Практическое занятие № 4. «Графика и орфография. Основной принцип русской графики. Принципы русской орфографии. Основные виды орфограмм ».

Исходный уровень знаний студентов для освоения темы:

Студент должен:

Знать понятие «графика» «орфография», средства передачи русской графики;

Уметь писать слова без орфографических ошибок.

На практическом занятии рассматриваются следующие вопросы:

1. Понятие графики. Основные и дополнительные средства передачи русской графики.

2. Основной принцип русской графики.

3. Истоки создания славянской письменности.

4. Правила передачи звуков буквами в составе слов.

5. Понятие орфографии. Разделы русской орфографии.

6. Основные принципы русской орфографии.

7. Основные типы орфограмм.

Итоговый уровень знаний.

Студент должен:

Знатьистоки создания славянской письменности, основной принцип русской графики, принципы русской орфографии;

Уметьвладеть графикой русского языка, соблюдать основные типы орфограмм.

Практические задания

Задание 1. Выучите орфографию слов для написания терминологического диктанта:

Абсцесс, альтерация, гиперемия, цианоз, гангрена, фагоцитоз, конъюнктивит, инъекция, бюллетень, иммунитет, аллергия, гипоксемия, анемия, анамнез, аускультация, перкуссия, эпикриз, пальпация, биопсия, эндоскопия, астма, дисфагия, коллапс, эвтаназия, экссудат, ишемия, пневмония, физиотерапия, перитонит, асфиксия, астигматизм, пенициллин, анестезия, аденоиды.

Задание 2. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы:

Ср…внить, подр…внять, ч…та, попл…вок, обл…гать, заск…чить, соч…тание, р…сток, ск…чок, пром…кательная бумага, пл…вчиха, з…ря, р…внина, з…рянка, прекл…нение, неук…снительно, отр…сль, выч…сть; пр…следовать, пр…творяться, пр…небрегать, пр…землиться, пр…увеличить, пр…градить, пр…рисовать, пр…кратить, пр…одолеть, пр…зирать, пр…подносить, пр…дупреждать;

беч…вка, сильный ож…г, ноч…вка, ш…рстка, пощ…чина, обж…ра, ш…рты, девч…нка, трущ…ба, кош…лка, холщ…вый, реш…тка, прич…ска, пятач…к, кипяч…ный, чеч…тка, сгущ…нка, парч..вый; пред…уборочный, бетон…щик, трех…емкостный, нян…чить, замуж…, спряч…ся, из…ян, восем…сот, сверх…естественный, п…едестал, ад…ютант, настеж…, познаком…ся, могуч…, сем…десят, с…язвить; ветре…ый, оловя…ый, муче…ик, избалова…ый, ране…ый, новорожде…ый, беше…ый, жева…ый, подли…ый, масля…ая, безветре…ый, стира…ый, избра…ик, копче…ости, серебря…ый, нехоже…ый;

Задание 3. Определите функцию букв е, ю, я в следующих словах:

Елка, еж, лед, мое, подъем, шелк, челка, юлить, люблю, семью, юг, коню, яма, играя, ямщик, вянуть, объятие, уязвить, ходят, знания, тряс, запрячь, рьяно.

Задание 4. Тест

1. Укажите слова, которые пишутся слитно:

1)до (тла)

2)пол (Европы)

3)крупно (масштабный)

4)полу (тьма)

5)авиа (почта)

2. Укажите слова, в которых пишется удвоенная согласная:

1)ра(с,сс)а

2)ка(л,лл)играфия

3)а(к,кк)уратный

4)а(п,пп)ликация

5)диску(с,сс)ия

3. Укажите слова, в которых частица НЕ пишется слитно:

1)(не)победимый

2)(не)ужто

3)(не)доел

4)(не)смотря на плохую погоду

5)(не)у кого

4. Укажите слова, в которых после приставки пишется гласная И:

1)дез…нфекция

2)с…мпровизировать

3)мед…нститут

4)без…звестный

5)сверх…нтересный

5. Укажите слова, в которых пишется суффикс –ущ- (-ющ-)?

1)тле…щий костер

2)движ…щиеся тени

3)колыш…щиеся деревья

4)порт…щийся продукт

5)стел…щийся туман

Задание 5. Выпишите в тетрадь слова, в которых пишется удвоенная согласная:

Оп…зиция, оп…онент, кристал…, крос…ворд, фур…ор, пер…он, крос…овки, кас…ета, ал…юминий, апел…яция, матрос…кий, гал…ерея, эл…егия, ил…юстрация, кар…икатура, ок…упант, трас…а, тер…аса, тон…ель, искус…тво, искус…ный, рас…овый, тен…ис, ком…ерсант, агрес…ия, труп…а, мил…иметр.

Основная литература

1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

2.Русский орфографический словарь / Под ред. В.В. Лопатина. М., 2007.

Дополнительная литература

1.Грот Я.К. Русское правописание. СПб., 2005.

2.Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 2006.

3.Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. М., 2008.

Темы рефератов

1. Об истории русской азбуки.

2. Значение русской письменности.

3. Трудные вопросы правописания частей речи.

Литература для подготовки рефератов

1.Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия. — М.: Академия, 1998.

2.Бодуэн де Куртенэ И.А. Об отношении русского письма к русскому языку // Избранные труды по общему языкознанию. М., 2003. Т. 2.

3.Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. М., 2006; М., 2001.

4.Грот Я.К. Русское правописание. СПб., 2005.

5.Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 2006.

6.Правила русской орфографии и пунктуации. М., 2006.

7.Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2007.

8.Щерба Л.В. Теория русского письма // Избранные работы по русскому языку. М., 2005.

Наши рекомендации