Концепция организационной культуры

Белгородский государственный университет

Белгородский государственный институт культуры

С.А. Вангородская, Е.В. Шварёв

Организационная

Культура

Учебно-методическое пособие

Белгород 2004

Печатается по решению Ученого

Совета Белгородского государственного

института культуры

Рецензенты:

Римский В.П.

доктор философских наук, профессор;

Бердник А.Н.

кандидат исторических наук, доцент

Вангородская С.А., Шварёв Е.В.

Организационная культура. Учебно-методическое пособие. - Белгород: Изд-во БелГИК, 2004. - 135 с.

В пособии раскрывается история становления организационной культуры в России и за рубежом, отечественные и зарубежные модели организационной культуры, практический опыт и перспективы развития.

Особое внимание уделено сопоставительной характеристике моделей организационной культуры в России и за рубежом, выявлению истоков их различий и особенностей, социокультурной динамики и перспектив.

Пособие предназначено студентам специальности «Социально-культурная деятельность», изучающим курс «Основы менеджмента», а также всем студентам, интересующимся проблемами развития мировой и отечественной культуры.

Ó Белгородский государственный институт культуры, 2004

Содержание

   
Введение
Часть I. Концепция организационной культуры
1.1. Понятие и структура организационной культуры
1.2. Содержание организационной культуры
1.3. Функции организационной культуры
Часть II. Типологии организационной культуры
2.1. Типология Г. Хофштеде
2.2. Типология культуры С. Иошимури
2.3. Типология культуры У. Ноймана
2.4. Типология культуры Р.Блейка и Ж. Мутона
2.5.Типология культуры И. Оучи
2.6. Типология культуры С. Ханди
2.7. Типология культуры М. Бурке
2.8. Типология культуры Р. Рюттингера
Часть III. Развитие организационной культуры
3.1. Формирование организационной культуры
3.2. Поддержание организационной культуры
3.3. Изменение организационной культуры
Часть IV. Влияние культуры на организационную эффективность
4.1. Подходы к измерению влияния культуры
4.2. Соответствие культуры принятой стратегии
4.3. Управление организационной культурой
Часть V. Национальное в организационной культуре
5.1. Системный подход
5.2. Модель Г. Хофштеде
5.3.Модель Г.Лэйн и Дж. Дистефано
5.4. Модель У. Оучи
Часть VI. Российская организационная культура
Часть VII. Методы диагностики организационной культуры
Часть VIII. Современное состояние организационной культуры (на примере культурно-досуговых учреждений Белгородской области): опыт социологического исследования)    
Библиографический список рекомендуемой литературы

Введение

В последние годы интерес к культуре организаций резко усилился. Это связано с тем, что возросло понимание то­го влияния, которое феномен культуры оказывает на успехи и эффективность организации. Многочисленные исследования показывают, что процветающие компании отличаются высоким уровнем культуры, который формируется в результате продуманных усилий, направленных на развитие духа корпорации, во благо всех заинтересованных в ее деятельности сторон.

Социальная организация – это сложный организм, ос­новой жизненного потенциала которого является организаци­онная культура: то, ради чего люди стали членами организа­ции; то, как строятся отношения между ними; какие устойчи­вые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам.

Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и вы­живания организации в долгосрочной перспективе. Носителя­ми организационной культуры являются люди. Однако в ор­ганизациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом органи­зации, ее частью, оказывающей активное воздействие на чле­нов организации, модифицирующей их поведение в соответст­вии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее ос­нову. По убеждению современных исследователей, менеджмент не только соответствует организационной культуре, сильно зависит от нее, но и может, в свою очередь, оказывать влияние на формирование и развитие организаци­онной культуры[1].

Реформационные процессы в вузе в сторону демократизации, общая тенденция возрастания нагрузки на сознание и психику человека в связи с ускорением научно-технического прогресса и издержками в образовании, воспитании, социальной сфере в настоящее время дополняются тем, что каждому из участников учебно-воспитательного процесса приходится радикально перестраивать свой духовный и психический мир, приводить его в соответствие с реалиями жизни.

Известно, что именно социальная среда составляет основное содержание объективно-субъективных условий механизма формирования духовного мира человека. Отсюда следует, что при рассмотрении организационной культуры как социального феномена необходимо не только использовать данные социологической и психологической наук о природе и особенностях организационной культуры, но и исследовать реально действующие факторы, предполагающие ее изменение, а также соотношение между ними.

Оказать необходимую помощь, правильно направить усилия студента на понимание основных закономерностей развития организационной культуры - основная задача данного учебно-методического пособия. Оно составлено с учетом современных требований к дисциплине «Основы менеджмента» и предназначено для студентов дневного и заочного отделений, обучающихся по специальности 053100 - социально-культурная деятельность, а также для руководителей организаций и всех тех, кто интересуется проблемами развития феномена организационной культуры.

часть I

Концепция организационной культуры

1.1. Понятие и структура организационной культуры.

1.2. Содержание организационной культуры.

1.3. Функции организационной культуры.

Наши рекомендации