Культура Греции классического периода

Наибольший расцвет культура Древней Греции - классический период (480—323 до н. э.). Он связан именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана.

Скульптура:С V в. до н. э. скульптора - от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты. Помимо мрамора широко используется бронза.

Идеал красоты обнаженного тела распространился и в повседневной жизни: гимнастика, личная гигиена, прически, косметическими средствами. культивировался образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Женщины изображались в одеждах. В IV веке до н. э. Пракситель впервые изобразил богиню Афродиту обнаженной.

Мирон (V в. до н. э.) «Дискобол» вершина в реалистической передаче движений человеческого тела.

Фидий (середина V в. до н. э.), скульптуры которого украсили Парфенон, преуспел в воплощении возвышенных эмоций,

Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.) строгий математический канон воплощения образа идеального гражданина — физически и духовно совершенного человека.

Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н, э. -т Пракситель, Скопас, Лисипп (портретные бюсты Сократа, Александра Македонского).

Живопись:Полигноп (I -я пол. V в. до н. э.) и Аполлодор (2-я пол. V в. до н. э.), которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу. Но основным памятником живописи: вазовая роспись, продолжавшая реалистические традиции архаической эпохи.

Литература: В понятие высокой классики входят также литературные достижения — создание жанра трагедии и комедии. Наивысшего расцвета древнегреческая трагедия достигает в V веке до н. э. в произведениях Эсхила ("Царь Эдип", "Антигона"), Софокла и Эврипида («Медея») . Трагедия возникла из культа Диониса, когда при совершении обряда хор и один актер разыгрывали мифологические сюжеты из жизни бога с пением и танцами.

В трагедиях использовались и переосмыслялись известные всем мифологические сюжеты и, реже, реальные исторические события, находили отражение особенности политической и духовной жизни общества.

Предназначение трагедии заключалось в воздействии на зрителя, который, сопереживая героям, испытывал катарсис (греч.- «очищение)

Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. В Греции возник новый вид искусства — драматический театр. В нем ставились комедии и трагедии. Первый драматургом и актером считается Феспид, который в 534 году до н.э. представил публике на празднике в честь Диониса ряд сцен, играя сам все женские и мужские роли.

днако наивысшего развития жанр комедии получил у великого Аристофана (ок. 445— ок. 386), оставил 44 комедии («Мир», «Лисистрат», «Осах»).

История:В V веке до н. э. получает развитие греческая историография. Геродот (484—425 до н.э.) («Историю»), прозванный «отцом истории», Фукидид (460—400 дон. э.) в своей «Истории Пелопоннесской войны» впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовал росту политических знаний. Наиболее значительным историком IV в. до н. э. был Ксенофонт (ок. 430—355 или 354 до н. э). Его лучшие произведения «Анабасис» и «Греческая история» отличаются простотой языка и ясностью изложения. В отличие от Фукидида, его больше интересовали великие личности, а не причинно-следственные связи.

Архитектура: V до н. э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками. В это время создаются наиболее совершенные религиозные и светские памятники культуры. Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм. Самый знаменитый храмовый комплекс - афинский Акрополь.

Разрушенный персами в 480 году до н. э., он заново отстраивается на протяжении всего V века до н. э. под общим руководством великого скульптора Греции Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений — пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин — Парфенон.

Философия: В IV веке до н. э. в Греции обнаруживается экономический и политический (но не культурный) упадок. Именно в это время античная философия достигает наивысшего рассвета. Ее прославили три великих философа — Сократ, Платон и Аристотель.

Очень высокого уровня в этот период достигает риторика. Исократ (436—ЗЗ8 до н. э.), Демосфена (384—322 до н.э.).

Наши рекомендации