. Искусство осваивает конкретно-чувственное богатство мира, раскрывает его эстетическое многообразие, показывает новое в привычном (так, Лев Толстой открыл “диалектику души”). Искусство выступает как средство просвещения и образования. Информация, содержащаяся в искусстве существенно пополняет наши знания о мире.
- Аксиологическая функция заключается в оценке воздействия искусства в контексте определения идеалов, общественных представлений о совершенстве духовного развития, о той нормативной морали, ориентация на которую и стремление к которой задается художником как представителем социума.
- Коммуникативная функция. Искусство - это одно из универсальных средств связи и художественного общения. На коммуникативности искусства основывается его современное семиотическое рассмотрение как знаковой системы, имеющей свой исторически обусловленный язык, код, свои условности. Общение посредством искусства делает эти коды и условности общедоступными, вводит их в арсенал художественной культуры человечества. Искусство издавна объединяло людей. Когда в древности два разноязычных племени заключали перемирие, они устраивали танец, своим ритмом сплачивавший их. Когда политика в конце XVIII века разделили Италию на мелкие графства и княжества, искусство роднило и соединяло неаполитанцев, римлян, ломбардцев и помогало им ощущать себя единой нацией. Столь же велико было значение единого искусства для раздираемой междоусобицами Древней Руси. А в XVIII - XIX вв. Объединяющую силу поэзии остро почувствовали в своей жизни немцы. В современном мире искусство прокладывает пути к взаимопониманию народов, оно - инструмент мирного сосуществования и сотрудничества.
Эстетическая функция ( чувственно - ценностная ). Это специфическая, сущностная функция искусства, пронизывающая все другие функции. По своей природе искусство - это высшая форма освоения мира “по законам красоты”. Индийский поэт Калидаса ( V век ) выделял четыре цели искусства: вызывать восхищение богов; создавать образы окружающего мира и человека; доставлять высокое удовольствие с помощью эстетических чувств ( рас ): комизма, любви, сострадания, страха, ужаса; служить источником радости, счастья и красоты. Эстетическая функция - это специфическая способность искусства формировать художественные вкусы, ценностно ориентировать человека в мире, пробуждать творческий дух личности, желание и умение творить по законам красоты.
Гедонистическая функция ( искусство как наслаждение ) заключается в том, что подлинное искусство несет людям наслаждение, одухотворяет их. Эта функция, как и эстетическая, пронизывает все другие функции. Еще древние греки отмечали особый, духовный характер эстетического наслаждения и отличали его от плотских удовлетворений.
Информационная функция (искусство как сообщение). Искусство несет информацию, оно - специфический канал связи и служит обобществлению индивидуального опыта отношений и личному присвоению обобществленного опыта. Информационные возможности искусства широки. Художественная информация всегда отличается оригинальностью, эмоциональной насыщенностью, эстетическим богатством.
Воспитательная функция. Искусство формирует целостную личность. В нем выражена вся система человеческих отношений к миру - нормы, и идеалы свободы, истин, добра, справедливости и красоты. Целостное, активное восприятие зрителем художественного произведения есть сотворчество, оно выступает способом интеллектуальной и эмоциональной сфер сознания в их гармоническом взаимодействии. В этом состоит предназначение воспитательной и праксиологической (деятельной) роли искусства.
Таким образом, искусство представляет собой специфический вид духовной деятельности людей, для которой характерно творческое, чувственное восприятие окружающего мира в художественно - образных формах.
Если бы люди перестали заниматься искусством, это грозило бы возвратом к животному образу жизни. В обществе, где пренебрегают искусством, люди звереют. Их уделом становится биологическое существование, погоня за примитивными чувственными удовольствиями. История свидетельствует, что в самые тяжелые времена в народе не исчезает стремление к художественному творчеству. Это дает ему силы сохранять и совершенствовать человеческий, культурный образ жизни.
Культурная деятельность представляет собой, прежде всего, создание качественно новых ценностей. Эта главная и ведущая область культуры охватывает творчество. Благодаря ему общество поднимается на более высокие уровни развития. Важен, также, психологический характер творческого процесса. Он “погружает” людей в состояние особого подъема духа, который способен быть и средством самосовершенствования, и самоцелью. Именно творческому акту в искусстве доступны такие понятия, как “катарсис”, “инсайт”, “вдохновение”, “эмпатия” и т.д.
Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Оно является результатом конкретной художественно-творческой деятельности, эпицентром, центральной частью и показателем художественной культуры. К искусству принадлежит та часть художественной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет высокую художественную ценность.
Таким образом, критерий выделения художественной культуры - предметный, а искусства - квалификационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, т.е. произведения искусства, но и вся ифраструктура, которая способствует им, а также все процессы, происходящие вокруг искусства, такие, как создание, хранение, воспроизведение, восприятие, анализ, критика, оценка, тиражирование и т.д.
Основной строительный конструкт произведения и сознания художника - художественный образ - это суть искусства, чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, ритме, звуке, жесте и т.д.. Смысловой стороной художественного произведения выступает содержание, а материальным инобытием содержания - художественная форма. Произведение искусства представляет собой систему художественных образов.
Категория “художественный образ” означает эмоционально окрашенное отображение средствами, способами и формами искусства, массовой культуры и народного художественного творчества объективного и субъективного мира в конкретном виде творчества. Художественный образ трудно сформировать, не обращаясь к более конкретным категориям эстетики: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и др.
“Прекрасное” - категория, отражающая признаки, состояние или форму объекта, которые характеризуются совершенством, гармонией, завершенностью, мерой, уникальностью, симметрией, пропорцией, ритмом. Это идеальная теоретическая модель прекрасного. Категория прекрасного, или красоты, поднялась вровень с понятиями истины и добра. Известно уравнение Платона (V в. до н.э.), которое выглядит так: Красота = Истина = Добро. Часто в художественном творчестве используется безобразное (как антипод) для усиления восприятия прекрасного.
“Возвышенное” - категория, отражающая значительное и устойчивое, обладающее большой силой духа или воздействия на внутренний мир человека, на его поведение, общение и деятельность. Включает в себя человеколюбие, любовь к богу, стремление к достижению идеалов, гражданственность. Мужество и героизм, государственный и народный патриотизм и т.д. Возвышенное может соотноситься с мирским, повседневным. Возвышенное соотносится с низменным, мелочным, ситуативным.
Важной категорией эстетики является “трагическое”, которое отражает острую борьбу различных сил и самих людей. Содержание трагического составляют глубокие человеческие переживания, страсти, страдание и горе, ценностно значимые утраты, отношение к жизни и смерти, смыслу жизни. Соотносится с комическим. Категория “комическое” также отражает борьбу различных сил и самих людей, их жизненные ситуации и характеры, но через шутливость, высмеивание мелочности, неполноценность, никчемность, что позволяет критически осмысливать себя и окружающую действительность. Выражается в таких формах, как сатира, юмор, ирония, сарказм.
Важнейшей чертой художественного образа, конечно, является эмоциональность, т.е. эмоционально-ценностное отношение к объекту. Его предназначение в том, чтобы вызвать в человеческой душе переживания, сопряженные с ее восприятием ( “волшебная сила искусства” ).
Художественный образ и есть модель причины, рождающей эмоции. Художественные образы - это мысленные модели явлений, а сходство модели с объектом, который она воспроизводит, всегда относительно: художественное явление действительности не претендует на то, чтобы быть самой действительностью - это и отличает искусство от иллюзионистских фокусов. Мы принимаем создаваемый художником образ так, как если бы он был воплощением реального объекта, “уславливаемся” не обращать внимание на его “ненастоящий” характер. В этом и состоит художественная условность. Понимание искусственного происхождения эмоций способствует тому, что они находят разрядку в размышлениях. Это позволило Л.С.Выготскому ( в книге “Психология искусства” ) сказать: “Эмоции искусства суть умные эмоции”.
Искусство, обращаясь к языку символов, сообщает людям не только эмоции, но и мысли. Оно использует визуальные, аудиальные, вербальные знаки не просто в их прямом значении, но и кодируя в них глубинные, “вторичные” символические смыслы. Поэтому художественный образ “говорит” нам не только об этом, но и о чем-то еще, т.е. несет в себе какое-то иное, более общее смысловое содержание, выходящее за рамки конкретного, видимого и слышимого объекта, который в нем представлен.
Символика художественного образа может опираться на закономерности человеческой психики (например, восприятие цвета людьми имеет эмоциональную модальность ); оно может выражаться в форме метафоры, иносказания; на уровне восприятия его читателем ( зрителем, слушателем) быть разнообразно интерпретируемым, о чем справедливо писал Тютчев:
“Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать”.
И творцу ничего не остается, как примириться с этим.
Множественность интерпретаций говорит о том, что всякий полноценный художественный образ многозначен. Не сопереживание, а сотворчество - вот что необходимо для понимания смысла произведения искусства, и притом понимания, связанного с личностным, субъективным, индивидуальным восприятием и переживанием содержащихся в произведении художественных образов.
Специфической формой деятельности человека выступает художественное творчество. В широком смысле оно присуще в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности. В концентрированном же качестве оно находит выражение в создании и творческом исполнении произведений искусства. Художественное творчество представляет собой самовыражение внутреннего мира художника, мышление в образах, результатом которого является рождение второй реальности.
В истории философско-эстетической мысли сложились две трактовки художественного творчества:
гносеологическая: от античных представлений о душе как о воске, в котором отпечатываются предметы, до ленинской теории отражения;
онтологическая: от античных представлений о творчестве как воспоминании душой ее предвечной сущности, от средневековых и романтических представлений о том, что Бог говорит устами поэта, что художник - медиум Творца, до концепции Бердяева, придававшей творчеству основополагающее, бытийное значение.
Во взаимосвязи этих трактовок В.Соловьев видел главное условие творческого процесса. Разные люди предрасположены к художественному творчеству и в разной степени: способность - одаренность - талантливость - гениальность. Художественное творчество предполагает новаторство, как в содержании, так и в форме художественного произведения. Способность оригинально, самостоятельно мыслить является безусловным признаком таланта.
Художественное творчество - загадочный процесс. И.Кант отмечал: “... Ньютон все свои шаги, которые он должен был сделать от первых начал геометрии до великих и глубоких открытий, мог представить совершенно наглядным не только себе самому, но и каждому другому и предназначить их для преемства; но никакой Гомер или Виланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии вместе с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого. Итак, в научной области величайший изобретатель отличается от жалкого подражателя и ученика только по степени, тогда как от того, кого природа наделила способностью к изящным искусствам, он отличается специфически” ( Кант. Т.5.с. 324-325 ).
Пушкин писал: “Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? - Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чужой внешнею волею...” ( Пушкин. 1957.с. 380-381 ).
Художественное творчество диалогично, оно внутренне связано с сотворчеством читателя, зрителя, слушателя, т.е. восприятия искусства как формы коммуникативной связи, средством общения между людьми. Духовно-практическая деятельность художника, непосредственно направленная на создание художественного произведения, представляет собой творческий процесс в искусстве. Содержание его обуславливается теми же идейно-эстетическими факторами, что и художественного творчества в целом. Индивидуальные формы творческого процесса многообразны, они определяются своеобразием личности художника, жанра.
В творческом процессе выделяются две тесно связанные друг с другом основные стадии. Первая - формирование художественного замысла, который возникает как следствие образного отражения действительности. На этой стадии происходит осмысление художником жизненного материала и создание общей конструкции будущего произведения.
Вторая стадия - непосредственная работа на произведением. Художник добивается оптимальной выразительности образного воплощения своих идей и эмоций. Объективным критерием завершенности творческого процесса является создание целостного художественного образа, воплощенного в произведении искусства.
Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.
Морфология искусства
Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях, методах. Исторически искусство существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества. Разнообразие видов художественного творчества неуклонно увеличивается по мере роста эстетического сознания человечества. Американский ученый Манро говорит о существовании около 400 видов искусства в современном виде искусств.
Понятие “вид искусства” - основной структурный элемент системы художественной структуры. Виды искусства - это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам материального воплощения. Каждый вид искусства обладает своим специфическим арсеналом изобразительно-выразительных средств.
Попытки изучить строение искусств были предприняты в глубокой древности. Одной из первых является мифологическая классификация видов искусства, которая включала, как уже отмечалось, однопорядковые формы творчества (трагедия, комедия); мусические искусства (поэзия, музыка, танец) и технические искусства (архитектура, медицина, геометрия).
В своей “Поэтике” Аристотель сформулировал трехслойное - видовое, жанровое, родовое - деление форм художественной деятельности, которое стало значительным завоеванием античной эстетики и культуры.
В эпоху Возрождения системный анализ искусства был ограничен, хотя в “Книге о живописи” Леонардо до Винчи и, позже, в “Лаокооне” Г.Лессинга было произведено исследование различий между изобразительным искусством и поэзией.
Появление первого глубокого анализа искусства было сделано в трактате Ш.Батте “Изящные искусства, сведенные к единому принципу” (1746), в котором автор не только рассмотрел всю сферу художественно-творческой деятельности, но и сумел найти в ней место каждому искусству.
Однако, только в начале XIX века Гегель в структуру своей грандиозной концепции заложил взаимоотношения между пятью главными видами искусства - архитектурой, скульптурой, живописью, музыкой, поэзией; проанализировал закономерности строения поэтического искусства, подразделив его на роды: эпический, лирический, драматический и выявил закон неравномерного развития искусств в истории, в целом. Гегель назвал третью часть своих лекций по эстетике “Система отдельных искусств”. Тем самым, сделав проблему морфологии искусства одной из важных в работах XIX - XX веков. Начиная с XIX века мировая теоретическая мысль об искусстве трудами Гегеля, Шеллинга, Вагнера, Скрябина и других доказала принципиальную равнозначность и необходимость существования и развития всех видов искусства.
В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусств постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции: из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов; в процессе исторического развития образовались синтетические виды искусств ( театр, балет, цирк ), а влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусств ( кинематограф, телевидение, компьютерная графика ). В современном анализе взаимодействия искусств обозначились две тенденции: первая - состоит в сохранении суверенности каждого отдельного его вида; вторая - подчеркивает тяготение к синтезу искусств. Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны.
Рассматривая эволюцию искусства как развертывание первоначально слитых воедино аспектов художественной деятельности (мифологического, практического и игрового), можно заметить, что в ходе истории оно расчленяется на три потока:
1. “Чистое”, “свободное” искусство, произрастающее из потенций, заключенных в мифе. Его особенностью является то, что оно отделено от утилитарных, практических целей. Это, например, станковая живопись, художественная проза и поэзия, театральный спектакль, концертная музыка. “Свободное” искусство есть искусство профессиональное. Создатели его отделены от его потребителей.
2. Прикладное искусство - сохраняет и развивает идущую от глубокой древности вплетенность художественной деятельности в практику. В любой культуре сохраняются такие традиционные виды его, как оформление практически полезных вещей - одежды, посуды, мебели, орудий труда, оружия и т.д.; создание ювелирных изделий и украшений, архитектура, парфюмерное, парикмахерское, кулинарное искусство. Новые его ветви связаны с развитием общественной жизни, техники, науки (научно-популярная литература, полиграфическое искусство, книжная графика, технический дизайн, художественная фотография, компьютерная графика, искусство рекламы и т.д.)
3. Самодеятельно-развлекательное искусство - танцы, песни, исполняемые для собственного удовольствия, художественные развлечения - любительские “хобби” (художественная самодеятельность, рисование, изготовление моделей и т.п.). Смысл его существования - не в создании высокохудожественных произведений, а в “творческом самовыражении” личности, актуализации ее эстетических потребностей и вкусов.
В искусствоведческой литературе сложились определенные схемы и системы классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Поэтому дать стройную и законченную классификацию видов современного искусства достаточно сложно.
Принципы видовой классификации искусств.
I) По способу бытия и созданию художественного образа: 1) пространственные (пластические, статические) изобразительные искусства: живопись, графика, скульптура, художественная фотография; архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн; 2) временные (динамические, процессуальные): литература и музыка; 3) пространственно-временные (синтетические, зрелищные): театр, кино, телевидение, хореография, эстрада, цирк и др.,
II) по способу отображения действительности: 1) изобразительные; 2) выразительные;
III) по рецепторам восприятия: 1) визуальные; 2) акустические (аудиальные); 3) визуально-акустические;
IV) в зависимости от характера художественного созидания (авторские, исполнительские ) и субъекта творчества (индивидуальные, коллективные);
V) с точки зрения языковой системы: 1) “простые” искусства: литература, графика, живопись, скульптура, архитектура, музыка, художественная фотография, хореографическое искусство; 2) синтетические искусства: театр и его виды, кино, телевидение, эстрада, цирк и др.