Теория искусства, методология истории искусства и художественная критика
1. Традиция описания произведений искусства в античной культуре и ее влияние на художественную практику Ренессанса
2. Особенности восприятия архитектурной среды и жилища в древнеримской культуре
3. Влияние философского идеализма на теории искусства XV – XIX веков.
4. Проблема подражания природе в европейском искусстве XVI –XVIII веков.
5. Теории искусства XVI - XVIII веков о подражании античности.
6. Исследование языка живописи в теориях искусства XVII - XVIII веков.
7. Ренессансные источники теории изобразительного искусства И. В. Гёте.
8. Изображение человека в теории и практике А. Дюрера.
9. Концепция «модусов» Н. Пуссена.
10. Понятие живописности в теории и художественной практике Британии XVIII века.
11. Становление художественного образования в России XVIII – начала XIX века.
12. Научное исследование искусства в XVIII столетии и формирование неоклассицизма (в изобразительном искусстве)
13. Феномен предромантизма в мыслях об искусстве и творчестве Г. Фюссли
14. Становление теории искусства в России конца XVIII – начала XIX века
15. Готика. Обсуждение и научное исследование явления в романтическую эпоху и их влияние на художественную практику
16. Спор о социальной активности художника в XIX веке.
17. Теоретические работы Г.Земпера: проблематика и значение для исследования стилей в искусстве
18. Адольф Гильдебранд: проблема формы в теории и художественной практике
19. Деятельность Г. Вёльфлина и формирование представлений о барокко
20. Г. Вёльфлин и становление формального метода искусствоведения.
21. «Проблема формы» в европейском искусствоведении XIX – XX веков.
22. Вопрос о «смене стиля» в исследованиях XIX – XX веков.
23. Проект идеального искусствоведческого исследования у Г. Зедльмайра.
24. Современная оценка немецкоязычного искусствоведения конца XIX – первой половины XX века.
25. Психоанализ XX века о творчестве Леонардо да Винчи.
26. Живопись В. Кандинского и ее философское обоснование.
27. Развитие социологического метода в отечественном искусствоведении.
28. Возможности семиотического искусствоведения.
29. Формальный метод в искусствознании: основные критерии анализа художественных произведений.
30. Искусствоведческий метод М.Дворжака и его последователей («история искусства как история духа»).
31. «Структурный анализ» и интерпретация произведений в концепции Г. Зедльмайра.
32. Методы семиотического анализа произведений современного искусства.
33. Проблемы интерпретации в современном искусствознании.
34. Проблемы анализа произведений современного искусства.
35. Основные проблемы анализа пространственных построений в живописи и графике.
36. «Изобразительная метафора» как художественный прием и как инструмент анализа произведения.
37. Символизм и символика: проблемы интерпретации «скрытого смысла».
38. Теория и практика абстракционизма в русской художественной культуре
39. Проблемы атрибуции по стилистическим признакам от эпохи И. И. Винкельмана до наших дней
40. Иконографические исследования в зарубежном искусствоведении XX в. и критика метода Э. Панофского
41. В. Фриче и развитие европейской традиции социологического исследования искусства.
42. Исследование общих принципов канонического искусства в работах российских и советских исследователей второй половины XX в.
43. Проблемы изучения наследия европейских теоретиков искусства в современном российском исследовании
44. Современные российские теоретики искусства и особенности их вклада в изучение отдельных проблем художественной культуры (например, проблема становления искусства в первобытную эпоху).
45. Проблема методологии и языка современной художественной критики.
46. Современное искусство в глобальной сети: проблема художественной критики.
47. Критика и реклама произведений искусства в контексте современного художественного процесса.
48. Проблема рецепции произведения искусства в античном и средневековом экфрасисе.
49. Ремесленник или художник: проблема сложения и эволюции средневековой концепции творчества.
50. Византийский экфрасис и его влияние на приемы описания памятников в традиции Древней Руси.
51. Миф о мастере: «Жизнеописания» Дж. Вазари и художественная жизнь Италии XVI века.
52. Теория маньеризма в трактатах живописцев XVI века: научные доктрины и художественная жизнь.
53. Спор о «древних» и «новых» и сложение европейского взгляда на искусство в XVII столетии.
54. Русская художественная теория и иконописная практика в XVII веке.
55. Век Просвещения и художественная критика: размышления о «Салонах» и французское искусство XVIII века.
56. Конфликт поколений или поколение конфликтов: «Романтическая битва» в художественной критике.
57. Русская художественная мысль эпохи петровских преобразований: проблема интерпретации традиций и новаций.
58. Классицистическая теория и Русское Просвещение середины – второй половины XVIII века.
59. Академическая доктрина в русской теоретической мысли XVIII – XIX вв.
60. Литератор или критик: французские писатели XIX века о современном искусстве.
61. По обе стороны баррикад: сторонники и критики импрессионизма, теория и практика.
62. Русская публицистика первой половины XIX века о современном искусстве.
63. Творчество К.П. Брюллова в художественной критике XIX века.
64. Творчество передвижников в зеркале русской художественной критики: проблема дискуссии.
65. Французский символизм 1870-1900 годов в художественной критике: теория символа и изобразительное искусство.
66. Джон Рёскин и английское искусство второй половины XIX – начала XX. Теория, методология, художественная критика.
67. Александр Бенуа как историк искусства и художественный критик.
68. Русские художественные журналы 1900-х – 1910-х гг.: тематика, принципы оформления, ведущие критики.
69. Время манифестов: художественные течения начала ХХ века в документах и текстах.
70. Кубизм как художественное явление: теоретическое обоснование, эволюция, критика.
71. Сюрреализм в контексте философских и психологических теорий ХХ века.
72. Сюрреализм в литературе и изобразительном искусстве: проблема теории.
73. Поп-арт в контексте культуры 1960 – 80-х гг. Теория и практика.
74. Гиперреализм: специфика концептуального обоснования метода.
75. Абстракционизм в свете философских, эстетических и художественных теорий.
76. Итальянский футуризм в художественной критике.
77. Оп-арт: теоретическое обоснование и образное воплощение.
78. От «Арсенальной выставки» к реджионализму: американское искусство и художественная критика первой половины ХХ века.
79. Место художественной критики в современной культуре: аксиология и интерпретация.
80. Международная европейская «Манифеста» и Венецианская бьеннале в XXI веке: проблемы современной выставки и актуальной художественной критики.
81. Выставочная деятельность в Европе в 2009 – 2010 гг. и современная художественная критика на Западе.
82. Современное искусство – тупик или прорыв. Проблема художественных концепций эпохи постмодернизма.
83. Конструкция и концепция: современная архитектура и городская среда в художественной критике.
84. Джозеф Кошут и концептуализм как система художественных воззрений 1960-х – 1980-х гг.
85. Художественная критика и современная журналистика – пути взаимодействия.
86. Искусство в XXI веке и современная художественная критика. Проблема диалога.
87. Екатерина Дёготь как художественный критик и куратор современной выставочной деятельности.
88. Феномен современного журнала по искусству: проблема типологии и стиля.
89. Актуальные проблемы современной теории искусства.
90. Методологические особенности современной истории искусства.
91. Категории эстетики в контексте анализа произведений изобразительного искусства.
92. Феномен синергетики и современное искусство.
93. Проблемы тиражирования произведений искусства в контексте современного визуального восприятия.
94. Художественная жизнь Санкт-Петербурга в современной художественной критике.
95. Образ художника в кинематографе начала XXI века.
96. Выставочные проекты Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея 2011 – 2012 гг. в современной художественной критике.
97. Стратегия развития и выставочная деятельность художественных галерей Санкт-Петербурга.
98. Современная выставочная деятельность и актуальная художественная критика.
99. Роль художественных объединений Санкт-Петербурга в выставочной деятельности.
100. Проект «Современное искусство в традиционном музее» в художественной жизни и критике Санкт-Петербурга.