Скульптура Древней Греции классического периода (V-IV в.в. до нашей эры). Работы Мирона, Фидия, Праксителя, Леохара
Общая характеристика культуры Древней Греции
Скульптура Древней Греции классического периода (V-IV в.в. до нашей эры). Творчество Мирона, Фидия, Праксителя, Леохара.
Античность – общее название эпохи в развитии культуры Древней Греции и Древнего Рима с 30 века до н.э. по 4 век.
Главная особенность культуры: создание идеальных образцов для подражания и эталонов творческого совершенства во всех без исключения видах искусств (архитектура, скульптура, философия, театр и т.д.). Это стало возможным благодаря особому географическому положению Греции и Рима, находящихся на пересечение оживленных морских торговых путей, а так же полисной демократии Древней Греции, предоставляющей каждому гражданину полную свободу самовыражения.
Под Древним Римом подразумевается не только город Рим, но и все завоеванные им страны и народы в составе Римской державы. Древний Рим дал человечеству пример обогащенной культурной среды: удобные для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, дворцов с добротной мебелью.
В античной культуре разрабатываются эстетические категории, которые выражают аспекты мироощущения греков:
0) рационализм,
1) гармония;
2) симметрия, пропорциональность.
3) чувство меры
Периодизация культуры Древней Греции:
1. Крито-микенская культура – 3 тыс. до н.э. – 11 век до н.э.
2. Гомеровский период – 11-8 века до н.э. «Илиада», «Одиссея».
3. Период архаики – 7-6 века до н.э. Закладываются основные принципы ордерной системы в архитектуре, в скульптуре начинают формироваться навыки изображения человека (коры, куросы). Архитектура (ордерная) – в основном храмы.
4. Эпоха классики – 5 век до н.э.
5. Эпоха эллинизма - 4-2 века до н.э.
Для античной религии характерно многобожие – политеизм. Постепенно выделились более индивидуализированные боги, например Зевс и т.д.
Важное место в жизни древних греков занимал театр. В нем можно было выразить свои чувства и эмоции. Театр не только отражал жизнь древних греков и римлян, но и служил проявлением их интереса к политике, а так же имел огромное воспитательное значение.Древняя Греция оставила 3 имени авторов трагедии:
1) Эсхил;
2) Софокл;
3) Еврипид.
4) Аристофан и Менандр - комедии нравов, посвящены жизни простых афинских семей с их заботами.
Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Греческие актеры носили на лице маски, сменяемые даже на протяжении исполнения одной роли. В эллинистическую эпоху искусство актера стало профессией.
Огромное значение в античности придавалось и музыке. Греки считали, что лад в музыке создает настроение человека. Самобытная музыкальная культура существовала и в Риме. Сохранились описания древних триумфальных, свадебных, поминальных и застольных песен.
Просвещение, наука и литература античной культуры
Воспитание свободнорожденных граждан в Древней Греции имело целью подготовку рабовладельцев, умеющих держать в повиновении рабов и защищать свое государство от внешних врагов. В зависимости от условий развития сложились различные системы воспитания, из которых наиболее известными были две:
1) спартанская;
2) афинская.
В Спарте (Лаконике) воспитание было направлено преимущественно на физическую подготовку. Обучение чтению и письму не входило в обязательную программу воспитания. Афинское воспитание было гораздо более разносторонним и ставило своей задачей сочетание нравственного, эстетического и физического воспитания.
В древности активно развивалось и научное знание. Среди наук выделяются:
1) география (Эратосфен);
2) физика (Демокрит);
3) философия и систематизация научных знаний (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Эпикур и др.).
3) история (Геродот)
В античной скульптуре периода архаики все еще распространены антропоморфные (похожие на человека) статуи богов. А персонажи статуй VII–VI вв. до н. э. уже не только боги, а также юноши – куросы и девушки – коры, участники религиозных процессий.
Скульптура Древней Греции классического периода (V-IV в.в. до нашей эры). Работы Мирона, Фидия, Праксителя, Леохара.